Разделы презентаций


Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии

Содержание

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯПланСистемный подход в педагогике. Понятие дидактической системы.Концептуальные (идейные) основы системы традиционного обучения.Характеристика компонентов дидактической системы традиционного обучения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии
зав. кафедрой педагогики ВГГУ,
д.п.н., проф.

Е.Н. Селивёрстова

Теория обучения (Дидактика)  Педагогические технологиизав. кафедрой педагогики ВГГУ, д.п.н., проф. Е.Н. Селивёрстова

Слайд 2ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

План
Системный подход в педагогике. Понятие дидактической системы.
Концептуальные

(идейные) основы системы традиционного обучения.
Характеристика компонентов дидактической системы традиционного обучения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯПланСистемный подход в педагогике. Понятие дидактической системы.Концептуальные (идейные) основы системы традиционного обучения.Характеристика компонентов дидактической

Слайд 3Список учебной литературы к теме

1. Селивёрстова Е.Н.

Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное

пособие. – Владимир, 2009. – п.3.1и п.5.1 или
Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2008. – п.3.1 и п.5.1.
2. От школы монолога – к школе диалога / Под общ. ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1996. (электронный вариант – на кафедре, печатный – библиотеке, на кафедре).
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Раздел «Дидактика», параграф «Основные дидактические концепции». Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru
4. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Введение к разделу II. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке).
Список учебной литературы к теме    1. Селивёрстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания –

Слайд 4Системный подход - это
общенаучный принцип, который

позволяет осознавать окружающую действительность с позиций всеобщей связи и взаимной

обусловленности явлений и процессов
Системный подход - это    общенаучный принцип, который позволяет осознавать окружающую действительность с позиций всеобщей

Слайд 5Сущность системного подхода:
относительно самостоятельные объекты и явления или их компоненты

рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимовлиянии и в развитии
явления

и процессы рассматриваются как системные объекты, т.е. системы
Сущность системного подхода:относительно самостоятельные объекты и явления или их компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимовлиянии

Слайд 6Система – это:
объединение разнообразия в единое целое
четкое структурирование целого
каждый компонент

целого по отношению к нему занимает определенное место



Система – это:объединение разнообразия в единое целоечеткое структурирование целогокаждый компонент целого по отношению к нему занимает определенное

Слайд 7Признаки системного объекта:
сложность состава (многокомпонентность)
наличие разнокачественных связей между компонентами
целостность

Признаки системного объекта:сложность состава (многокомпонентность)наличие разнокачественных связей между компонентамицелостность

Слайд 8Системный подход в дидактике проявляется в необходимости оперирования понятиями:
дидактическая система

обучения
система методов обучения
система форм дифференциации обучения
система целей обучения
система уроков и

т.п.
Системный подход в дидактике проявляется в необходимости оперирования понятиями:дидактическая система обучениясистема методов обучениясистема форм дифференциации обучениясистема целей

Слайд 9Дидактическая система обучения – это:
система в области обучения
результат целостного рассмотрения

обучения как процесса движения от цели обучения к его результату

(объединение разнообразия в единое целое)
единство определенной дидактической концепции (идеи) и соответствующих способов ее воплощения на практике
Дидактическая система обучения – это:система в области обучениярезультат целостного рассмотрения обучения как процесса движения от цели обучения

Слайд 10Инвариантные (структурные) компоненты дидактической системы обучения:
цель обучения
принципы обучения
содержание обучения
методы обучения
формы

организации обучения
позиции взрослого (учителя) и ребенка (школьника, учащегося), характер отношений

Инвариантные (структурные) компоненты дидактической системы обучения:цель обученияпринципы обучениясодержание обученияметоды обученияформы организации обученияпозиции взрослого (учителя) и ребенка (школьника,

Слайд 11В чем важность рассмотрения обучения как дидактической системы?

Это позволяет:
целостно анализировать процесс обучения, полнее понимать сущность и возможности

конкретного варианта организации обучения
проектировать обучение с заданными характеристиками
выявлять наличие или отсутствие взаимосвязей между компонентами
вносить коррективы в организацию процесса обучения
В чем важность рассмотрения обучения как дидактической системы?   Это позволяет:целостно анализировать процесс обучения, полнее понимать

Слайд 12Чем обусловлено разнообразие дидактических систем обучения?
Различием дидактических

концепций и идей, которые определяют различие содержания инвариантных компонентов дидактических

систем


- дидактическая система традиционного обучения
- дидактическая система развивающего обучения
- дидактическая система личностно ориентированного обучения
Чем обусловлено разнообразие дидактических систем обучения?   Различием дидактических концепций и идей, которые определяют различие содержания

