Слайд 1Методология юридической науки
Теория государства и права как наука и учебная
дисциплина.
Сотникова ксения
Гму 41о
Слайд 2
Предмет теории государства и права
Теория государства и права — система
научных знаний об объективных свойствах государства и права (их внутренней
структуре и логике развития); об основных и общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Слайд 3
Предмет теории государства и права — объективные свойства государства и
права, основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственных
и правовых явлений.
Основные признаки теории государства и права.
Изучает государство и право (или: государственную и правовую системы) в теоретико-обобщенном виде.
Постигает не все, а основные и общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права.
Базируется на единстве и диалектической взаимосвязи государства и права.
Слайд 4Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,
весьма условно можно подразделить на три большие группы:
1) технические;
2) естественные;
3) гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.
Слайд 5Юридические науки
Это часть гуманитарных наук, поскольку государство
и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки
можно подразделить на следующие виды:
1. теория государства и права;
2. историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
3. отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права);
4. прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д.
Слайд 6Место теории государства и права в системе юридических наук.
Общность
теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том,
что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке .
Слайд 7Место теории государства и права в системе юридических наук.
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства
и права выступает как обобщающая.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.
Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.
Слайд 8
особенности теории государства и права как науки состоят в том,
что она является:
гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство
и право;
политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни;
теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права.
Слайд 9
Функции теории государства и права
Теория государства и права изучает государство
и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие
закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.
Слайд 10функции теории государства и права:
1) онтологическая.
2) прогностическая.
3) гносеологическая.
4) методологическая.
5) прикладная.
6) политическая
7) эвристическая.
8) воспитательная функция
9) идеологическая.
10) практически-организаторская
11) теоретико-познавательная функция
12) учебная.
Слайд 11
Методология юридической науки как наука
Методология ТГП – это применение совокупности
определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных
общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.
Слайд 12
Методология юридической науки как наука
Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства
и права является:
Историзм.
Объективность.
Конкретность.
Плюрализм.
Слайд 13
Основные методы исследования:
1) Формально-логический,
2) Системно-функциональный
3) Сравнительно-правовой
4)
Социологический
Слайд 14
Теория государства и права как учебная дисциплина
Теория государства и права
дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права,
без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.
Позволяет обучаемым со строго научных позиций оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества, правильно оценивать новое в государственно-правовой практике, новеллы в законодательстве.
Слайд 15
две взаимосвязанные задачи:
Вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий
Формирует основу профессионального мировоззрения студентов
Слайд 16
Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Структурирование
теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает
выделение двух основных структурных разделов: «теории государства» и «теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и право, зависит не только содержание науки, но и ее название.
Слайд 17
Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Сторонники
функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в
качестве относительно обособленных элементов
Юридическую догматику
Юридическую технику
Социологию права
Философию права.
Слайд 18
Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Учебная
дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта
к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);
Наука — это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.