Слайд 1Теоретические основания сравнительной специальной педагогики
Слайд 21.1.Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике
«Сравнительная педагогика анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции
и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, вскрывает соотношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур»
Слайд 3Задачи сравнительной специальной педагогики
1.изучает состояние и тенденции развития сложной сферы
педагогического процесса специального образования в международном, межкультурном и ретроспективном аспектах,
ее структуру, цели, функции, содержание и результаты деятельности
2.Изучает эффективность экономических и социально-политических условий, созданных для специального образования в разных странах.
3.Поиск путей улучшения и нормализации жизненной и образовательной ситуации человека с ограниченными возможностями, повышение качества его жизни средствами специального образования и включение его в социум.
4. Исследуя особенности феномена ограничения жизнедеятельности и социального участия человека, сравнительная специальная педагогика выявляет отношение к этому феномену в многообразных социокультурных, этнокультурных условиях, существующих в различных по уровню эконом.,политич., соц., и культурного развития странах и регионах мира.
Слайд 4Методологические подходы.
Феноменологический подход- знакомство и описание системы специального образования в
той или иной стране, описание организации и содержания деятельности разных
педагогических систем, форм организации, методов без сопоставления с отечественными, или ранее известными зарубежными.
Аналитико-эмпирический подход предполагает изучение и анализ прежде всего количественных данных о специальном образовании разных стран — количество образовательных учреждений для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями, число учащихся, находящихся в сфере внимания одного учителя, количество учащихся по категориям отклонений в развитии, по возрастам и пр.
Слайд 5Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов
специального образования, что делает более понятными многие его современные особенности
Целостный
системно
синтетический подход включает в себя комбинацию подходов и методов функционального анализа, исторической трактовки, аналитикоэмпирического изучения, системной социокультурной интерпретации условий и тенденций развития.
Он выходит на всеобъемлющий сравнительный анализ системы (или систем) специального образования с учетом ее национальногосударственной, социокультурной и исторической обусловленности.
Слайд 6имплицитный подход, при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального
образования какойлибо страны или группы стран проводятся с позиций и
на основе научных подходов, культурных, национальных и образовательных особенностей своей собственной страны.
вненациональный подход, согласно которому исследования сферы специального образования ведутся на основе сформированной интернациональным научным коллективом вненациональной концепции с использованием совместно разработанных методологий и совместно отобранных методов.
Слайд 7Вертикальный и горизонтальный способы сравнительного изучения образования
вертикальный (исторический) способ
анализа более характерен для изучения истории специальной педагогики,
горизонтальный (актуальный)
позволяет сопоставлять особенности развитие специального образования в ряде стран в одном и том же историческом периоде.
Слайд 8Методы компаративных исследований
Наблюдение( обычное и включенное)
Беседа и интервьирование
Анализ и синтез
Изучение
источников
Метод сравнения
-Для получения системного достоверного представления об изучаемой
проблеме привлекаются группы методов в таких сочетаниях, которые могли бы наиболее полно и объективно характеризовать рассматриваемый предмет в специальном образовании.
Слайд 91.2. Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования
Основоположником идеи сравнительных
педагогических исследований называют М.А. Жюльена Парижского (1775— 1848).
он впервые
обозначил в качестве самостоятельной научно-педагогическую проблему изучения международного опыта развития образования и предложил некоторые методы такого исследования и термины «сравнительная педагогика», «сравнительное воспитание».
Слайд 10Идеи М.А.Жюльена Парижского были подхвачены западноевропейcким педагогическим сообществом, а позднее
распространились в другие страны и континенты ( Франция Германия,США, АвстроВенгрия,
Швейцария, Великобритания, Скандинавские страны
Слайд 11Знакомство с содержанием, организацией и результатами специального образования в зарубежных
странах в XIX в.имело весьма конкретную, прагматическую цель: изучить зарубежный
опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, прежде всего, с сенсорными нарушениями, и перенести его, в свою страну, где такой способ (форма, метод) обучения детей данной категории, а иногда и само их обучение отсутствовали.
Слайд 12Способами изучения и импортирования зарубежного опыта были:
«педагогические поездки» (путешествия) по
интересующим странам,
посещения специальных учреждений; стажировка в них,
приглашение зарубежных специалистов для
работы в образовательные учреждения своей страны
Слайд 13Наблюдения и опыт, приобретенный во время таких поездок и стажировок,
получали отражение в отчетах, статьях, публикуемых в периодических изданиях либо
в переводах или обзорах зарубежной специальной литературы, выходящих отдельными выпусками.
