Слайд 2В первой половине XVII века зодчие Бажен Огурцов и Антип
Константинов возвели для царя Михаила Федоровича «зело пречудные палаты» каменные
-Теремной дворец
Основой его служили фундамент и два нижних этажа белокаменного дворца Ивана III и Василия III
Последний этаж, названный Верхним теремком, предназначался для царских детей, имел высокую крышу, расписанную цветными ромбами, и башенку
Слайд 3Три этажа жилых хором нового дворца были возведены с отступом
от фасадной стены старых палат, благодаря чему вокруг образовалась открытая
терраса – гульбище
«Чердачный» ярус также был окружен открытой площадкой - Верхним каменным двором
Таким образом, дворец приобрел характерный для русского зодчества того времени ступенчатый ярусный силуэт
Слайд 4В разных ярусах дворца располагалось несколько церквей
В 1681 г. каменных
дел подмастерье Осип Старцев объединил под одной кровлей три церкви:
Спаса «за золотой решеткой», Распятия и Воскресения Славущего
На крыше он воздвиг на тонких, изящных барабанах-шейках с майоликовыми украшениями одиннадцать, по суммарному числу куполов, луковичных главок
Слайд 5Помимо необычной и изысканной архитектуры дворца с его ступенчатой композицией
впечатление нарядности, красочности, парадности достигалось за счет белокаменных резных наличников
оконных проемов, изумительно красивых наружных крылец, резных парапетов - гульбищ
Особенно широко в оформлении использовался мотив двойной арки с подвесной гирькой. Фасады украшали изразцовые карнизы и «разорванные» фронтоны над окнами трех верхних этажей
Слайд 6Четвертый этаж - покои царя. Небольшие, почти одинаковых размеров четыре
горницы, каждая в три окна, были перекрыты пологими сомкнутыми сводами
В
окна были вставлены узорчатые слюдяные оконницы красного, сиреневого, золотистого, зеленого цвета, отбрасывающие в солнечные дни причудливые разноцветные блики на полы, предметы, обстановку
Подоконники покрыты резьбой. Стены и своды палат украшены росписью, воспроизводящей растительные и зооморфные мотивы, а также фигуры святых
Полы выложены дубовым кирпичом «в шашку»
Почти во всех комнатах помещались печи, облицованные полихромными изразцами
Слайд 7Золотое крыльцо в Теремном дворце
Слайд 9Изразцовая печь. Деталь интерьера
Слайд 16Пятый этаж, или «чердак», именовался также Теремком златоверхим, поскольку его
крыша была расписана сусальным золотом, серебром и разными красками
Внутри теремок
представлял собой зал, его украшали лишь две большие изразцовые печи, да по длинным сторонам стояли лавки-скамьи, покрытые тюфячками и бархатными накидками с яркой каймой
Здесь играли царевичи, а иногда заседала Боярская дума
Слайд 17Системой крытых галерей и переходов можно было, не выходя из
дворца наружу, пройти в покои патриарха, в Благовещенский собор, церковь
Ризоположения, в Потешный дворец, где впервые на Руси стали проводить домашние представления, которые можно считать началом зарождения придворного русского театра