Разделы презентаций


Теоретические основания сравнительной специальной педагогики

Содержание

1.1.Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике «Сравнительная педагогика анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теоретические основания сравнительной специальной педагогики

Теоретические основания сравнительной специальной педагогики

Слайд 21.1.Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике


«Сравнительная педагогика анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции

и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, вскрывает соотношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур»
1.1.Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике «Сравнительная педагогика анализирует преимущественно в сопоставительном плане

Слайд 3Задачи сравнительной специальной педагогики
1.изучает состояние и тенденции развития сложной сферы

педагогического процесса специального образования в международном, межкультурном и ретроспективном аспектах,

ее структуру, цели, функции, содержание и результаты деятельности

2.Изучает эффективность экономических и социально-политических условий, созданных для специального образования в разных странах.

3.Поиск путей улучшения и нормализации жизненной и образовательной ситуации человека с ограниченными возможностями, повышение качества его жизни средствами специального образования и включение его в социум.

4. Исследуя особенности феномена ограничения жизнедеятельности и социального участия человека, сравнительная специальная педагогика выявляет отношение к этому феномену в многообразных социокультурных, этнокультурных условиях, существующих в различных по уровню эконом.,политич., соц., и культурного развития странах и регионах мира.

Задачи сравнительной специальной педагогики1.изучает состояние и тенденции развития сложной сферы педагогического процесса специального образования в международном, межкультурном

Слайд 4Методологические подходы.
Феноменологический подход- знакомство и описание системы специального образования в

той или иной стране, описание организации и содержания деятельности разных

педагогических систем, форм организации, методов без сопоставления с отечественными, или ранее известными зарубежными.

Аналитико-эмпирический подход предполагает изучение и анализ прежде всего количественных данных о специальном образовании разных стран — количество образовательных учреждений для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями, число учащихся, находящихся в сфере внимания одного учителя, количество учащихся по категориям отклонений в развитии, по возрастам и пр.

Методологические подходы.Феноменологический подход- знакомство и описание системы специального образования в той или иной стране, описание организации и

Слайд 5Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов

специального образования, что делает более понятными многие его современные особенности
Целостный

системно синтетический подход включает в себя комбинацию подходов и методов функционального анализа, исторической трактовки, аналитико­эмпирического изучения, системной социокультурной интерпретации условий и тенденций развития.
Он выходит на всеобъемлющий сравнительный анализ системы (или систем) специального образования с учетом ее национально­государственной, социокультурной и исторической обусловленности.

Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов специального образования, что делает более понятными многие

Слайд 6имплицитный подход, при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального

образования какой­либо страны или группы стран проводятся с позиций и

на основе научных подходов, культурных, национальных и образовательных особенностей своей собственной страны.

вненациональный подход, согласно которому исследования сферы специального образования ведутся на основе сформированной интернациональным научным коллективом вненациональной концепции с использованием совместно разработанных методологий и совместно отобранных методов.

имплицитный подход, при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального образования какой­либо страны или группы стран проводятся

Слайд 7Вертикальный и горизонтальный способы сравнительного изучения образования
вертикальный (исторический) способ

анализа более характерен для изучения истории специальной педагогики,

горизонтальный (актуальный)

позволяет сопоставлять особенности развитие специального образования в ряде стран в одном и том же историческом периоде.

Вертикальный и горизонтальный способы сравнительного изучения образования вертикальный (исторический) способ анализа более характерен для изучения истории специальной

Слайд 8Методы компаративных исследований
Наблюдение( обычное и включенное)
Беседа и интервьирование
Анализ и синтез
Изучение

источников
Метод сравнения
-Для получения системного достоверного представления об изучаемой

проблеме привлекаются группы методов в таких сочетаниях, которые могли бы наиболее полно и объективно характеризовать рассматриваемый предмет в специальном образовании.


Методы компаративных исследованийНаблюдение( обычное и включенное)Беседа и интервьированиеАнализ и синтезИзучение источниковМетод сравнения  -Для получения системного достоверного

Слайд 91.2. Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования
Основоположником идеи сравнительных

педагогических исследований называют М.­А. Жюльена Парижского (1775— 1848).
он впервые

обозначил в качестве самостоятельной научно-педагогическую проблему изучения международного опыта развития образования и предложил некоторые методы такого исследования и термины «сравнительная педагогика», «сравнительное воспитание».
1.2. Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования Основоположником идеи сравнительных педагогических исследований называют М.­А. Жюльена Парижского

Слайд 10Идеи М.­А.Жюльена Парижского были подхвачены западноевропейcким педагогическим сообществом, а позднее

распространились в другие страны и континенты ( Франция Германия,США, Австро­Венгрия,

Швейцария, Великобритания, Скандинавские страны

Идеи М.­А.Жюльена Парижского были подхвачены западноевропейcким педагогическим сообществом, а позднее распространились в другие страны и континенты (

Слайд 11Знакомство с содержанием, организацией и результатами специального образования в зарубежных

странах в XIX в.имело весьма конкретную, прагматическую цель: изучить зарубежный

опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, прежде всего, с сенсорными нарушениями, и перенести его, в свою страну, где такой способ (форма, метод) обучения детей данной категории, а иногда и само их обучение отсутствовали.

Знакомство с содержанием, организацией и результатами специального образования в зарубежных странах в XIX в.имело весьма конкретную, прагматическую

Слайд 12Способами изучения и импортирования зарубежного опыта были:
«педагогические поездки» (путешествия) по

интересующим странам,
посещения специальных учреждений; стажировка в них,
приглашение зарубежных специалистов для

работы в образовательные учреждения своей страны
Способами изучения и импортирования зарубежного опыта были:«педагогические поездки» (путешествия) по интересующим странам,посещения специальных учреждений; стажировка в них,приглашение

Слайд 13Наблюдения и опыт, приобретенный во время таких поездок и стажировок,

получали отражение в отчетах, статьях, публикуемых в периодических изданиях либо

в переводах или обзорах зарубежной специальной литературы, выходящих отдельными выпусками.
Наблюдения и опыт, приобретенный во время таких поездок и стажировок, получали отражение в отчетах, статьях, публикуемых в

Слайд 14Для начала ХХ в. характерна активизация зарубежных контактов отечественных педагогов

и ученых в области специального образования. Появляются обзорные научно­методические труды,

описывающие постановку дела обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в отдельных странах .
Для начала ХХ в. характерна активизация зарубежных контактов отечественных педагогов и ученых в области специального образования. Появляются

Слайд 15до середины XIX в. информация о тех или иных способах

обучения, не всегда свободно распространялась и оказывалась полностью доступной заинтересованным

в ней педагогам.
По мере становления национальных систем специального образования в Европе формировался и закономерный интерес к тому, как организовано специальное образование в других странах, каковы его сходство и различие с отечественной системой.
до середины XIX в. информация о тех или иных способах обучения, не всегда свободно распространялась и оказывалась

Слайд 16В послереволюционный период в СССР поступление информации о зарубежном опыте

в области специального образования оставалось относительно свободным лишь до конца

20­х гг. ХХ в.
Со второй половины 30­х гг. почти на четверть века в СССР «опустился железный занавес», и возможности изучения, объективной интерпретации зарубежного опыта в области специального образования, экспериментирования с зарубежными инновациями, проведение каких­либо сравнительных исследований вне идеологического контекста исчезли.
В послереволюционный период в СССР поступление информации о зарубежном опыте в области специального образования оставалось относительно свободным

Слайд 17с 60­х гг. ХХ в., возникают контакты отечественных дефектологов с

зарубежными коллегами(в процессе участия в международных форумах, посвященных проблемам специального

образования. Позднее, в 70­е гг. ХХ в., они расширяются за счет контактов с государствами социалистического лагеря.
В нашу страну приезжают зарубежные студенты и аспиранты, преподаватели и исследователи.
Советских дефектологов приглашают не только для участия в международных форумах, но и для чтения лекций в зарубежных университетах, для работы в специальных учреждениях стран социалистического лагеря с целью передачи передового опыта.
с 60­х гг. ХХ в., возникают контакты отечественных дефектологов с зарубежными коллегами(в процессе участия в международных форумах,

Слайд 18все это позволило выйти на новый этап развития компаративных исследований:

стали появляться системно­сравнительные исследования, которые уже можно было отнести к

категории собственно компаративных

все это позволило выйти на новый этап развития компаративных исследований: стали появляться системно­сравнительные исследования, которые уже можно

Слайд 19были выполнены:
сравнительно­историческое исследование становления и развития национальных систем специального образования
сравнительное

ретроспективное изучение развития научного знания в специальной педагогике в международном

аспекте
сравнительное ретроспективное изучение становления и развития профессиональной подготовки педагогов­дефектологов за рубежом в сопоставлении с положением в этой области у нас в стране
системное изучение развития специального образования и специальной педагогики в одной стране


были выполнены:сравнительно­историческое исследование становления и развития национальных систем специального образованиясравнительное ретроспективное изучение развития научного знания в специальной

Слайд 201.3 Фазы развития специального образования в зарубежной компаративистике
Начальная фаза педагогического

внимания к людям с ОВЗ
Фаза профессионализации, разработки идей и концепций

спец.обучения и их изложение в теоретических работах
Фаза правовой поддержки в школьном и социальном законодательстве
Фаза консолидации, развития и дифференциальных тенденций
Фаза устойчивого обновления, основанного на критическом анализе существующих моделей обучения, поисков и опытов их преобразования.

