Слайд 2Третьяков Павел Михайлович
(15 декабря 1832 - 4 декабря 1898)
Простой, скромный до застенчивости человек с умными, вдумчивыми, удивительно добрыми
глазами, всегда радушный, ясный внимательный, всегда правдивый, просветленный непрерывным общением с искусством – вспоминает о Третьякове И.С. Остроухов
Слайд 3 Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня
истинно и пламенно, любящего живопись, не может быть лучшего желания,
как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие.
П.М. Третьяков
Слайд 4 Принадлежал к роду Третьяковых.
Получил хорошее домашнее образование.
К концу
1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах
между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его.
Слайд 5 Русская православная этика так определяла главные идеалы человека:
Почитание добра, души
справедливости, нестяжательства. Это отразилось в русской пословице «лишнее не бери,
карман не дери, души не губи».
Идея богатства ради богатства была чужда русскому человеку, тем более П.М. Третьякову.
Слайд 6В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке
из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увлечение мужа
искусством.
Не только сам Третьяков но и его семья были своеобразным «полем притяжения» для русских деятелей искусства
Слайд 7Брак был счастливым.
На семейных приемах бывали многие известные люди
того времени, выдающиеся писатели, музыканты.
Из детей в живых остались дочери
и умственно неполноценный сын Михаил.
Слайд 8Дочери, которые росли в атмосфере искусства выбрали себе в мужья
людей – далеких от торговых дел, - музыкантов, врачей, художников.
Слайд 9 Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел
Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял
общественные обязанности, занимал выборные должности.
На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они воспитывались до 16 лет и выходили в жизнь, получив профессию.
Слайд 10Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на
знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там
первые десять картин, полотна старых голландцев.
Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.
Слайд 11«Стычка с финляндскими контрабандистами» К. Худякова
Слайд 13...Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и
ее старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не
встает с кровати за темной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство. Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние...
Слайд 14Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную
художественную галерею.
Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном
письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума».
Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.
Слайд 15Произведения современников
В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения
его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно
в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам.
Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.
Слайд 16Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены
В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В.
И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.
Левитан И. И. Март.
Саврасов А. К. Грачи прилетели.
Слайд 17Для задуманного Третьяковым Русского пантеона — портретной галереи знаменитых соотечественников
— специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим
мастерам — Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
Слайд 18В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он
тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи.
В своем завещании
С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату.
Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.
Слайд 19Дар Москве
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею
в дар Москве.
В собрании к этому времени насчитывалось :
1287
живописных произведений русской школы
518 графических произведений русской школы
75 картин
8 рисунков европейской школы
15 скульптур
коллекция икон.
Слайд 2015 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием
«Московская
городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Слайд 22-"Я купцом родился, купцом и умру",- ответил Третьяков явившемуся
обрадовать
его чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью
- Почетный
гражданин города Москвы.
Слайд 23 Умер Павел Михайлович 4 декабря 1898 года. Последние слова, которые
он произнес «Берегите галерею». Похоронен на Даниловском кладбище.
В 1948
его прах перенесли на Новодевичье кладбище.
Слайд 24 После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по
его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году,
после Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.
В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое собрание не только картинами художников 18-19 веков из собраний других коллекционеров, но и произведениями художников советского периода.
Слайд 25 Нестеров написал замечательные слова о Третьякове. «Кому не приходила
мысль о том, что, не появись в свое время П.М.
Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское искусство, судьбы его были бы иные: может быть, мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда в те далекие годы, это был подвиг».
Слайд 26 В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым
днем открывает нам все новые и новые формы и результаты
деятельности человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.
Слайд 27
Экскурсия
в Третьяковскую галерею
Слайд 30В. Васнецов
Иван Царевич на
Сером волке
Слайд 40В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887
Слайд 41В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Слайд 42В.И. Суриков «Меньшиков в Березове»
Слайд 44И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
Слайд 45И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
Слайд 46И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883