Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России
Кафедра Управления и экономики
фармации
Медицинское и фармацевтическое товароведение
Лекция для студентов 4 курса фармацевтического
факультета
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Введение. Товароведение как понятие (наука, научная и учебная комплексная
дисциплина, практическая деятельность).
Цели, задачи, предмет и объекты изучения товароведения.
Основные категории
товароведения: товар, потребительная стоимость, потребительские свойства, качество.
Исторические этапы развития товароведения.
Определение понятия Медицинское и фармацевтическое товароведение. Цели и задачи дисциплины.
Конкретные требования к медицинским и фармацевтическим товарам.
Товароведческие операции и практические навыки, которыми должен владеть студент при изучении данной дисциплины.
Слайд 3Введение
Термин ТОВАРОВЕДЕНИЕ состоит из двух слов: «товар» «ведение» и означает
знания о товарах (товаром ведаю).
ТОВАРОВЕД – специалист, ведающий товаром, или
все знающий о товаре
Все понятия и категории товароведения были регламентированы ОСТ 28-12-81 «Товароведение. Основные понятия, термины, определения» (в настоящее время отменен)
Слайд 4Основные понятия (1)
Товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товаров,
определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик
(источник
- М.А. Николаева, 1999 г.)
Слайд 5Основные понятия (2)
Товароведение – это научная (учебная, комплексная) дисциплина, которая
изучает потребительные стоимости товара, образующие присущие только этому товару свойства
или качества, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обеспечивающие качество, систему контроля и оценки качества товаров, а также закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, условия сохранения качества товара при транспортировании и эксплуатации
(источник – БСЭ, 1977).
Слайд 6Основные понятия (3)
Товароведение – это деятельность по планированию и контролю
за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их
происхождения к месту использования с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя
(источник – Большой Экономический Словарь – БЭС).
В этом определении выгода предпринимателя отражает полезность товара для фирмы.
Слайд 7Цели товароведения
Цель товароведения как науки и научной дисциплины – изучение
основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также возможных
их изменений на всех этапах товародвижения.
Цель товароведения как практической деятельности – установить соответствие показателей потребительских свойств и выпускаемого ассортимента продукции требованиям потребителей в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей.
Слайд 8Задачи товароведения:
определение основополагающих характеристик товаров;
систематизация товаров с применением методов классификации
и кодирования;
управление ассортиментом организации;
товароведческая характеристика конкретных товаров;
товароведческий анализ и экспертиза
товаров;
информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя.
Слайд 9Объект изучения в товароведении
ТОВАР – это часть продукции производства, которая
предназначена для продажи и используется для удовлетворения материальных, культурных и
социальных потребностей. Товар обладает потребительной и меновой стоимостью.
ТОВАР - всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, вид деятельности, идеи и др.) (Филипп Котлер, 1990 г.).
Слайд 10Ключевые термины товароведения
СТОИМОСТЬ – это общественно-полезный труд, воплощенный в товаре
(мера труда).
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА (экономическая и маркетинговая категория) –
способность удовлетворять конкретную потребность человека.
Например, для товаров медицинского назначения – это потребность человека в лечении, профилактики заболеваний, использование в быту медицинских изделий.
Совокупность свойств товара составляет его «потребительную ценность» или «полезность» для человека.
Слайд 11Предмет изучения товароведения
Предметом товароведения являются потребительные стоимости (ценности) товаров по
отдельности или в сочетании, а также методы их познания и
обеспечения.
Только потребительная ценность делает продукцию товаром.
Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован и не будет использован.
Слайд 12Виды потребительной стоимости
В зависимости от характера потребления различают два вида
потребительной стоимости:
А) индивидуальная потребительная стоимость, которая создается для собственного потребления
и не попадает в сферу обращения;
Б) общественная потребительная стоимость, которая создается для других людей и является объектом продажи и объектом товароведения.
МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ – способность или свойство товара обмениваться как вещь в известных пропорциях на другую вещь.
Слайд 13Основные понятия
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА – это свойства, необходимые для удовлетворения какой-либо
потребности.
Например,
Лекарственное средство должно быть эффективным для лечения конкретных
заболеваний и безопасным.
Зажим кровоостанавливающий должен иметь эластичные губки (иногда зубчики) для бережного сжатия кровеносных сосудов, надежности их фиксации.
Слайд 14Основные понятия
Зависимость между потребительскими свойствами и потребительной стоимостью проявляется в
следующем: чем лучше потребительские свойства, тем выше потребительная стоимость, и
наоборот.
Слайд 16Основные понятия
КАЧЕСТВО ТОВАРА -
– это совокупность потребительских свойств, которые устанавливаются
в ходе товароведческой экспертизы, обуславливающих их пригодность (степень пригодности), способность
удовлетворять каким-либо потребностям в определенных условиях эксплуатации.
Слайд 17Качественная характеристика товара
Показатели качества товара – характеристики, обязательные для удовлетворения
потребности.
Требования к качеству – особенности, которым должны соответствовать товар, чтобы
его можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.
Слайд 18Три уровня лекарственных средств как товара
Слайд 19История возникновения и развития товароведения
Как область научных знаний Товароведение возникает
в начале 16-века, когда начинают развиваться капиталистические отношения, промышленное производство,
наблюдается рост товарного обращения, повышается значимость торговли, возникает потребность в:
информации, которая раскрывала бы содержание и качество товаров. Она необходима для разработки методов оценки и управления потребительными стоимостями;
информации, необходимой для формирования потребительского спроса.
Слайд 21Этапы развития товароведения
I этап. ТОВАРНО-ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
(XVI век - начало XVIII
века)
Основная задача 1 этапа – квалифицированное описание товаров с целью
ознакомления с их назначением, основными свойствами и способами потребления.
Впервые в мировой истории товароведение растительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения.
В дальнейшем преподавание товароведения было организовано в Гёттингенском университете (1774), Венском политехническом институте (1866).
В России в 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран.
Слайд 22Этапы развития товароведения
II этап. ТОВАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
(начало XVIII века – до
30-х годов XХ века)
Основная задача II этапа – изучение сырья,
материалов, полуфабрикатов, способов и технологий производства готовых изделий.
В 18-19 вв. наметилась дифференциация многих наук, одним из результатов которой стало формирование научной терминологии, составляющей специфический язык каждой науки.
На этом этапе теория позволяет дать элементарное объяснение природы, свойств объектов, закономерностей явлений, а также создается возможность для предсказания возможных исходов явлений и процессов.
Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.
Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668-1738 г.), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707-1778 гг.), Бюффона (1707-1788 г.), Жюсье (1699-1777 г.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.
Слайд 23Этапы развития товароведения
В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом
училище (1772), но только с 1842 г. в коммерческих учебных
заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную научную дисциплину.
Основоположниками научного товароведения в России были М.Я. Киттары (1825-80), П.П. Петров (1850-1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924).
Под редакцией последних в 1906-08 гг. вышел учебник "Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии", в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.
Слайд 24Этапы развития товароведения
III этап. ТОВАРНО-ФОРМИРУЮЩИЙ
(с 30-х годов XХ века
– по настоящее время)
Основная задача III этапа – изучение свойств
товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью.
В 1930-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В 1933 г. вышла книга М.С.Бродского и Г.Р. Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов.
Учеными были проведены обширные научно-исследовательские работы в области товароведения, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований.
В конце 1950-х -начале 1960-х годов выходят отдельными книгами учебники по разным разделам товароведения.
Слайд 25Понятие МФТВ
МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ (МФТВ) -
– это дисциплина,
которая изучает потребительные стоимости и потребительские свойства медицинских и фармацевтических
товаров, их качество, которыми они должны обладать для применения в медицине с диагностической, лечебной и профилактической целью, а также товароведческие операции, связанные с движением товаров от поставщика к потребителю.
Слайд 26Основные задачи МФТВ
Изучение теоретических основ товароведения и маркетинга, ориентированного на
товар.
Исследование потребительских свойств МФТ.
Анализ и формирование ассортимента МФТ.
Определение потребности
в МФТ.
Изучение каналов товародвижения и особенностей транспортирования отдельных видов МФТ.
Формирование у специалистов здравоохранения и фармации профессиональных навыков проведения товароведческого анализа МФТ.
Обеспечение сохранности МФТ в оптимальных условиях.
Слайд 27Конкретные требования
к медицинским и фармацевтическим товарам
Социальные требования – соответствие
производства товаров потребностям общества (проявляются через функциональные, потребительские свойства товаров).
Функциональные
требования – соответствие товаров своему назначению.
Требования к надежности потребления (долговечность, ремонто-пригодность, безотказность в работе) – это соответствие своему назначению в течение определенного времени («гарантийный срок»).
Эстетические требования – требования к информации, выразительности, рациональности форм и конструкции, внешнее оформление, требования к целостности композиции и совершенству исполнения.
Экологические требования, представляют необходимую охрану окружающей среды (от выделения вредных веществ в производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации).
Слайд 28Конкретные требования
к медицинским и фармацевтическим товарам
Безопасность потребления – обеспечение
безопасности человека при пользовании товаром.
Технологические требования - представляют собой производство
экологически чистых товаров при современной технологии производства с учетом экономических факторов.
Степень стандартизации и унификации - требование направлено на использование в производстве товаров стандартных и унифицированных по НД материалов, деталей, узлов, технологий.
Экономические требования - сравнительно невысокие затраты на производство, хранение, транспортирование, использование, ремонт.
Слайд 29Основные товароведческие операции
При изучении дисциплины студент должен овладеть навыками проведения
товароведческих операций, а именно уметь:
Классифицировать МФТ с учетом их основного
назначения, фирм и заводов-изготовителей.
Проводить маркетинговые исследования товаров, выявлять фармацевтическую информацию из наименований лекарственных средств.
Определять показатели ассортимента, формировать оптимальный ассортимент для медицинских организаций.
Выбирать поставщиков, заключать договоры и контракты на поставку МФТ.
Квалифицированно осуществлять приём МФТ по количеству и качеству.
Проводить товароведческий анализ на основании нормативных документов, деклараций и рекомендованных методов контроля потребительских свойств товаров.
Слайд 30Основные товароведческие операции
Обеспечить сохранность МФТ с учетом принципов хранения, особенностей
потребительских свойств и экологических аспектов.
Организовать мероприятия по охране труда и
технике безопасности в процессе хранения потенциально опасных товаров (взрыво- и огнеопасных, наркотических и ядовитых веществ).
Оформить текущую и отчетную документацию (контроль за сроками годности ЛП и ИМН, приходно-расходную и претензионную документацию, документацию по товародвижению, учету и отпуску товаров).
Прогнозировать возможность изменения свойств ЛП при их транспортировании и хранении с учетом физико-химических свойств компонентов и тароукупорочного материала.
Знать способы утилизации ЛС, реактивов, тары и упаковки, использованных приборов и оборудования.