Слайд 14Для начала ХХ в. характерна активизация зарубежных контактов отечественных педагогов
и ученых в области специального образования. Появляются обзорные научнометодические труды,
описывающие постановку дела обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в отдельных странах .
Слайд 15до середины XIX в. информация о тех или иных способах
обучения, не всегда свободно распространялась и оказывалась полностью доступной заинтересованным
в ней педагогам.
По мере становления национальных систем специального образования в Европе формировался и закономерный интерес к тому, как организовано специальное образование в других странах, каковы его сходство и различие с отечественной системой.
Слайд 16В послереволюционный период в СССР поступление информации о зарубежном опыте
в области специального образования оставалось относительно свободным лишь до конца
20х гг. ХХ в.
Со второй половины 30х гг. почти на четверть века в СССР «опустился железный занавес», и возможности изучения, объективной интерпретации зарубежного опыта в области специального образования, экспериментирования с зарубежными инновациями, проведение какихлибо сравнительных исследований вне идеологического контекста исчезли.
Слайд 17с 60х гг. ХХ в., возникают контакты отечественных дефектологов с
зарубежными коллегами(в процессе участия в международных форумах, посвященных проблемам специального
образования. Позднее, в 70е гг. ХХ в., они расширяются за счет контактов с государствами социалистического лагеря.
В нашу страну приезжают зарубежные студенты и аспиранты, преподаватели и исследователи.
Советских дефектологов приглашают не только для участия в международных форумах, но и для чтения лекций в зарубежных университетах, для работы в специальных учреждениях стран социалистического лагеря с целью передачи передового опыта.
Слайд 18все это позволило выйти на новый этап развития компаративных исследований:
стали появляться системносравнительные исследования, которые уже можно было отнести к
категории собственно компаративных
Слайд 19были выполнены:
сравнительноисторическое исследование становления и развития национальных систем специального образования
сравнительное
ретроспективное изучение развития научного знания в специальной педагогике в международном
аспекте
сравнительное ретроспективное изучение становления и развития профессиональной подготовки педагоговдефектологов за рубежом в сопоставлении с положением в этой области у нас в стране
системное изучение развития специального образования и специальной педагогики в одной стране
Слайд 201.3 Фазы развития специального образования в зарубежной компаративистике
Начальная фаза педагогического
внимания к людям с ОВЗ
Фаза профессионализации, разработки идей и концепций
спец.обучения и их изложение в теоретических работах
Фаза правовой поддержки в школьном и социальном законодательстве
Фаза консолидации, развития и дифференциальных тенденций
Фаза устойчивого обновления, основанного на критическом анализе существующих моделей обучения, поисков и опытов их преобразования.
Слайд 21Факторы и условия развития специального образования и специальной педагогики: компаративный
аспект
Экономические
Социально-политические
Социально-культурные.
в следствие этого :
-недостаточность материальных средств из-за неблагоприятной экологической
ситуации в мире и сужения рынка рабочей силы
-изменение общественных и социально-государственных обязательств и обязанностей по отношению к людям с ОВЗ
Слайд 22Зарубежные компаративисты выделили 2 тенденции соц.политики в отношении инвалидов:
Нарастание интегративной
тенденции в образовании ( взаимоотношения массовой и системы спец.образования в
виде «поглощения» и «существование и взаимодополнения»
Перенесение центра тяжести в оказании соц.помощи с гос.учреждений на общественные и самодеятельные структуры
Слайд 23К 80-м гг.20 в.в общественном сознании развитых государств сложилась философия
реабилитации, которая опирается на ряд принципов:
Принцип нормализации
Принцип конечной социальной цели
Принцип
целостности
Принцип свободы
Принцип гуманности
Слайд 241.5 Теоретико-методологические основания зарубежной специальной педагогики
Конец 19 в.-первая пол.20в. характеризуется
общими тенденциями формирования спец.образования. Оформление различных его отраслей происходило под
влиянием лечебной педагогики, которая трактуется в 3 направлениях:
Педагогическое понимание означало оказание помощи педагогическими средствами.
Медицинская трактовка лечебной педагогики –целью такой деятельности считалось излечение.
Религиозная трактовка характеризует лечебную педагогику как деятельность направленную на спасение души.
Слайд 25С середины 70-х гг.20в. приоритетным становится интерактивный подход:
В основе любого
нарушения лежит не только биологический дефект. В генезе нарушения не
менее важны особенности внутриличностного развития, социальное происхождение, социальное окружение.
Интерактивный подход в своем развитии проходит ряд этапов:
Социально-детерминистское направление
Персоналистское направление
Социально-феноменологическое направление
Слайд 26Социально-детерминистское направление
Разработка теоретических вопросов, касающихся природы нарушения( акцентирование роли социума
в происхождении нарушений), с выявлением и раскрытием роли социума в
отношении к детям и подросткам с нарушениями.
Все причины нарушений в развитии рассматриваются исключительно с социальных позиций: как нарушения баланса между обществом и личностью с отклонениями в развитии.
Слайд 27Влияние соц.-детерминистической составляющей на развитие теории и практики спец. образование
позволило придти к следующим выводам:
Критический анализ отношения социума к людям
с нарушениями вскрыл механизмы такого отношения;
Было детально пересмотрено представление о нарушениях развития как социальной проблеме
Уточнены особенности личности, имеющей нарушения развития
Указаны возможные формы и способы ее реакции на негативное отношение
Слайд 28Персоналистское направление
Концентрирует внимание на изучении внутренней сущности личности в ее
взаимоотношениях с социальным миром. При этом внешний мир является только
определенным стимулом по отношению к личности; ее развитие обусловлено внутренними, свойственными только ей законами развития, а в основе такого развития лежит изначально заданное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.
Слайд 29Вклад персоналистского направления в развитие интерактивного подхода:
Опора в процессе развития
на сознательную личность на самоактуализацию и возможность противопоставлять себя имеющемуся
нарушению;
Признание роли социума в качестве фактора, стимулирующего развитие личности.
Слайд 30Социально-феноменологическое направление
Осмысление природы ребенка, опыта его чувственной жизни, которые существуют
в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. В центре
педагогической деятельности находится не ребенок, имеющий отклонение, педагогическая ситуация, в которой у него проявляются трудности в обучении.
Слайд 31
В практике специального образования интерактивный подход реализуется в рамках интегрированного,
а позже и инклюзивного обучения.
Интерактивный подход к обучению основывается на
принципах гуманистической педагогики:
-учет эмоциональной, стимулирующей среды;
-роли доверительных отношений;
-создание для каждого учащегося возможности выбора познавательных альтернатив, совместном обсуждении процесса обучения.
Слайд 32Метод кооперативного обучения основывается на принципах :
Положительная зависимость
Взаимодействие в сочетании
с индивидуальной независимостью
Социальное сотрудничество
Реализации этих принципов содействуют дифференцированно-групповая или
индивидуально-групповая формы деятельности.
Слайд 33Системно-экологический подход
Задача этого подхода в том, чтобы человек , ощущая
себя в естественной среде обитания, мог осмысленно выстраивать собственное безопасное
и комфортное бытие на основе заданных условий и во взаимодействии с другими людьми.
Этот подход в обучении предполагает отказ от терминов «дефект», «нарушение», а также от дифференцированных учебных заведений для детей и подростков с ОВЗ.
Слайд 34Социальные взаимосвязи ребенка разделены на несколько уровней в зависимости от
частоты и, значимости и характера взаимодействия
Микросистемы
Мезосистемы
Экзосистемы
Макросистемы
Слайд 35Нарушенное развитие понимается как дифференцированная потребность в поддержке.
По степени интенсивности
выделяют 4 вида поддержки :
Периодическая
Ограниченная
Развернутая
глубокая
Слайд 36Важный принцип экологического подхода - принцип эгалитаризма, который предполагает:
Планирование услуг,
ориентированных на конкретного индивида
Активизацию личного участия индивида, реализацию его внутренних
сил в перспективе участия в общественной жизни
Ориентированность на личностно-значимые результаты
Слайд 37Базовым становится педагогическое понятие «особые образовательные потребности».
Это понятие выдвигает на
первый план педагогические решения, принимающие во внимание конкретного ребенка и
направленность его воспитания и обучения.
Специальная педагогика исходит из понимания того, что дефекты и нарушения развития есть и будут, и сопровождение их носителей требует компетентных специалистов.
Слайд 38Вклад в теорию и практику специального образования понятия «особые образовательные
потребности»
Возникла альтернатива стандартной классификации, базирующейся на видах нарушений
Произошла субъективизация деятельностного
подхода
Создание открытой, ступенчатой, субъектно-ориентированной организации педагогического сопровождения.
Слайд 39Заключение
Современные теоретико-методологические основания специальной педагогики, используемые в зарубежных исследованиях, имеют
полифункциональный характер и опираются на научные теории и концепции как
общенаучного, так и частнонаучного.