Слайд 1Теория управления
Ратковская И.А., к.э.н., доцент
Слайд 2Методология и
научные
исследования
в управлении
(общие теории
социального
управления)
Практика и
технология
управления
(прикладные
теории управления)
Менеджмент
Теория
управления
менеджеры
консультанты
Наука
управления
Теория
организации
Разработка
управленческого
решения
Организационное
поведение
и
т.д.
Слайд 3Объект теории управления - управленческие отношения, которые складываются между организациями,
учреждениями и отдельными индивидами в процессе управленческой деятельности и устанавливают
определенную структуру соподчинения между ними.
социальное взаимодействия на основе соподчиненности, субординации
Слайд 4Предмет теории управления
сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей
по поводу организации их совместной жизни;
механизм управления различными социально-экономическими системами
и их регулирование;
механизм самоорганизации и саморегулирования;
технологии и методика процесса управления;
структурные элементы системы управления;
принципы, методы управления и т.д.
Слайд 5Теория управления
наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы,
содержание и формы управленческих отношений.
Слайд 6Методология теории управления - это совокупность исследовательских методов, процедур, техник,
используемых при познании управленческих процессов
бихевиористский
ситуационный
количественный
деятельностный и др.
Слайд 7Цели теории управления:
изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в
которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
определение основных тенденций развития управленческих
процессов;
построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Слайд 8Функции теории управления
познавательная;
описательная;
объяснительная;
прогностическая;
контрольная;
оценочная;
образовательно-воспитательная;
прикладная.
Слайд 10Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Слайд 11Менеджмент Управление
деятельность по достижению определенных целей,
в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий
особая функция
координирования всех остальных трудовых функций человека с целью достижения наибольшей эффективности в работе
Слайд 12Менеджмент - management
“manus” – “рука”
“to manage” -
объезжать лошадей,
владеть
оружием,
управлять колесницей,
управлять людьми
Слайд 13менеджеры
Руководители различного уровня, занимающие определенную должность в организации и наделенные
полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации
Слайд 14Менеджмент
в организации
Общий
(генеральный)
менеджмент
Функциональный
(специальный)
менеджмент
Слайд 15менеджмент
это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из
типологических моделей управления социально-экономической системой (организацией) и, конкретно, управления рыночной
экономикой.
Слайд 16Типологические черты менеджмента
(предполагающие):
1. Менеджмент — это управление, функционирующее в
системе цивилизованного предпринимательства и опирающееся на предпринимательскую деятельность.
2. Это
управление, построенное на экономической самостоятельности и ответственности.
3. Это управление, требующее профессионализма, восприимчивости изменений, разработки стратегии поведения.
4. Это управление в условиях конкуренции и риска.
5. Это управление аналитическое, исследовательское.
6. Это управление информатизированное.
Слайд 17Типологические черты менеджмента
(отрицающие):
бюрократическое отношение к персоналу, организационная инертность,
бездумное исполнительство,
боязнь перемен,
непрофессионализм,
безответственность
Слайд 18Менталитет
Научное
сознание
Общественная
среда
Инфраструктура менеджмента
Слайд 19Основные признаки менеджмента как своеобразного типа управления
область деятельности —
экономическое поведение объекта управления;
условия деятельности — рыночные механизмы развития экономики;
организационные формы управления - достаточно гибкие и адаптированные к процессам рыночного поведения фирмы;
требования к менеджеру и персоналу управления — профессионализм;
организационные приоритеты — человеческий фактор;
стиль управления — мотивирование эффективной деятельности;
личностный фактор — творчество и искусство менеджера;
внешняя среда — рыночная экономика
Слайд 20Особенности российского менеджмента:
регионально-политический аспект развития экономики России;
профессионализация управления;
собственные традиции
в организационной культуре;
деформированная структура экономики;
традиции технократического подхода к управлению;
существуют и
действуют прежние и новые методы управления;
особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации, связанные с российским менталитетом.
Слайд 21Объект и субъект управления
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления
на объект управления для достижения определенных результатов
Слайд 22Элементы управленческого процесса
Субъект управления физическое или юридическое лицо, от которого
исходит властное воздействие
Объект управления, то, на что направлено властное
воздействие субъекта управления (физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы)
Слайд 23Управленческий труд
"Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в
сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в
управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".
К. Маркс
Слайд 24Управленческий труд
деятельность менеджеров, связанная с выполнением своих функции
(специфическая разновидность трудового
процесса)
Слайд 25Элементы трудового процесса
Предмет труда
Продукт труда
Средства труда
Информация
Решение
Оргтехника и органы человеческого тела
Слайд 26Специфика управленческой деятельности
умственная
творческая
сложная
многообразная
Слайд 27Социальные регуляторы в управлении
целевое управленческое воздействие (воздействие на объект
через приказ, задание, стимулирование, координацию);
организационный порядок (система норм и правил
поведения в организации, внешне заданных по отношению к работнику);
самоорганизация (спонтанное регулирование).
