Слайд 2
Я бы вечность сидел бы и слушал свирель
Чабана, что
играет с любовью сейчас.
Жалко, голоса нет, а то бы
запел
Горы, реки, долины Кавказа про Вас.
Но ошибку свою постараюсь исправить,
Если голоса нет, то в душе можно петь
И к тому же хочу я вот это прибавить-
Каждый может свирель в своем сердце иметь.
И я, слушая песню свирель чабана,
Начинаю твердить себе только одно-
Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА,
Что я твой, и что жить на тебе мне дано!
Кабардинская, что сердцу родная Земля
Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет
В моем сердце натянута горца струна
Тронь ее и она о тебе запоет.
Слайд 3
Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах
следующее:
"В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила
гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".
Слайд 6Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует
поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ -
системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.
Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.
Слайд 7
Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах:
1.Личный нравственный
пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит
народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут).
2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье).
3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями.
4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством.
5. Изучение природы, народной медицины.
6. Трудолюбие и предприимчивость.
7. Святость родства и родовых связей.
8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.
Слайд 8Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших»
«Старшего не
окликают - догоняют и говорят в лицо»
«Почетное место –
старшему»
« Почет оказав старшему, заслужишь уважение»
« Не имеющий намыса не обретет счастья»
«За намысом следует счастье»
«Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».
Слайд 9Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям
адыгской этики, находятся в особом положении , независимо от статуса,
пола.
В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор.
В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются.
Скромность, немногословность - достояние адыгской этики.
Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются.
Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо.
Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.
Слайд 10Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с
девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать
понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»
Слайд 11
Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только
для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии,
рода и даже целого племени.
Слайд 12Свадебная церемония сложна, но красива.
Слайд 13
Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами
Слайд 19
Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь.
Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Будучи хлебосольными, кабардинцы и
балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. На человека, отведавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь.
Слайд 20
Мои мысли
Мне кажется, чтобы понимать и уважать традиции и обычаи
других народов, в первую очередь необходимо почитать и соблюдать традиции
своего народа.
У адыгов очень добрые и красивые традиции. А по-другому не может быть, потому что мы живём на благодатной и поистине прекрасной земле.
Слайд 25
Презентацию подготовила
Хажметова Динара
ученица 5 «А» класса
МОУ «Лицей №
1 ГП Терек»