Слайд 1Теория обучения (Дидактика)
Педагогические технологии
зав. кафедрой педагогики ВГГУ,
д.п.н., проф.
Е.Н. Селивёрстова
Слайд 2ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
План
Системный подход в педагогике. Понятие дидактической системы.
Концептуальные
(идейные) основы системы традиционного обучения.
Характеристика компонентов дидактической системы традиционного обучения.
Слайд 3Список
учебной литературы к теме
1. Селивёрстова Е.Н.
Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное
пособие. – Владимир, 2009. – п.3.1и п.5.1 или
Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2008. – п.3.1 и п.5.1.
2. От школы монолога – к школе диалога / Под общ. ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1996. (электронный вариант – на кафедре, печатный – библиотеке, на кафедре).
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Раздел «Дидактика», параграф «Основные дидактические концепции». Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru
4. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Введение к разделу II. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке).
Слайд 4Системный подход - это
общенаучный принцип, который
позволяет осознавать окружающую действительность с позиций всеобщей связи и взаимной
обусловленности явлений и процессов
Слайд 5Сущность системного подхода:
относительно самостоятельные объекты и явления или их компоненты
рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимовлиянии и в развитии
явления
и процессы рассматриваются как системные объекты, т.е. системы
Слайд 6Система – это:
объединение разнообразия в единое целое
четкое структурирование целого
каждый компонент
целого по отношению к нему занимает определенное место
Слайд 7Признаки системного объекта:
сложность состава (многокомпонентность)
наличие разнокачественных связей между компонентами
целостность
Слайд 8Системный подход в дидактике проявляется в необходимости оперирования понятиями:
дидактическая система
обучения
система методов обучения
система форм дифференциации обучения
система целей обучения
система уроков и
т.п.
Слайд 9Дидактическая система обучения – это:
система в области обучения
результат целостного рассмотрения
обучения как процесса движения от цели обучения к его результату
(объединение разнообразия в единое целое)
единство определенной дидактической концепции (идеи) и соответствующих способов ее воплощения на практике
Слайд 10Инвариантные (структурные) компоненты дидактической системы обучения:
цель обучения
принципы обучения
содержание обучения
методы обучения
формы
организации обучения
позиции взрослого (учителя) и ребенка (школьника, учащегося), характер отношений
Слайд 11В чем важность рассмотрения обучения как дидактической системы?
Это позволяет:
целостно анализировать процесс обучения, полнее понимать сущность и возможности
конкретного варианта организации обучения
проектировать обучение с заданными характеристиками
выявлять наличие или отсутствие взаимосвязей между компонентами
вносить коррективы в организацию процесса обучения
Слайд 12Чем обусловлено разнообразие дидактических систем обучения?
Различием дидактических
концепций и идей, которые определяют различие содержания инвариантных компонентов дидактических
систем
- дидактическая система традиционного обучения
- дидактическая система развивающего обучения
- дидактическая система личностно ориентированного обучения
Слайд 13Традиционным в культуре считается то, что (М.С.Каган) :
не связано с
ценностью индивидуальности и стремлением к развитию личностного начала
обусловлено требованием полного
и безоговорочного подчинения сложившимся и устоявшимся, стереотипным формам поведения
подчинено принципу «так думали, считали, поступали отцы и деды, и потому ты обязан так думать, считать, поступать»
не создает условий для развития главного культурного дара человека – потребности в изменении материального и духовного мира
Слайд 14Традиционное обучение предполагает:
обращенность к прошлому опыту
следование принятым нормам и эталонам
и их сохранение
доминирующую роль учителя как носителя накопленного предыдущими поколениями
социального опыта
Слайд 15Концептуальную (идейную) основу системы традиционного обучения составляют дидактические концепции
Я.А.Коменского (1592-1670)
И.Г.Песталоцци
(1746-1827)
И.Ф.Гербарта (1776-1841) !!!
дидактика немецкой классической гимназии !!!