Слайд 28Эволюция менеджмента
Современный мир – это мир непрерывных, больших и неожиданных
изменений
Слайд 29Управленческие революции
5-4 тыс. лет до н.э.«религиозно-коммерческая»
XVIII в. до н.э. «светская»
605-582
гг. до н.э.
ХVII-ХVIII вв. «индустриальная»
конец XIX — начало XX в.
«бюрократическая»
Слайд 30Различные подходы к пониманию управленческой деятельности
научные «школы» отражают эволюцию
восприятия сущности управления с разных позиций: научной, организационной, философской, психологии
индивидуумов и др.
Слайд 32Школа научного управления
Ф.У.Тейлор,
Ф.и Л.Гилбрейт,
Г.Гант,
Г.Эмерсон,
Г.Форд,
А.Черч
и др.)
Научная организация
труда:
выделение управленческой (административной деятельности);
элементы механизма управления (отбор и подготовка рабочих;
система контроля; хронометраж; изучение движений рабочего в процессе труда; разделение труда по операциям)
Философия научного управления (создание необходимых предпосылок для внедрения методов и подходов, используемых в науке и технике)
Слайд 33Школа административного управления (классическая)
А.Файоль,
Д.Муни и Рейли,
Т.Девис,
Л.Урвин,
А.Гьюлик
Административные функции управления: предвидение, организация,
координация, распорядительство, контроль
Принципы управления (принципы менеджмента)
Слайд 34Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
Э.Мэйо,
Ф.Ротлисбергер,
П.Друкер,
Ч.Бернард,
Д.Макгрегор,
Р.Ликерт
Организация управления с учетом
особенностей конкретного индивидуума
Прикладная мотивация
Научные исследования о человеческом характере и поведении,
межличностных отношениях и их использовании в управлении
Слайд 35Школа науки управления или количественных оценок принимаемых решений
К.Черчмен,
Р.Аккоф,
Р.Кук,
Р.Чейз
Научный подход в
принятии решений, моделирование и модели
Методы принятия решений
Слайд 36Школа рационального поведения
М.Вебер
Ф.Тейлор
Рациональное поведение человека (экономический человек), человеку отводится роль
механизма в среде производства
Теория Х человека
«Закрытые» системы
Слайд 37Школа поведенческого управления
Э.Мэйо
Д.Макгрегор
А.Маслоу
От «экономического» человека к «социальному» человеку. Роль человеческого
фактора, межличностные отношения в производстве
Теория Y человека, имеющего возвышенные потребности
и способствующего повышению производительности труда
Содержательные теории мотивации
Слайд 38Школа социальных систем
Ч.Бернард
Ф.Селзинк
А.Чандлер
Организация как социальная система (системный метод)
Роль внешней среды
Процессуальные
теории мотивации
Слайд 39Школа открытых социальных систем
И.Уэйк
У.Оучи
Динамичность внешней среды и ее воздействие на
организацию (ситуационный подход)
Теория «Z» и «A»
Стратегическое управление
Слайд 40Становление российской науки управления
организационно-технические концепции:
концепция«организационного управления» А.А. Богданова,
«физиологического оптимума» О.А.Ерманского,
«узкой
базы» А.К.Гастева
социальные концепции:
концепция «организационной деятельности» П.М. Керженцева,
«теория административной емкости»
Ф.Р. Дунаевского,
теория «духа улья» Н.А. Витке
Слайд 41Парадигма управления в эпоху СССР
1) концентрация производства, его монополизация на
государственных предприятиях;
2) ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективностью;
3) закрытость единого
народнохозяйственного комплекса страны.
Слайд 42Новая парадигма управления
децентрализация системы управления;
переход к полицентрической системе хозяйствования;
сочетание
рыночных и административных методов управления предприятиями и организациями государственного сектора;
формирование
и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.
Слайд 43Современная организация и ее окружение
Слайд 44Понятие «организация»
Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура
управляемой либо управляющей системы.
Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей,
целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
Организация как группа людей с общими целями.
Слайд 45Организация как группа людей с общими целями
1) наличие не менее
двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие по
крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
4) получение прибавочного продукта в различных формах (материальный, духовный, информационный).
Слайд 46Организация - это
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для
достижения общей цели или целей
Слайд 47Подходы к понятию организация
Как процесс организация – это совокупность действий,
ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого
Как
явление организация – это объединение элементов для реализации программы или целей, действующей на основании определенных правил и процедур
Слайд 48Концепция жизненного цикла организации
возрождение
рождение
детство
и юность
зрелость
высшая
стадия
зрелости
Слайд 50Разделение труда в организации
специализация на выполнении определенного рода функций, а
также разграничение прав, полномочий и ответственности.
