Разделы презентаций


Азбука архитектуры Каменная летопись мира

Содержание

«Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе»Н. В. Гоголь«Архитектура» – слово греческого происхождения. Оно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Азбука архитектуры
«Каменная летопись мира»

Азбука архитектуры«Каменная летопись мира»

Слайд 2
«Архитектура – тоже
летопись мира, она говорит
тогда, когда уже

молчат и
песни и предания, и когда
уже ничто не

говорит о
погибшем народе»
Н. В. Гоголь

«Архитектура» – слово греческого происхождения.
Оно восходит к двум корням: archi – «старший, сверх»
и tekt – «строитель». Отсюда производное от него слово architekton – «старший строитель», т.е. архитектор.
В латинском языке появляется слово architectura, имеющее отношение к строительному искусству.

«Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда

Слайд 3В современном языке этот термин употребляется в двух значениях:
система зданий

и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей
искусство

формирования пространственной среды, создание новой реальности, обладающей функциональным значением, приносящей человеку пользу и эстетическое наслаждение.

Архитектура – самый «зримый» вид искусства. Это искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает действительность, а создает её, творит «вторую природу» – искусственную среду, предназначенную для жизни и деятельности человека. Архитектуру не случайно называют «каменной летописью». Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в разные культурно-исторические эпохи

В современном языке этот термин употребляется в двух значениях:система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни

Слайд 4В эпоху эллинизма составляли список семи чудес света, в него

было включено пять произведений строительного искусства: Египетские пирамиды

В эпоху эллинизма составляли список семи чудес света, в него было включено пять произведений строительного искусства: Египетские

Слайд 5Маяк в Александрии

Маяк в Александрии

Слайд 6Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе

Слайд 7Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

Слайд 8Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе

Слайд 9Как и другие виды искусства, архитектура является выразительницей своего времени,

своей эпохи. Пирамиды Древнего Египта напоминают нам о могуществе власти

фараона, греческие храмы воспевают бога и человека, римские форумы – величие и силу императорской власти.

Каждая эпоха рождала свой стиль или направление. Так, например, появившийся в архитектуре конца XVIII – начала XIX в. стиль ампир (фр. empire - империя), который отличался пышностью и великолепием, был созвучен государственному и военному могуществу империи Наполеона.

Жан-Франсуа Шальгрен.  Триумфальная арака Звезды. 1806-1836 гг. Париж

Как и другие виды искусства, архитектура является выразительницей своего времени, своей эпохи. Пирамиды Древнего Египта напоминают нам

Слайд 10Но в истории искусства бывали периоды, когда архитектурные достижения прошлого

подвергались сомнению или открытому отрицанию. То, что казалось выразительным и

красивым в архитектуре Античности, было неприемлемо в Средние века. В эпоху Возрождения категорически отвергалась готика.

«Есть другой стиль, называемый готическим… Хорошие современные архитекторы его не используют, они бегут от него, как от чудища и варварства. Каждый его элемент лишён всяких правил, это сумятица и беспорядок… Да сохранит Бог все земли от подобного строительства! Эти памятники по сравнению с красотой наших памятников даже не заслуживают того, что бы о них долго говорить.».
Джорджо Вазари

Джорджо Вазари Итальянский исследователь искусства, архитектор и живописец. 

Но в истории искусства бывали периоды, когда архитектурные достижения прошлого подвергались сомнению или открытому отрицанию. То, что

Слайд 11Собор Святого Вита. 1344-1419 гг. Прага, Чехия

Собор Святого Вита. 1344-1419 гг. Прага, Чехия

Слайд 12«Прочность,
польза, красота»

«Прочность, польза, красота»

Слайд 13Два тысячелетия тому назад древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий

(вторая половина I в. до н. э.) сформулировал знаменитую формулу

трёх единств. В своём главном труде «Десять книг об архитектуре», обобщив достяжения древних греков и этрусков, он определил составляющие архитектуры: «прочность, польза, красота». Впоследствии эти принципы легли в основу искусства архитектуры.

«Архитектура владеет тремя
главными свойствами: прочностью,
пользой и красотой.
Прочность - надежность конструкций,
польза – соответствие сооружения назначению, а красота – выражение тех чувств, которые должен вызывать у
зрителей построенный дом ».
Витрувий

Два тысячелетия тому назад древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий (вторая половина I в. до н. э.)

Слайд 14Издавна человек стремился к созданию прочных конструкций, надёжно защищающих его

от природных стихий. Вот почему архитектуру можно назвать конструктивным искусством.
Важнейшими

конструкциями стали стоечно-балочная, крестово-купольная, каркасная готическая и арочная.

Издавна человек стремился к созданию прочных конструкций, надёжно защищающих его от природных стихий. Вот почему архитектуру можно

Слайд 15Первыми элементами архитектуры, позволившими человеку создать примитивные сооружения бытового или

культового назначения, стали столб, перекладина, арка.
С вертикально поставленного

столба, символизирующего преодоление человеком силы земного притяжения, архитектура начинает свою подлинную историю.

«Оттого, что каменные блоки давно уже заменила сначала бетонными, а затем железобетонными, ничего не меняется в принципе… Столб он и есть столб-его место среди великих изобретений далёких пращуров, что, как и колесо, остается неизменным во всей истории цивилизации».
В. Л. Глазычев

Вячеслав Леонидович Глазычев.
Советский и российский учёный и общественный деятель, исследователь проектного творчества и архитектурного наследия, критик, переводчик, публицист.

Первыми элементами архитектуры, позволившими человеку создать примитивные сооружения бытового или культового назначения, стали столб, перекладина, арка. С

Слайд 16Простейшие стойки, обелиски, колонны, минареты можно рассматривать как своеобразные варианты

этого архитектурного элемента.
Первая перекладина, положенная на два столба горизонтально,

стала прообразом стоечно-балочной конструкции, в дальнейшем определившей архитектурный облик многих сооружений. Она действительно стала одной из важных побед человеческого разума, позволившей не только создать надёжную кровлю, но и максимально приспособить это изобретение к практическим нуждам человека.
Это была сложная наука, к постижению которой человечество шло долгим опытным путём.

Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней).

Простейшие стойки, обелиски, колонны, минареты можно рассматривать как своеобразные варианты этого архитектурного элемента. Первая перекладина, положенная на

Слайд 17Арка (от лат. аrcus – дуга, изгиб) также является одним

из простейших элементов архитектуры. По форме арки бывают полукруглыми, подковообразные,

килевидные, стрельчатае и др. Возможно, первое подобие арки возникло, когда человек, устраиваясь на ночлег, догадался согнуть и связать крест-накрест гибкие стволы деревьев, сделав некое подобие шалаша. Затем были триумфальные арки Древнего Рима, возводимые в честь воинских побед, знаменитых императоров и полководцев. Со временем арочная конструкция потерпела значительные изменения, что позволило повысить прочность и устойчивость здания (средневековые готические соборы, русское церковное зодчество и др.).

Триумфальная арка. Архитектор О. И. Бове,  скульпторы И. П. Витали, 
И. Т. Тимофеев.
1827-1834 гг.
Москва, Кутузовский проспект.

Арка (от лат. аrcus – дуга, изгиб) также является одним из простейших элементов архитектуры. По форме арки

Слайд 18Наряду с «прочностью» важнейшим качеством архитектуры является «польза».
«Польза» (функциональность) –

наиболее подвижное и изменчивое качество архитектуры. Чтобы по достоинству то

или иное архитектурное сооружение, необходимо понять его переназначение. Человек не должен сомневаться в том, что перед ним находится именно больница, а не театр или стадион. Целесообразность архитектурного сооружения во многом определяют его внешний облик (использованные архитектурные формы), материалы, масштаб, выбранное для постройки место. В сооружении должны быть максимально учтены многие утилитарные (практические) требования: режим температуры и влажности вентиляция, звукоизоляция и др. Выполнение этих требований составляют основу любого архитектурного проекта.
Не менее важную роль играет «красота» (эстетическое начало). «Красоту» в архитектуре определяют декоративные элементы, светотеневая моделировка, цвет. Особенности использования архитектурных форм, материалов,
декоративных украшений и цветового оформления являются важнейшими факторами для определения принадлежности сооружения к определенному художественному стилю, национальной школе.
Наряду с «прочностью» важнейшим качеством архитектуры является «польза».«Польза» (функциональность) – наиболее подвижное и изменчивое качество архитектуры. Чтобы

Слайд 19«Роль строительства – возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое

волнение».

Ле Корбюзье
Ле Корбюзье́ французский архитектор  XX века.
Почему до сих пор туристы стремятся

увидеть выдающиеся памятники мирового зодчества? Почему полуразрушенный и разграбленный древнегреческий Парфенон, лишённый первозданной красоты, и сегодня покоряет сердца огромного множества людей? Этот замечательный памятник античной архитектуры до сих пор поражает равновесием пропорций, строгой чёткостью чередования колонн, создающими ощущение свободы и лёгкости. Его стройные колонны, перекрытые горизонтальными балками, выглядят торжественно и величественно и создают ощущение соразмерности и красоты. Не случайно именно Парфенон вызвал к жизни важнейшее для архитектуры понятие тектоники (архитектоники) – искусства расположения частей здания в соответствии с правилами архитектуры.
«Роль строительства – возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение».Ле КорбюзьеЛе Корбюзье́ французский архитектор  XX века.Почему до сих

Слайд 20Профессия архитектора

Профессия архитектора

Слайд 21Архитектор – одна из древнейших профессий. Она существует с тех

пор, как у человека появилась потребность укрыться от непогоды или

задобрить немилостивые силы природы и богов, возведя в их честь храм. За время своего существования эта профессия прошла длительный и сложный путь. Труд архитектора по-разному оценивался в отдельные исторические эпохи.
В античные времена Витрувий подчёркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» внешний вид. Хотя в большинстве случаев имена древнейших мастеров не дошли до нас, глядя на творения античных зодчих сегодня, можно утверждать, что они в совершенстве владели своей профессией.

Фернан Леже. Строители. 1950 г. Национальный музей Ф. Леже, Биот, Франция

Архитектор – одна из древнейших профессий. Она существует с тех пор, как у человека появилась потребность укрыться

Слайд 22Долгое время профессия архитектора ассоциировалась со строительным делом. Архитектор задумывал

постройку, руководил её возведением, нередко сам участвовал в сооружении здания.

Так, например, в Средние века строители соборов были всего-навсего каменщиками, плотниками и т.д.
Иначе стали относиться к профессии архитектора в эпоху Возрождения. От мастеров требовались глубокие знания в области технологии строительства, а также умение делать на основе математических расчётов точные чертежи, изготавливать макеты будущих сооружений. Появились богатые заказчики, которые по достоинству могли оценить талант архитектора и щедро оплатить его услуги. Профессия архитектора отныне обеспечивала высокий статус в обществе. Архитекторы, как и живописцы и скульпторы, получали право подписывать свои произведения. Их с почестями хоронили в соборах на самом почётном месте. Именно в это время их стали называть архитекторами и увидели в них художников.
Долгое время профессия архитектора ассоциировалась со строительным делом. Архитектор задумывал постройку, руководил её возведением, нередко сам участвовал

Слайд 23На Юге Руси основным строительным материалом была глина, а глиняная

постройка называлась зданием (от глагола «зъдати» - строить, создавать). Вот

почему за древнерусскими мастерами-глинобитчиками закрепилось имя «здатель» или «зодчий» (отсюда, кстати, произошло слово «создатель», то есть «творец»). А вот на Севере Руси, где особой популярностью пользовалось дерево, умелых мастеров строительного дела называли плотниками (от слова «плот», то есть «связка брёвен»).
После принятия христианства и начала возведения на русской земле многочисленных храмов профессия зодчего стала одной из самых востребованных и почётных. Не случайно лучшие среди зодчих причислялись к лику святых.

Церковь Воскресения. 1776 г. Музей деревянного зодчества, Суздаль

На Юге Руси основным строительным материалом была глина, а глиняная постройка называлась зданием (от глагола «зъдати» -

Слайд 24Привычное сегодня слово «архитектор» в русском языке прижилось не сразу.

Оно пришло к нам лишь в XVIII в., в Петровскую

эпоху. Особенно часто оно упоминалось в указах Петра I при возведении Санкт-Петербурга.

«Весь путь развития зодчества – от хижины до небоскрёба – характеризуется одной специфической чертой: синтетическим объединением в архитектуре искусства, науки и техники».

В. А. Веснин

Ви́ктор Алекса́ндрович Весни́н - русский и советский архитектор

Действительно, в наше время профессия архитектора приобрела универсальный характер. Архитектор должен хорошо разбираться в технологии строительства, обладать большим запасом знаний в области фундаментальных и прикладных наук (истории и теории архитектуры, теоретической механики, инженерного оборудования зданий, строительной физики, организации строительных работ). В основе его деятельности – точный расчёт и научное обоснование проекта, использование прогрессивных инженерных конструкций, смелые, новаторские художественные решения внешнего и внутреннего облика зданий.

Привычное сегодня слово «архитектор» в русском языке прижилось не сразу. Оно пришло к нам лишь в XVIII

Слайд 25Работа архитектора сложна и многогранна. В ней можно выделить несколько

этапов. Во-первых, замысел и обоснование проекта. На этом этапе архитектор

выбирает место для возведения здания, определяет его назначение, технические параметры ( объём, площадь), учитывает его вписанность в окружающее пространство, соответствие природным и климатическим условиям.
На следующем этапе осуществляется проектирование здания, то есть делаются наброски его плана, фасада, интерьера, основных объёмов. Уточняется техническая сторона проекта, проводятся консультации с другими специалистами, выполняется генеральный план, за которым стоят десятки и сотни чертежей. На этом ответственном этапе вместе с архитектором работают люди многих специальностей: конструкторы, чертёжники, копировщики, техники. Параллельно готовится смета строительства, устанавливается график работы, заказываются материалы и оборудование.
Работа архитектора сложна и многогранна. В ней можно выделить несколько этапов. Во-первых, замысел и обоснование проекта. На

Слайд 26И наконец, наступает самый ответственный этап – начало строительства, где

роль архитектора не менее важна и ответственна. Безусловно, подобный труд

не под силу одному, даже самому талантливому архитектору, а поэтому его можно рассматривать как творческий труд большого количества специалистов.
Будущее профессии архитектора, несомненно, связано с универсальным, синтетическим характером творческой деятельности. Архитектор – это прежде всего художник!

Алексе́й Эльбру́сович Гутно́в — советский архитектор, теоретик архитектуры и градостроительства, автор более чем ста научных статей и нескольких книг.

Архитектор был и всегда останется «не только дирижёром строительного «оркестра», но и композитором, создателем самой архитектурной музыки».

А. Э. Гутнов

И наконец, наступает самый ответственный этап – начало строительства, где роль архитектора не менее важна и ответственна.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика