Слайд 1Требования и организация питания детей школьного возраста
Выполнила: студентка 1 курса,
группы Нт-105 ПСО
Говорченко Юлия Андреевна
Слайд 2Общественное питание обучающихся образовательных учреждений может осуществляться в помещениях, находящихся
в основном здании образовательного учреждения, пристроенных к зданию, или в
отдельно стоящем здании, соединённом с основным зданием образовательного учреждения отапливаемым переходом.
При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчёта 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца.
Слайд 3Обеденные залы должны быть оборудованы столовой мебелью (столами, стульями, табуретами
и другой мебелью) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с
применением моющих и дезинфицирующих средств.
Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств, и отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
Слайд 4При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки,
блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с
пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.
Допускается использование одноразовых столовых приборов и посуды, отвечающих требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и допущенных для использования под горячие и (или) холодные блюда и напитки. Повторное использование одноразовой посуды не допускается.
Слайд 5Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми
краями, трещинами, сколами, с повреждённой эмалью; столовые приборы из алюминия;
разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями.
Слайд 6Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки
и раздачи в обязательном порядке должны использоваться раздельные и специально
промаркированные оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда:
— холодильное оборудование с маркировкой: "гастрономия", "молочные продукты", "мясо, птица", "рыба", "фрукты, овощи", "яйцо" и т.п.;
— производственные столы с маркировкой: "СМ" — сырое мясо, "СК" — сырые куры, "СР" — сырая рыба, "СО" — сырые овощи, "ВМ" — варёное мясо, "ВР" — варёная рыба, "ВО" — варёные овощи, "Г" — гастрономия, "З" — зелень, "Х" — хлеб и т.п.;
— разделочный инвентарь (разделочные доски и ножи) с маркировкой: "СМ", "СК", "СР", "СО", "ВМ", "ВР", "ВК«, "ВО", "Г", "З", "Х", "сельдь";
— кухонная посуда с маркировкой: "I блюдо", "II блюдо", "III блюдо", "молоко", "СО", "СМ", "СК", "ВО", "СР", "крупы", "сахар", "масло", "сметана", "фрукты", "яйцо чистое", "гарниры", "Х", "З", "Г" и т.п.
Слайд 7Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной
влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование — контрольными термометрами. Использование
ртутных термометров не допускается.
Слайд 8Уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приёма пищи. Обеденные
столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально
выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.
Ветошь в конце работы замачивают в воде при температуре не ниже 45 °C, с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.
Один раз в месяц проводят генеральную уборку всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.
Слайд 9Мытьё кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды.
В
моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря
с указанием концентрации и объёмов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготовителя в специально отведенных местах, недоступных для обучающихся, отдельно от пищевых продуктов.
Щётки для мытья посуды после использования очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 °C с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят в течение 15 мин.), промывают проточной водой, просушивают и хранят в специальной таре.
Для мытья посуды не допускается использование мочалок, а также губчатого материала, качественная обработка которого невозможна.
Слайд 10Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление
примерного меню на период не менее двух недель (10 -
14 дней), а также меню- раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.
При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастная категория и физические нагрузки обучающихся.
Для обучающихся образовательных учреждении необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продлённого дня должен быть организован дополнительно полдник.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Слайд 11Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка,
рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе
(основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель).
Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утверждённое руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объёмах блюд и названия кулинарных изделий.
Слайд 12Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания
образовательных учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документов, подтверждающих их
качество и безопасность, а также принадлежность к определённой партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.
Слайд 13Мясо, полуфабрикаты, рыба и другие продукты не подлежат вторичному замораживанию,
и после первичной обработки должны поступать на тепловую обработку.
Первичная
обработка овощей включает сортировку, мытьё и очистку. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток. При обработке белокочанной капусты необходимо обязательно удалить 3-4 наружных листа.
Фрукты, включая цитрусовые, промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.
Обработку яиц проводят в отдельном помещении либо в специально отведённом месте мясо-рыбного цеха. Для этих целей используются промаркированные ванны и (или) ёмкости.
Крупы не должны содержать посторонних примесей.
Перед использованием крупы промывают проточной водой.
Слайд 14Готовые первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите
не более 2-х часов с момента изготовления, либо в изотермической
таре (термосах) - в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2-х часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры - не ниже 65°С, холодные супы, напитки - не выше 14°С.
Холодные закуски должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа.
Готовые к употреблению блюда из сырых овощей могут храниться в холодильнике при температуре 4±2 °С не более 30 минут.
Свежую зелень закладывают в блюда во время раздачи.
Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Не заправленные салаты допускается хранить не более 3 часов при температуре плюс 4±2 °С. Хранение заправленных салатов не допускается.
Слайд 15Вывод: данная презентация направлена на знакомство с требованиями и организацией
питания детей школьного возраста.
Информация и требования представленные в презентации были
взяты из СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Таким образом, можем говорить о том, что при организации питания в образовательных учреждения нужно руководствоваться и учитывать данные требования.