Слайд 1Транспортная логистика.
Решение задач автотранспортных перевозок.
Во время этого доклада может
возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи
предложений по ходу обсуждения:
Во время демонстрации
щелкните правой кнопкой мыши
Выберите Записная книжка
Выберите вкладку Действия
Вводите замечания по мере поступления
Нажмите кнопку ОК по завершении доклада
В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений.
Слайд 2Вводное слово.
В период централизованного управления экономикой планирование перевозок между производителями
и потребителями продукции успешно осуществлялось в рамках задач: транспортной и
маршрутизации. В этот период основной идеей транспортной задачи было рациональное с точки зрения затрат на перевозку закрепление потребителей за поставщиками (в основном перевозки массовых грузов: строительных, с/х и т.д.). Целью маршрутизации перевозок была минимизация общего пробега автомобиля в течение смены.
Сложилось два типа задач маршрутизации:
Задача коммивояжера - развозка товаров со склада в магазины, сбор мусора и т.д.
Задача с маятниковыми маршрутами - отвезти товар из пункта А в пункт В и снова вернуться в А.
Слайд 3
В рыночной экономике невозможна жесткая привязка производителя к потребителю, по
статистическим данным в такой ситуации преобладают уже мелкопартийные грузы, перевозимые
по маятниковым или развозочным (сборочным, сборочно-развозочным) маршрутам.
Схема работы автомобиля на маршруте:
Одно место погрузки, одно место разгрузки 31,0%
Одно место погрузки, несколько мест разгрузки 43,5%
Несколько место погрузки, одно место разгрузки 8,5%
Несколько место погрузки и разгрузки 17,5%
Слайд 4
Очевидно необходим концептуально другой подход к решению подобных задач. В
связи с этим и появляется новое направление - транспортная логистика.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач планирования и управления, связанных с перемещением грузов транспортом, а именно:
обеспечение технических и технологических связей между участниками транспортного процесса, согласование их экономических интересов;
Совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;
выбор вида и типа ТС;
определение рациональных маршрутов;
выбор перевозчика и экпедитора
Слайд 5Для решения поставленных задач в транспортной логистике используются следующие методы:
модели
выбора перевозчика;
Маршрутизация перевозок;
Модель "точно вовремя";
Экономико-математическая модель макрологической системы (производственно транспортная
задача);
Модели "производство-транспорт-потребление" и пр.
Слайд 6С точки зрения перевозок возможны три основные схемы:
один
к одному;
один ко многим;
многие ко многим;
Схема "один к
одному" тривиальна и не требует решение транспортной задачи и задачи маршрутизации.
Схема "один ко многим" требует решения задачи маршрутизации, а именно:
задача с перевозками по маятниковым маршрутам;
задача перевозки только по развязочным (сборочным) маршрутам;
задача со смешанным типом перевозок, с использованием как маятниковых, так и развязочных маршрутов.
Схема "Многие ко многим" требует на первом этапе решить транспортную задачу, затем задачу маршрутизации.
Слайд 7 Алгоритм планирования перевозок
на автотранспортном
предприятии
Да
нет
да
нет
База данных
Определение схемы перевозок
Нет
Да
Моделирование
времени автомобиля
На маршруте
Многие ко многим
Транспорт.Задача
Маршрутизация
Один к одному
Маршрутизация
Проверка соблюдения
Сроков доставки
Корректировка
маршрута
Маршрут
Слайд 8Экономико-математическая модель классической транспортной задачи в общем виде представлена формулами:
∑∑Cij*Xij
-> min
∑Xij =ai i=1,n
∑Xij =bj j=1,n
∑ai
= ∑ bj
i- количество поставщиков
j- количество потребителей
аi- ограничение по предложению
bi- ограничение по спросу
сi- элементы целевой функции
хi- объем корреспонденции между точками
Критерием оптимальности могут выступать минимум транспортной работы, затраты времени или стоимость перевозки.
Наиболее известны три метода решения задач данного типа:
Метод Хичкова;
Метод Креко;
Метод потенциалов
Слайд 9Математическая постановка задачи маршрутизации зависит от типа маршрута.
Одной из самых
распространенных задач маршрутизации является задача коммивояжера. Существует множество математических методов
нахождения как точного так и приближенного решения данной задачи.
Среди точных методов наибольшее распространение получил метод «ветвей и границ».
Среди приближённых метод Кларка-Райта. Он основан на понятии «выгоды» от объединения двух маятниковых маршрутов в один кольцевой. Подробно он был рассмотрен в курсе «Теория расписаний»