1.3 Фазы развития специального образования в зарубежной компаративистикеНачальная фаза педагогического внимания к людям с ОВЗФаза профессионализации, разработки

Слайд 21Факторы и условия развития специального образования и специальной педагогики: компаративный

аспект
Экономические
Социально-политические
Социально-культурные.
в следствие этого :
-недостаточность материальных средств из-за неблагоприятной экологической

ситуации в мире и сужения рынка рабочей силы
-изменение общественных и социально-государственных обязательств и обязанностей по отношению к людям с ОВЗ

Факторы и условия развития специального образования и специальной педагогики: компаративный аспектЭкономическиеСоциально-политическиеСоциально-культурные. в следствие этого :-недостаточность материальных средств

Слайд 22Зарубежные компаративисты выделили 2 тенденции соц.политики в отношении инвалидов:
Нарастание интегративной

тенденции в образовании ( взаимоотношения массовой и системы спец.образования в

виде «поглощения» и «существование и взаимодополнения»
Перенесение центра тяжести в оказании соц.помощи с гос.учреждений на общественные и самодеятельные структуры
Зарубежные компаративисты выделили 2 тенденции соц.политики в отношении инвалидов:Нарастание интегративной тенденции в образовании ( взаимоотношения массовой и

Слайд 23К 80-м гг.20 в.в общественном сознании развитых государств сложилась философия

реабилитации, которая опирается на ряд принципов:
Принцип нормализации
Принцип конечной социальной цели
Принцип

целостности
Принцип свободы
Принцип гуманности
К 80-м гг.20 в.в общественном сознании развитых государств сложилась философия реабилитации, которая опирается на ряд принципов:Принцип нормализацииПринцип

Слайд 241.5 Теоретико-методологические основания зарубежной специальной педагогики
Конец 19 в.-первая пол.20в. характеризуется

общими тенденциями формирования спец.образования. Оформление различных его отраслей происходило под

влиянием лечебной педагогики, которая трактуется в 3 направлениях:
Педагогическое понимание означало оказание помощи педагогическими средствами.
Медицинская трактовка лечебной педагогики –целью такой деятельности считалось излечение.
Религиозная трактовка характеризует лечебную педагогику как деятельность направленную на спасение души.
1.5 Теоретико-методологические основания зарубежной специальной педагогикиКонец 19 в.-первая пол.20в. характеризуется общими тенденциями формирования спец.образования. Оформление различных его

Слайд 25С середины 70-х гг.20в. приоритетным становится интерактивный подход:
В основе любого

нарушения лежит не только биологический дефект. В генезе нарушения не

менее важны особенности внутриличностного развития, социальное происхождение, социальное окружение.
Интерактивный подход в своем развитии проходит ряд этапов:
Социально-детерминистское направление
Персоналистское направление
Социально-феноменологическое направление
С середины 70-х гг.20в. приоритетным становится интерактивный подход: В основе любого нарушения лежит не только биологический дефект.

Слайд 26Социально-детерминистское направление
Разработка теоретических вопросов, касающихся природы нарушения( акцентирование роли социума

в происхождении нарушений), с выявлением и раскрытием роли социума в

отношении к детям и подросткам с нарушениями.
Все причины нарушений в развитии рассматриваются исключительно с социальных позиций: как нарушения баланса между обществом и личностью с отклонениями в развитии.
Социально-детерминистское направление Разработка теоретических вопросов, касающихся природы нарушения( акцентирование роли социума в происхождении нарушений), с выявлением и

Слайд 27Влияние соц.-детерминистической составляющей на развитие теории и практики спец. образование

позволило придти к следующим выводам:
Критический анализ отношения социума к людям

с нарушениями вскрыл механизмы такого отношения;
Было детально пересмотрено представление о нарушениях развития как социальной проблеме
Уточнены особенности личности, имеющей нарушения развития
Указаны возможные формы и способы ее реакции на негативное отношение

Влияние соц.-детерминистической составляющей на развитие теории и практики спец. образование позволило придти к следующим выводам:Критический анализ отношения

Слайд 28Персоналистское направление
Концентрирует внимание на изучении внутренней сущности личности в ее

взаимоотношениях с социальным миром. При этом внешний мир является только

определенным стимулом по отношению к личности; ее развитие обусловлено внутренними, свойственными только ей законами развития, а в основе такого развития лежит изначально заданное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.
Персоналистское направлениеКонцентрирует внимание на изучении внутренней сущности личности в ее взаимоотношениях с социальным миром. При этом внешний

Слайд 29Вклад персоналистского направления в развитие интерактивного подхода:
Опора в процессе развития

на сознательную личность на самоактуализацию и возможность противопоставлять себя имеющемуся

нарушению;
Признание роли социума в качестве фактора, стимулирующего развитие личности.



Вклад персоналистского направления в развитие интерактивного подхода:Опора в процессе развития на сознательную личность на самоактуализацию и возможность

Слайд 30Социально-феноменологическое направление
Осмысление природы ребенка, опыта его чувственной жизни, которые существуют

в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. В центре

педагогической деятельности находится не ребенок, имеющий отклонение, педагогическая ситуация, в которой у него проявляются трудности в обучении.

Социально-феноменологическое направлениеОсмысление природы ребенка, опыта его чувственной жизни, которые существуют в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой

Слайд 31 В практике специального образования интерактивный подход реализуется в рамках интегрированного,

а позже и инклюзивного обучения.
Интерактивный подход к обучению основывается на

принципах гуманистической педагогики:
-учет эмоциональной, стимулирующей среды;
-роли доверительных отношений;
-создание для каждого учащегося возможности выбора познавательных альтернатив, совместном обсуждении процесса обучения.

В практике специального образования интерактивный подход реализуется в рамках интегрированного, а позже и инклюзивного обучения.

Слайд 32Метод кооперативного обучения основывается на принципах :
Положительная зависимость
Взаимодействие в сочетании

с индивидуальной независимостью
Социальное сотрудничество
Реализации этих принципов содействуют дифференцированно-групповая или

индивидуально-групповая формы деятельности.


Метод кооперативного обучения основывается на принципах :Положительная зависимостьВзаимодействие в сочетании с индивидуальной независимостьюСоциальное сотрудничество Реализации этих принципов

Слайд 33Системно-экологический подход
Задача этого подхода в том, чтобы человек , ощущая

себя в естественной среде обитания, мог осмысленно выстраивать собственное безопасное

и комфортное бытие на основе заданных условий и во взаимодействии с другими людьми.
Этот подход в обучении предполагает отказ от терминов «дефект», «нарушение», а также от дифференцированных учебных заведений для детей и подростков с ОВЗ.
Системно-экологический подходЗадача этого подхода в том, чтобы человек , ощущая себя в естественной среде обитания, мог осмысленно

Слайд 34Социальные взаимосвязи ребенка разделены на несколько уровней в зависимости от

частоты и, значимости и характера взаимодействия
Микросистемы
Мезосистемы
Экзосистемы
Макросистемы

Социальные взаимосвязи ребенка разделены на несколько уровней в зависимости от частоты и, значимости и характера взаимодействияМикросистемыМезосистемыЭкзосистемыМакросистемы

Слайд 35Нарушенное развитие понимается как дифференцированная потребность в поддержке.
По степени интенсивности

выделяют 4 вида поддержки :
Периодическая
Ограниченная
Развернутая
глубокая

Нарушенное развитие понимается как дифференцированная потребность в поддержке.По степени интенсивности выделяют 4 вида поддержки :ПериодическаяОграниченнаяРазвернутаяглубокая

Слайд 36Важный принцип экологического подхода - принцип эгалитаризма, который предполагает:
Планирование услуг,

ориентированных на конкретного индивида
Активизацию личного участия индивида, реализацию его внутренних

сил в перспективе участия в общественной жизни
Ориентированность на личностно-значимые результаты
Важный принцип экологического подхода - принцип эгалитаризма, который предполагает:Планирование услуг, ориентированных на конкретного индивидаАктивизацию личного участия индивида,

Слайд 37Базовым становится педагогическое понятие «особые образовательные потребности».
Это понятие выдвигает на

первый план педагогические решения, принимающие во внимание конкретного ребенка и

направленность его воспитания и обучения.
Специальная педагогика исходит из понимания того, что дефекты и нарушения развития есть и будут, и сопровождение их носителей требует компетентных специалистов.

Базовым становится педагогическое понятие «особые образовательные потребности».Это понятие выдвигает на первый план педагогические решения, принимающие во внимание

Слайд 38Вклад в теорию и практику специального образования понятия «особые образовательные

потребности»
Возникла альтернатива стандартной классификации, базирующейся на видах нарушений
Произошла субъективизация деятельностного

подхода
Создание открытой, ступенчатой, субъектно-ориентированной организации педагогического сопровождения.
Вклад в теорию и практику специального образования понятия «особые образовательные потребности»Возникла альтернатива стандартной классификации, базирующейся на видах

Слайд 39Заключение
Современные теоретико-методологические основания специальной педагогики, используемые в зарубежных исследованиях, имеют

полифункциональный характер и опираются на научные теории и концепции как

общенаучного, так и частнонаучного.
Заключение Современные теоретико-методологические основания специальной педагогики, используемые в зарубежных исследованиях, имеют полифункциональный характер и опираются на научные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика