Слайд 1Теоретический и практический уровень понимания инклюзии лиц с ОВЗ
Слайд 2Согласно закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, инклюзивное
образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Слайд 3Инклюзия
это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную
общественную жизнь, позволяющий каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни,
благодаря разработке и применению конкретных решений.
Слайд 4Преимущества инклюзии :
дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися
в специальных школах;
в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ;
в инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.
Слайд 5Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении – это создание гибкой
образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и
психическим потребностям.
Слайд 6В настоящее время система инклюзивного образования недостаточно разработана и имеет
ряд проблем:
оснащение специальной техникой и оборудованием, модернизация зданий;
недостаточное
финансирование инклюзивных образовательных учреждений;
недостаточная подготовленность педагогических кадров;
стереотипы и предрассудки общества, неготовность общества;
отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
Но, несмотря на имеющиеся трудности инклюзивное образование – открытая, современная модель развития нового динамичного общества и государства.
Слайд 7Барьеры
Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей
среды.
Значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и
социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений.
Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Слайд 8Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
не только
изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной»
и «транспортной» доступности;
не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.
Слайд 9 В Челябинской области развивается система инклюзивного образования детей
и подростков с ОВЗ. Наибольшее количество детей с ОВЗ (по
заключению ПМПК), обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, в общеобразовательных классах, наблюдается в Троицком, Магнитогорском, Чебаркульском и Челябинском городских округах.
Примерами образовательных учреждений, в которых осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ в Челябинске, могут служить школы №73, 112, 39, 105, 127.
Слайд 10Успешное развитие инклюзивного образования (по Д. Зайцеву) во многом обусловлено
отношением к нему представителей различных слоёв общества, а также непосредственных
участников образовательного процесса в дошкольном и школьном, среднем и высшем профессиональных учреждениях.
Слайд 11Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.:
Омега – Л., 2014. – 134 с.
Алехина С.В. Принципы инклюзии в
контексте развития современного образования / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1.
Юлдасова А.С. Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016.
Чайковский М.Ф. Инклюзия как условие развития свободной личности. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1.
Староверова М.С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.
Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Перспективы образования и науки, 2014, №5 (11).
Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу: библиографический указатель / сост. С.В. Чиннова. – Мурманск: МГГУ, 2012. – 51с.
Елина Д.Д., Пахолкина Т.М., Задумкина Е.А. Инклюзия в понимании современного общества // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39).
Зайцев Д.В. Социально-образовательная инклюзия детей с ограниченными возможностями: региональный аспект / Социология и общество [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса, 23-25.10.2012 / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. -М.: РОС, 2012. 1 CD ROM.