Слайд 13Традиционным в культуре считается то, что (М.С.Каган) :
не связано с

ценностью индивидуальности и стремлением к развитию личностного начала
обусловлено требованием полного

и безоговорочного подчинения сложившимся и устоявшимся, стереотипным формам поведения
подчинено принципу «так думали, считали, поступали отцы и деды, и потому ты обязан так думать, считать, поступать»
не создает условий для развития главного культурного дара человека – потребности в изменении материального и духовного мира
Традиционным в культуре считается то, что (М.С.Каган) :не связано с ценностью индивидуальности и стремлением к развитию личностного

Слайд 14Традиционное обучение предполагает:
обращенность к прошлому опыту
следование принятым нормам и эталонам

и их сохранение
доминирующую роль учителя как носителя накопленного предыдущими поколениями

социального опыта
Традиционное обучение предполагает:обращенность к прошлому опытуследование принятым нормам и эталонам и их сохранениедоминирующую роль учителя как носителя

Слайд 15Концептуальную (идейную) основу системы традиционного обучения составляют дидактические концепции
Я.А.Коменского (1592-1670)
И.Г.Песталоцци

(1746-1827)
И.Ф.Гербарта (1776-1841) !!!
дидактика немецкой классической гимназии !!!

Концептуальную (идейную) основу системы традиционного обучения составляют дидактические концепцииЯ.А.Коменского (1592-1670)И.Г.Песталоцци (1746-1827)И.Ф.Гербарта (1776-1841) !!!дидактика немецкой классической гимназии !!!

Слайд 16По И.Ф.Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным обязательным ступеням,

которые определяют его структуру:
ясность («углубление в состоянии покоя») – изложение
ассоциация

(«углубление в состоянии движения») – понимание
система (осознание) – обобщение
метод - применение
По И.Ф.Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным обязательным ступеням, которые определяют его структуру:ясность («углубление в состоянии

Слайд 17Цель традиционного обучения:
организация усвоения школьниками системы научных знаний и способов

действия как готовых результатов общественно-исторического познания
развитие познавательных сил школьников, обеспечивающих

возможность такого усвоения (внимание, память, логическое мышление, репродуктивные процессы мышления)
Цель традиционного обучения:организация усвоения школьниками системы научных знаний и способов действия как готовых результатов общественно-исторического познанияразвитие познавательных

Слайд 18При традиционном обучении:
учитель предъявляет информацию в обработанном, «готовом» виде
учащиеся вникают

в логику учителя, осознают ее и принимают тот подход, который

предлагает учитель
учитель задает учащимся программу действий
учащиеся движутся вслед за мыслью учителя
учитель организует познавательную деятельность школьников по восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению
от учащихся требуется глубокая мыслительная деятельность, но репродуктивного типа
При традиционном обучении:учитель предъявляет информацию в обработанном, «готовом» видеучащиеся вникают в логику учителя, осознают ее и принимают

Слайд 19Система традиционного обучения
ориентирована не на становление и развитие личности с

её неповторимым восприятием мира, а на усвоение знаний как «последнего

слова» науки и техники
от учащихся требуется знать, к чему пришла современная наука
задача учителя – преподнести информацию в компактной и удобной для восприятия и запоминания форме (структурно-логические схемы, таблицы, опорные сигналы В.Ф.Шаталова, презентации и т.п.)
Система традиционного обученияориентирована не на становление и развитие личности с её неповторимым восприятием мира, а на усвоение

Слайд 20Содержание традиционного обучения – предметный опыт (чему учить?):
готовые результаты систематизации

накопленных научных знаний в виде:
- определений понятий

- формулировок законов, принципов, правил
- принятые в науке классификации объектов
- перечень научных фактов, накопленных в данной области знания
известные способы решения типовых задач, отражающих воспроизводимость видов деятельности
Содержание традиционного обучения – предметный опыт (чему учить?):готовые результаты систематизации накопленных научных знаний в виде:  -

Слайд 21Традиционное обучение предполагает познавательную активность воспроизводящего типа, организация которой требует,

чтобы учащиеся:
выделили предложенный для усвоения способ действия
поняли его суть и

строение
сумели более или менее точно воспроизвести его в условиях упражнений

Традиционное обучение предполагает познавательную активность воспроизводящего типа, организация которой требует, чтобы учащиеся:выделили предложенный для усвоения способ действияпоняли

Слайд 22Условия успешности традиционного обучения
Учителю необходимо:
продемонстрировать образец необходимого для

усвоения способа действия
по возможности доходчиво его объяснить
обеспечить надежный контроль за