Слайд 16По И.Ф.Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным обязательным ступеням,
которые определяют его структуру:
ясность («углубление в состоянии покоя») – изложение
ассоциация
(«углубление в состоянии движения») – понимание
система (осознание) – обобщение
метод - применение
Слайд 17Цель традиционного обучения:
организация усвоения школьниками системы научных знаний и способов
действия как готовых результатов общественно-исторического познания
развитие познавательных сил школьников, обеспечивающих
возможность такого усвоения (внимание, память, логическое мышление, репродуктивные процессы мышления)
Слайд 18При традиционном обучении:
учитель предъявляет информацию в обработанном, «готовом» виде
учащиеся вникают
в логику учителя, осознают ее и принимают тот подход, который
предлагает учитель
учитель задает учащимся программу действий
учащиеся движутся вслед за мыслью учителя
учитель организует познавательную деятельность школьников по восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению
от учащихся требуется глубокая мыслительная деятельность, но репродуктивного типа
Слайд 19Система традиционного обучения
ориентирована не на становление и развитие личности с
её неповторимым восприятием мира, а на усвоение знаний как «последнего
слова» науки и техники
от учащихся требуется знать, к чему пришла современная наука
задача учителя – преподнести информацию в компактной и удобной для восприятия и запоминания форме (структурно-логические схемы, таблицы, опорные сигналы В.Ф.Шаталова, презентации и т.п.)
Слайд 20Содержание традиционного обучения – предметный опыт (чему учить?):
готовые результаты систематизации
накопленных научных знаний в виде:
- определений понятий
- формулировок законов, принципов, правил
- принятые в науке классификации объектов
- перечень научных фактов, накопленных в данной области знания
известные способы решения типовых задач, отражающих воспроизводимость видов деятельности
Слайд 21Традиционное обучение предполагает познавательную активность воспроизводящего типа, организация которой требует,
чтобы учащиеся:
выделили предложенный для усвоения способ действия
поняли его суть и
строение
сумели более или менее точно воспроизвести его в условиях упражнений
Слайд 22Условия успешности традиционного обучения
Учителю необходимо:
продемонстрировать образец необходимого для
усвоения способа действия
по возможности доходчиво его объяснить
обеспечить надежный контроль за
правильностью его выполнения при воспроизведении и решении тренировочных задач
Слайд 23Методы традиционного обучения
Доминирование
репродуктивных методов обучения, для которых характерны три составляющих:
показ
объяснение
контроль
Слайд 24Показ, объяснение и контроль можно организовать по-разному
При
этом:
используются разные варианты репродуктивных методов обучения
меняется эффективность методов
но суть остается
прежней – организация преимущественно репродуктивной познавательной деятельности, обеспечивающая полноценное усвоение
Слайд 25Репродуктивные методы обучения позволяют подвести учащихся к:
правильному пониманию
правильному
высказыванию
правильному воспроизведению
правильному действию в знакомой, типовой ситуации
Слайд 26Традиционное обучение закрепляет за учителем и учеником определенные позиции:
учитель – разработчик познавательной стратегии школьников:
знает правильный ответ
четко определяет, что
и как делать
осуществляет оперативное руководство действиями школьников
контролирует и корректирует
ученик – исполнитель извне заданной программы действий
Слайд 27Условия успешности усвоения в традиционном обучении:
обязательное включение учителя с целью
внешнего руководства познавательной деятельностью учащихся
выполнение школьниками требований и указаний учителя
!!! Идеал традиционной педагогики –
послушный ученик
Слайд 28Взаимодействие учителя и учащихся опирается на:
жесткое распределение функций управления и
исполнения
характер отношений – руководство и подчинение
учитель ведет к намеченной цели
(чем твёрже и увереннее, тем лучше)
учащиеся следуют за учителем (чем точнее выполняют указания, тем выше шанс на успех)
Слайд 29Принципы традиционного обучения:
научности и посильной трудности
сознательности и активности при руководящей
роли учителя
наглядности
прочности результатов обучения и развития познавательных сил школьников
систематичности и
последовательности
связи обучения с жизнью
учета индивидуальных особенностей школьников
Слайд 30NB! Задание для самостоятельной
работы № 1:
Используя рекомендованную учебную литературу раскрыть
содержание перечисленных принципов обучения, в которых представлены требования к организации традиционного обучения
Слайд 31Формы организации традиционного обучения
преобладание фронтальной формы организации обучения
фрагментарное использование групповой
и индивидуальной форм
урок рассматривается как ведущая форма организации обучения
Слайд 32NB! Задание для самостоятельной
работы № 2:
Используя рекомендованную учебную литературу изучить
вопрос о формах организации обучения и подготовится к семинару по теме «Урок как ведущая форма организации обучения в школе»
Слайд 33Планируемые (закономерные) результаты традиционного обучения:
много знающий ученик, готовый к успешному
воспроизведению усвоенного знания и к осуществлению алгоритмических способов действия
низкий уровень
интеллектуального развития, т.к. развитие – условие усвоения, а не специальная цель обучения
преобладание репродуктивной познавательной деятельности приводит к невысокому уровню познавательного интереса, а научное знание, как правило, не становится ценностью