Слайд 1 Теория эффекта масштаба П.Кругмана и К. Ланкастера.
Выполнил: Студент 4 курса 2 группы
Барискевич Игорь
Слайд 2 Основоположниками данной теории являются Пол Кругман и Келвин Ланкастер.
В начале
80-х годов они и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому
объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Слайд 5 С точки зрения авторов этой теории, многие страны (в частности,
промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и
в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукте меньшими затратами, а следовательно, по более низкой цене.
Слайд 6 Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии
и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения
объема выпуска продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Основная идея этой теории состоит в том, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единиц товара снижается.
Слайд 7 Это происходит в силу нескольких причин:
роста специализации – каждый работник
может сосредочится на одной производственной функции, довести ее выполнение до
совершенства, использовать при этом более совершенные машины и оборудование;
неделимости производства - при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченных напрямую в производство (управленческого аппарата, бухгалтерии и пр.), растут относительно медленнее, чем масштабы самого производства;
технологической экономии - издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости.
Слайд 8 Таким образом, экономика масштаба - это такое развитие производства, при
котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства
больше, чем на единицу.
Слайд 9 Для понимания сути экономии на масштабе нужно четко представлять, какого
рода увеличение производства необходимо для сокращения средних издержек. Определяя за
счет каких структурных сдвигов происходит рост производства, выделяют внешний и внутренний эффекты масштаба.
Слайд 10 Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один
и тот же товар, тогда как размер каждой из них
остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции.
Слайд 11 Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товаров остается прежним,
а количество фирм, производящих его, сократилось. Т.о., внутренний эффект масштаба
ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия.
Слайд 12На рисунке 1 показан пример из учебника П. Кругмана, иллюстрирующий равновесное
количество (и соответственно масштаб) фирм, производящих автомобили. Равновесие определяется двумя
факторами: снижением цены вследствие усиления конкуренции при увеличении количества производителей – кривая РР и ростом издержек фирм при уменьшении их масштаба – кривая СС. Модель П. Кругмана показывает, что объединение двух национальны рынков приведет к увеличению масштабов фирм с одновременным снижением издержек и цены.
Слайд 13 Проанализировав развитие автомобильного рынка в Западной Европе, он доказал, что
данный сегмент развивается на основе продукции 10 крупных поставщиков. В
этом случае возник эффект масштаба, когда крупные производители доминируют за счет:
- качества товара (высокие затраты на научные исследования);
- за счёт более низких затрат на единицу продукции.
Влияние эффекта масштаба приводит к тому, что фирмы из разных стран, которые относятся к одной и той же отрасли начинают специализироваться на более узкой товарной номенклатуре и торговать друг с другом продукцией одной и той же отрасли.
Слайд 14 Отличие этой модели от модели специфических факторов состоит в том,
что мы больше не считаем промышленность отраслью с совершенной конкуренцией,
производящей одинаковые продукты. Наоборот, теперь мы будем считать ее отраслью с монополистической конкуренцией, где все фирмы производят однотипные, но дифференцированные товары.
Слайд 15 Таким образом, из-за экономии на масштабе ни одна страна не
может производить весь набор промышленных товаров, и потому каждая страна
должна специализироваться на группе своих особых продуктов. В условиях монополистической конкуренции внешняя торговля будет состоять из двух частей. Это обмен промтоваров на другие промтовары, или внутриотраслевой обмен. А другая часть торгового оборота будет представлять собой обмен промтоваров на продовольствие, или межотраслевой обмен.
Слайд 16 Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к
нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением
фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами.
Слайд 17 В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках
гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию
объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.
Слайд 18Перечень использованных источников
1.https://ru.wikipedia.org
2. Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики »
3. http://www.economy-web.org
4.
Конспект лекции: Теория эффекта масштаба, параметры национального спроса
5. http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/teorii-mt.html