правильностью его выполнения при воспроизведении и решении тренировочных задач
Условия успешности традиционного обучения  Учителю необходимо:продемонстрировать образец необходимого для усвоения способа действияпо возможности доходчиво его объяснитьобеспечить

Слайд 23Методы традиционного обучения

Доминирование

репродуктивных методов обучения, для которых характерны три составляющих:
показ
объяснение
контроль

Методы традиционного обучения      Доминирование репродуктивных методов обучения, для которых характерны три составляющих:показобъяснениеконтроль

Слайд 24Показ, объяснение и контроль можно организовать по-разному
При

этом:
используются разные варианты репродуктивных методов обучения
меняется эффективность методов
но суть остается

прежней – организация преимущественно репродуктивной познавательной деятельности, обеспечивающая полноценное усвоение
Показ, объяснение и контроль можно организовать по-разному   При этом:используются разные варианты репродуктивных методов обученияменяется эффективность

Слайд 25Репродуктивные методы обучения позволяют подвести учащихся к:
правильному пониманию
правильному

высказыванию
правильному воспроизведению
правильному действию в знакомой, типовой ситуации

Репродуктивные методы обучения позволяют подвести учащихся к: правильному пониманию правильному высказыванию правильному воспроизведению правильному действию в знакомой,

Слайд 26Традиционное обучение закрепляет за учителем и учеником определенные позиции:

учитель – разработчик познавательной стратегии школьников:
знает правильный ответ
четко определяет, что

и как делать
осуществляет оперативное руководство действиями школьников
контролирует и корректирует
ученик – исполнитель извне заданной программы действий
Традиционное обучение закрепляет за учителем и учеником определенные позиции:  учитель – разработчик познавательной стратегии школьников:знает правильный

Слайд 27Условия успешности усвоения в традиционном обучении:
обязательное включение учителя с целью

внешнего руководства познавательной деятельностью учащихся
выполнение школьниками требований и указаний учителя



!!! Идеал традиционной педагогики –
послушный ученик
Условия успешности усвоения в традиционном обучении:обязательное включение учителя с целью внешнего руководства познавательной деятельностью учащихсявыполнение школьниками требований

Слайд 28Взаимодействие учителя и учащихся опирается на:
жесткое распределение функций управления и

исполнения
характер отношений – руководство и подчинение
учитель ведет к намеченной цели

(чем твёрже и увереннее, тем лучше)
учащиеся следуют за учителем (чем точнее выполняют указания, тем выше шанс на успех)
Взаимодействие учителя и учащихся опирается на:жесткое распределение функций управления и исполненияхарактер отношений – руководство и подчинениеучитель ведет

Слайд 29Принципы традиционного обучения:
научности и посильной трудности
сознательности и активности при руководящей

роли учителя
наглядности
прочности результатов обучения и развития познавательных сил школьников
систематичности и

последовательности
связи обучения с жизнью
учета индивидуальных особенностей школьников
Принципы традиционного обучения:научности и посильной трудностисознательности и активности при руководящей роли учителянаглядностипрочности результатов обучения и развития познавательных

Слайд 30NB! Задание для самостоятельной

работы № 1:
Используя рекомендованную учебную литературу раскрыть

содержание перечисленных принципов обучения, в которых представлены требования к организации традиционного обучения
NB!       Задание для самостоятельной работы № 1:   Используя рекомендованную

Слайд 31Формы организации традиционного обучения
преобладание фронтальной формы организации обучения
фрагментарное использование групповой

и индивидуальной форм
урок рассматривается как ведущая форма организации обучения

Формы организации традиционного обученияпреобладание фронтальной формы организации обученияфрагментарное использование групповой и индивидуальной формурок рассматривается как ведущая форма

Слайд 32NB! Задание для самостоятельной

работы № 2:
Используя рекомендованную учебную литературу изучить

вопрос о формах организации обучения и подготовится к семинару по теме «Урок как ведущая форма организации обучения в школе»
NB!       Задание для самостоятельной работы № 2:   Используя рекомендованную

Слайд 33Планируемые (закономерные) результаты традиционного обучения:
много знающий ученик, готовый к успешному

воспроизведению усвоенного знания и к осуществлению алгоритмических способов действия
низкий уровень

интеллектуального развития, т.к. развитие – условие усвоения, а не специальная цель обучения
преобладание репродуктивной познавательной деятельности приводит к невысокому уровню познавательного интереса, а научное знание, как правило, не становится ценностью
Планируемые (закономерные) результаты традиционного обучения:много знающий ученик, готовый к успешному воспроизведению усвоенного знания и к осуществлению алгоритмических

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика