Слайд 1Тема урока:Биологический прогресс и регресс
Слайд 2Цели урока
сформировать понятия: биологический прогресс и регресс;
углубить и расширить
знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
сформировать умение использовать
данные разных наук для доказательства эволюции;
.
Слайд 3Что обозначают термины?
Микроэвоюция
Макроэволюция
Онтогенез
Филогенез
Видообразование
Рудименты
Атавизмы
Эндемики
Реликты
Слайд 4Повторим
Какой тип доказательств представлен на слайде
Слайд 5На каком рисунке представлен филогенетический ряд
Слайд 7Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской
области (Африка) имеют много общего
Слайд 8ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕГРЕСС
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ
Слайд 9БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Основные показатели:
Увеличение численности особей в популяциях
Расширение ареала
Высокая интенсивность видообразования
Возрастание
приспособленности организмов к окружающей среде
Слайд 10Биологический прогресс
(лат. «движение вперед»)
Достижение данной группой организмов
успеха в
борьбе за существование.
( с упрощением или усложнением организации )
Кто
достигает – мелкие, плодовитые , формы, легко уживающиеся с человеком. Насекомые, цветковые растения, костистые рыбы, грызуны.
БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация
Слайд 13БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
Уменьшение численности особей в популяциях
Сужение ареала
Уменьшение интенсивности видообразования
Снижение приспособленности
организмов к условиям среды
Слайд 14Вымирание видов из-за глобальных изменений климата
Исчезновение видов по вине человека
Снижение
приспособленности организмов
к условиям среды
Деятельность
человека
Факторы неживой
природы
Слайд 15Вымирание из-за глобальных изменений климата
Слайд 16Истребленные человеком
Странствующий
голубь
Дронт
Страус моа
Слайд 18Большой бамбуковый лемур (Greater Bamboo Lemur)
Слайд 19Хохлатый (чёрный) павиан (Celebes Crested Macaque)
Слайд 20Равнинная горилла (Lowland Gorilla)
Слайд 21Мадагаскарский орлан-рыболов (скопа) (Madagascar Fish Eagle)
Слайд 22Ванкуверский сурок (Vancouver Island Marmot)
Слайд 24Иберийская (испанская) рысь (Iberian Lynx)
Слайд 25Китайский речной (озерный) дельфин (Baiji Dolphin)
Слайд 26Сибирский журавль (Стерх)(Siberian Crane)
Слайд 27Работа с текстом «Паразитизм»
Выяснить причины паразитизма.
Назвать основные примеры паразитизма.
Почему паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу?
Слайд 28 .
ВИД НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИи
А) одуванчик обыкновенный
Б) домовая
мышь
В) латимерия
Г) лотос ореховидный
Д) австралийская ехидна
Е) заяц русак
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
Слайд 29
ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
А) изменение окраски тела
Б) наличие стрекательных клеток
В) способность впадать в спячку
Г) мигрирование в
поисках пищи
Д) сезонное изменение густоты шерсти
Е) наличие игл на спине
1) защита от врагов
2) перенесение
неблагоприятных условий
Слайд 30Из указанного перечня выберите пример морфофизиологического прогресса.
1) наличие волосяного покрова у
млекопитающих
2) образование плавательных перепонок у озёрной лягушки
3) разнообразие видов вьюрков на Галапагосских
островах
4) наличие воскового налёта на листьях клюквы
Слайд 31Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует
1) дрейфу генов
2) проявлению мутаций
3) приспособленности видов
4) фенотипической
однородности популяций
Слайд 32Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
ЖИВОТНОЕ ТИП
ОКРАСКИ
А) медоносная пчела
Б) речной окунь
В) божья коровка
Г) колорадский жук
Д) белая куропатка
Е) заяц-беляк
1) покровительственная
2) предупреждающая
Слайд 33Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в
результате наследственной изменчивости называют
1) подражательным сходством
2) предупредительной окраской
3) индустриальным меланизмом
4) мимикрией
Слайд 34Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке
буквами А и Б? Как называют такие органы и какой
эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.
Слайд 35Рефлексия
Вопросы:
Выполнили мы все поставленные задачи?
Что нового узнали на этом уроке?
Какой
материал поняли полностью или частично?
Слайд 36Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции?
1) особи связаны пищевыми цепями и
сетями питания
2) она состоит из отдельных взаимодействующих особей
3) это наименьшая единица вида,
изменяющаяся во времени
4) в ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии