Слайд 1Типовые механизмы для реверсирования движения
ОП.07 Технологическое оборудование
Преподаватель Дьяченко Л.И.
Снежное, 2020
Слайд 2Большинство рабочих органов станков в процессе их работы должны изменять
направление своего движения.
Для этой цели служат различные виды реверсивных
механизмов
Слайд 3Реверсирование электродвигателем
Если допускается реверсирование всей цепи привода, то изменение направления
движения рабочего органа может быть осуществлено реверсированием вращения ротора электродвигателя.
Для асинхронного электродвигателя трехфазного тока в этом случае достаточно поменять местами две фазы (поз. а), а для реверсирования электродвигателя постоянного тока изменить полярность тока (поз. б).
Слайд 4Реверсирование электродвигателем
Слайд 5Реверс с двумя паразитными колесами
Слайд 6Реверс с двумя паразитными колесами
Этот реверс представляет собой механизм,
состоящий из четырех цилиндрических колес, смонтированных в подвижной рамке Р,
которая может находиться в трех положениях. В первом положении (поз. а) вращение от ведущего колеса z1 к ведомому колесу z4 передается через паразитные колеса z2 и z3 и поэтому колесо z4 вращается в направлении, противоположном направлению вращения колеса z1. Во втором положении (поз. б) ведущее колесо z1 не зацепляется ни с одним из паразитных колес и поэтому ведомое колесо z4 не вращается. В положении (поз. в) паразитное колесо z3 непосредственно входит в зацепление с ведущим колесом z1, а колесо z2 вращается вхолостую, не принимая участия в передаче движения. В этом случае ведущее и ведомое колеса вращаются в одну и ту же сторону.
Слайд 7Реверс с составным зубчатым колесом
Слайд 8Реверс с составным зубчатым колесом
В современных зуборезных станках для нарезания
конических зубчатых колес с круговыми зубьями реверсирование обкатной люльки обеспечивается
механизмом, имеющим составное зубчатое колесо z5. При вращении шестерни z1 в одном направлении движение посредством вала I и конической передачи z2-—z3 передается приводному колесу z4, которое также имеет постоянное направление вращения. При зацеплении колеса z4 с сектором внутреннего зацепления составного колеса z5 последнее получает вращение в одном направлении; далее при проходе колеса z4 через зацепление с одним из соединяющих участков составного колеса происходит процесс реверсирования; при зацеплении колеса z4 с сектором внешнего зацепления составного колеса последнее вращается в противоположную сторону. Для обеспечивания возможности зацепления колеса z4 со всеми участками составного зубчатого колеса z5 вал II с кареткой К, несущей на себе коническую передачу z2—z3 и колесо z4, может перемещаться в радиальном направлении.
Слайд 9Реверс с одним паразитным колесом
Этот механизм конструктивно выполняется в различных
вариантах. Однако принцип его работы остается неизменным. В одном случае
вращение от ведущего вала / к ведомому /// передается зубчатыми колесами через паразитную шестерню и тогда направления вращения обоих валов совпадают, или вращение передается непосредственно — без участия паразитного колеса и тогда направление вращения ведущего и ведомого валов будет различным.
Слайд 10Реверс с одним паразитным колесом и двусторонней кулачковой муфтой
Характерен тем,
что все его цилиндрические зубчатые колеса могут быть выполнены как
с прямыми, косыми, так и с шевронными зубьями. При включении кулачковой муфты М к. влево ведущий и ведомый валы имеют одинаковое направление вращения, при включении муфты Мк вправо — разные.
Слайд 11Реверс с одним паразитным колесом и двойным подвижным блоком шестерен
может
быть выполнен только с цилиндрическими колесами, имеющими прямые зубья, во
всем остальном он не отличается от предыдущего механизма.
Слайд 12Конические реверсы
Если в кинематической цепи привода от двигателя до рабочего
органа имеются конические передачи под прямым углом, то бывает целесообразным
применение конических реверсов.
Слайд 13Конический реверс с подвижным блоком конических колес
У конического реверса с
подвижным блоком конических колес вал / имеет постоянное направление вращения.
Когда блок конических колес, связанный с валом / направляющей шпонкой, находится (как показано на схеме) в левом крайнем положении, в зацеплении участвуют колеса z2—z3 и вал // вращается по стрелке б. При перемещении блока конических колес вправо зацепляются колеса z1—z3 и вал // начинает вращаться по стрелке а.
Слайд 14Конический реверс с с двусторонней кулачковой муфтой Мк
работает по
аналогичному принципу, только в этом механизме изменение направления вращения вала
// достигается переключением муфты Мк
Слайд 15Реверс с колесом внутреннего зацепления.
Принципиальным отличием этого механизма является применение
зубчатого колеса z3 c внутренним зацеплением. Вал / с колесом
z1 вращается в одном постоянном направлении, приводя в движение колеса z2 и zз, которые при этом вращаются в разных направлениях. Перемещением двусторонней кулачковой муфты Мк вправо или влево можно сообщить валу // вращение в ту или иную сторону.