Слайд 1Тематический апперцептивный тест
Выполнили: Белоногов В. , Ульяненко Д. , Сыздыкбеков
А.К.
Слайд 2«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод,
с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы
и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»
— Henry A Murray. Thematic apperception test. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.
Слайд 3ТАТ представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими
изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц —
чистый белый лист.
Первоначально задумывался как методика на исследование воображения, однако, быстро выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью выходят за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее мотивов и потребностей, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних мотивов, особенности протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.
ТАТ
Слайд 4Применение
В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как
правило, не оправдывает затраченных усилий.
Его рекомендуется применять в случаях,
вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п.
На начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.
Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).
Слайд 5Противопоказания
Острый психоз или состояние острой тревоги
Трудность в установлении контактов
Вероятность того,
что клиент сочтет применение тестов суррогатом, отсутствием интереса со стороны
терапевта
Вероятность того, что клиент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта
Специфический страх и избегание ситуаций испытания любого рода
Слайд 6История создания методики
В 1907 году Х.Бриттен давал группе испытуемых —
юношам и девушкам в возрасте от 13 до 20 лет
— составить рассказы по 9 картинам.
Год спустя аналогичный прием был использован У.Либби для изучения соотношения между воображением и чувствами у школьников разных возрастов.
Затем последовал перерыв, и метод был открыт вновь лишь в 1932 году Л.Шварцем. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он создал «рисуночный тест социальных ситуаций» с целью облегчить контакт при клинической беседе. Тест включал в себя 8 картин с изображениями типичных ситуаций из жизни несовершеннолетних правонарушителей.
Слайд 7Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и
Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен
как метод исследования воображения
Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея
Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.
История создания методики
Слайд 8Предполагалось, что каждая таблица актуализирует у обследуемого одну или несколько
потребностей и позволяет тем самым вскрыть соответствующую тему, а также
выявить тематические структуры бессознательного.
По мере совершенствования теста было выявлено, что инструкция фантазировать дает лучшие результаты, чем задача угадать подоплеку событий, а также что диагностическая ценность результатов во многом зависит от присутствия на изображениях хотя бы одного персонажа, с которым обследуемый мог бы себя идентифицировать (с учетом его пола и возраста).
История создания методики
Слайд 9Достоинства
Богатство, глубина и разнообразие получаемой диагностической информации.
Возможность совмещать различные интерпретативные
схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта
работы с методикой
Возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам
Независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования
Слайд 10Недостатки
Трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов.
Общее
время обследования психически здорового испытуемого редко бывает меньше двух часов.
Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов.
Высокие требования к квалификации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.
Слайд 11Процедура проведения
Обследования обычно проводится в два сеанса, возможно увеличение
до 4.
Необходимо учитывать усталость обследуемого, снижение мотивации к выполнению
задания.
Таблицы выкладываются на стол в перевернутом виде по 4 штуки.
На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа.
Обследуемый не должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов.
Слайд 12Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать требованиям:
Исключение
всех возможные помехи.
Обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно.
Ситуация
и поведение психолога не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.
Требования
Слайд 13Инструкция
Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза
подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого.
«Я буду показывать Вам картины,
Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».
Слайд 14Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах:
настоящее
прошлое
будущее
чувства
мысли
При отсутствии какого-либо пункта, основную часть инструкции следует повторить еще
раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель.
Слайд 15Вторая часть инструкции
"правильных" или "неправильных" вариантов не бывает, любой рассказ,
соответствующий инструкции, хорош;
рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать
заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда;
литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.
Слайд 16Составление протокола
Полный текст всего, что говорит обследуемый в той форме,
в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, оговорками,
аграмматизмами, повторениями и словами-паразитами. Если он хочет исправить что-то ранее сказанное, следует записать те исправления, которые он вносит, не меняя ничего в предыдущей записи.
Все, что говорит психолог, обмены репликами с обследуемым, вопросы обследуемого и ответы психолога, вопросы психолога и ответы обследуемого.
Относительно длинные паузы в ходе составления рассказа.
Латентное время — от предъявления картины до начала рассказа — и общее время рассказа — от первого до последнего слова. Время, затраченное на уточняющий опрос, не приплюсовывается к общему времени рассказа.
Слайд 17Положение картины. Для некоторых картин неясно, где верх, где низ,
и обследуемый может ее вертеть. Повороты картины необходимо фиксировать. Положение
таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы, > — верхний край таблицы справа, v — таблица перевернута (с), < — верхний край таблицы слева. Если обследуемый будет спрашивать, как правильно держать, следует отвечать: "Как Вам удобно, так и держите".
Эмоциональный настрой обследуемого, расположение духа, динамику его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания.
Невербальные реакции и проявления обследуемого — жесты, мимику, позы: пожал плечами, улыбнулся, нахмурился, сменил одну позу на другую (открытую на скованную или наоборот).
Составление протокола
Слайд 20Адаптации и модификации
О ТАТ можно говорить по меньшей мере в
двух значениях. В узком значении — это конкретная диагностическая техника,
разработанная Г.Мюрреем, в широком значении — это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.
Слайд 21Варианты ТАТ
Для разных возрастных групп
Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака
Мичиганский
рисуночный тест (МРТ)
Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST)
Варианты для
пожилого возраста
Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
Для разных этнокультурных групп
ТАТ С.Томпсона для афроамериканцев (Т-ТАТ)
ТАТ для африканцев
Американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев и др
Для измерения отдельных мотивов
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена
Слайд 22Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака
Слайд 23Интерпретации
Существует множество подходов к интерпретации. По некоторым данным, уже
в 50-е годы насчитывалось более 30 схем, а в 1963
году Б.Мюрстейн сравнил их число с числом волос в бороде Распутина.
Выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.
Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты
Слайд 24Допущения связанные с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их
фрагментов.
Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц,
и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других очень мало или он может вообще отсутствовать.
Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.
Слайд 25Допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других
аспектов поведения.
Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты,
но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.
Слайд 26Стадии интерпретации
Симптомологический анализ
Синдромологический анализ
Формулировка диагностических выводов