Формы разделения труда :
вертикальная
горизонтальная
Слайд 51Горизонтальное разделение труда
качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой
деятельности
функциональное разделение труда
товарно-отраслевое разделение труда
квалификационное разделение труда
Слайд 52Вертикальное разделение труда
формированию уровней управления по вертикали, связанное с
необходимостью целенаправленного координирования и интегрирования деятельности всех элементов организации
Слайд 53Внутренняя среда организации
Объективные внутренние переменные:
• структура
• цели
• задачи
• технология
•
финансовая система
• информационная система
• стратегия
• бизнес-процессы
• персонал и т. д.
Субъективные
внутренние переменные:
• совместные (корпоративные) ценности
• стиль управления
• навыки персонала
• власть
• культуру организации и т. д.
Слайд 56Требования, предъявляемые к целям:
1. Приемлемость целей сотрудниками
организации.
2. Совместимость индивидуальных, групповых и организационных целей.
3. Реальность целей,
их соответствие существующим возможностям в организации.
4. Гибкость целей, возможность их изменения в зависимости от преобразования внутреннего и внешнего окружения.
5. Временная определенность целей, т.е. установление сроков их достижения.
6. Контролируемость целей.
Слайд 57Структура организации - строение, взаиморасположение и связь ее составляющих частей
(подразделений), позволяющее достичь организационных целей.
Слайд 58Задачи организации
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть
работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее
оговоренные сроки.
Категории задач организации:
с людьми
с предметами
с информацией
Слайд 59Технологии, используемые в организации
Технология как средство преобразования сырья в искомые
продукты и услуги
Слайд 60Люди (персонал организации)
«Кадры решают все!»
Сталин
Слайд 61Функциональные процессы в организации
производство;
маркетинг;
финансы;
работа с кадрами;
эккаунтинг
Слайд 62Внешняя среда организации
совокупность всех элементов, оказывающих влияние на деятельность
организации, но находящихся вне ее пределов, рамок и не подвластных
ее руководству
Элементы внешней среды организации:
• потребители
• конкуренты
• правительственные и государственные учреждения
• поставщики
• финансовые организации
• источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.
Слайд 65Адаптивность к изменениям в окружении и тип управления организацией
Механистический тип
управления
Органический тип управления
Слайд 66Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций
Слайд 67Система социального управления
Система (лат. целое, составленное из частей ) -
совокупность взаимодействующих элементов, которые находятся в отношениях и связях, составляющих
целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.
Составляющие системы:
элементы, представляющие собой конкретные объекты, неразложимые части, компоненты
свойства элементов, которые выражают их качественную специфику
связи
Слайд 69Классификации систем
• по происхождению (естественные и искусственные);
• по специфике
содержания (технические, организационные, информационные, экономические, политические, социальные и пр.);
• по
способу существования (материальные, идеальные, виртуальные);
• по степени связи с окружающей средой (открытые и закрытые);
• по зависимости от времени (статические, динамические);
• по обусловленности действия (детерминированные, вероятностные);
• по месту в иерархии систем (суперсистемы, большие системы, подсистемы, элементы и т.д.).
Слайд 70Общие свойства систем
неаддитивность
синергичность
мультипликативность
целостность
обособленность
адаптивность
совместимость
обратная связь
Слайд 71Специфика социальной системы
Социальная система - система, в которой элементный
состав - люди, а также возникающие между ними отношения; существенно
отличается от всех систем как живой, так и неживой природы.
Слайд 72Социальная система
управляющая подсистема - все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия
на людей и ресурсы управляемой системы.
управляемая подсистема - все элементы,
обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг.
информация
информация
Слайд 73Особенности управления социальной системой
значительная неопределенность функционирования
наличие границ управляемости
Слайд 74Синергетика - общая теория самоорганизации сложных систем
системы следуют рассматривать
не в статическом, а динамическом состоянии
все системы имеют относительную пластичность
к процессу трансформации
любая сложная система имеет не один, а несколько путей возможного развития
хаос имеет двойственное значение
в любой сложной системе имеются особые «резонансные» точки, воздействие на которые вызывает возбуждение всей системы в целом
Слайд 75Система управления:
субъект управления;
объект управления;
содержание или процесс управления;
социальные ресурсы;
управленческая теория и
идеология;
принципы и методы управления.
Слайд 76Специфические особенности систем управления:
наличие информационных связей
способность систем меняться
некоторое
множество допустимых ветвей поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная
наличие
определенных структур, которые отражают контуры систем управления
открытость
целенаправленность
Слайд 77Свойства организационного управления:
целостность;
обособленность;
централизованность;
адаптивность;
совместимость;
обратную связь;
неаддитивность отношений;
эмерджентность;
синергетичность;
неопределенность данных;
многокритериальность;
мультипликативность;
стохастичность;
порог сложности;
редкую повторяемость проблемных
ситуаций;
фактор времени.
Слайд 78Требования к организационному управлению:
Устойчивость - способность системы сохранять некоторое
свое качество в процессе управления, несмотря на оказываемые влияния как
со стороны, так и изнутри.
Оперативность - свойство укладываться в обозначенные сроки.
Гибкость - способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Непрерывность - отсутствие пауз и перерывов между последовательными стадиями процесса.
Эффективность.