Слайд 1Трудности и любовь подросткового возраста
проблемы подросткового возраста и пути их
решения
Слайд 2Что происходит?
Пересмотр привитых догм и своего положения в семье,
Эмансипация от
семьи,
Выработка собственного мировоззрения,
Формирование социального сознания,
Стремление к независимости,
Потребность в самоутверждении и самовыражении,
Проявляется желание «быть как все» ,
Повышенное любопытство.,
Ухудшение поведения,
Демонстративные эмоциональные реакции ,
Снижение интеллектуальных способностей,
Снижение интереса к учебе ,
Тотальная влюбленность….
Слайд 3Почему так происходит?
половое и психосексуальное созревание,
определение своей психосексуальной ориентации и
своих предпочтений,
снижение психосоциальных приоритетов (к примеру, учёбы).
Слайд 4Страхи родителей
Снижение успеваемости,
Затруднения с выбором карьеры в будущем,
Употребление психоактивных веществ,
Принадлежность
к какой-либо ассоциальной группе сверстников,
Разделение ценности и следования нормам поведения
представителей подростковых субкультур,
Ассоциальное поведение,
Сексуальные практики,
Уход из дома,
Суицидальные попытки…
Слайд 5Страхи подростков
Несоответствующий внешний вид,
Изменения, происходящие в организме и с телом,
Сексуальный
опыт и сексуальные проблемы,
Взаимоотношения со сверстниками,
Отношения с родителями и взрослыми
вообще.
Слайд 6Задачи, возложенные на подростков ими, взрослыми и социумом
стремительное наращивание знаний,
умений,
становление нравственности и открытия собственного «Я»,
обретение новой социальной позиции.
потеря детского мироощущения,
мучительно тревожные сомнения в себе и в своих возможностях.
постоянная тренировка силы воли (учиться не хочется, но делать это надо),
стремление к автономии от родителей
построение доверительных отношений со сверстниками
поиск положительных, позитивных сил для того, чтобы любить себя и других
Слайд 7Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков
Реакция группирования со сверстниками
Слайд 8Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)
Если родители жестко
противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести
к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Или подросток может найти ассоциальную группу товарищей в знак протеста.
Слайд 9Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков
Реакция эмансипации
Слайд 10Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)
Если родители и
педагоги чрезмерно реагируют на проявление попыток независимости подростка, то это
заостряет и усиливает эту реакцию, переводя её в условно-патологическую, проявлениями которой может быть ранний уход подростка из дома, из родительской семьи, разрыв отношений с родителями.
Слайд 11Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков
Хобби-реакции
Слайд 12Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)
Если конечно хобби
не сопряжено с причинением вреда себе или другим людям, подростка
не следует преследовать или при каждом удобном случае говорить, что это - полная ерунда, а думать надо о ... (будущем, учебе, карьере и т. п.). В обратном случае реакция увлечения выльется в протестные формы и нигилизм всех без исключения взрослых ценностей.
Подростковые хобби подобны ветрянке - этим переболеют, и всё будет хорошо. Так что родителям следует набраться терпения и уважительно относиться к музыке, которую слушает подросток, атрибутике и одежде, которую он носит, взглядам, которые он выражает.
Слайд 13Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков
Исследовательский интерес
Слайд 14Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)
Если взрослые реагируют
на данную реакцию неадекватно, усилив или извратив картину происшедшего, то
последствия могут быть весьма трагичны - вплоть до ухода подростка из жизни (более "мягкий" вариант - "забить" на школу, пуститься "во все тяжкие").
Что могут делать родители :
адресовать подростка к специалистам или информации,
спокойно, без паники и суеты, самим дать нужную информацию
"Сублимация" - перевод сексуальной энергии в социально приемлемое русло, в другие виды деятельности (занятия спортом, творчество, учеба, танцы).
Слайд 15Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции подростков
Тотальная любовь
Слайд 16Нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции родителей (и их последствия)
Отношение к платонической
стадии со стороны родителей и педагогов должно быть чутким, ни
в коем случае нельзя высмеивать все эти ахи и вздохи. Именно ранняя подростковая влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви.
Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут толкнуть подростка на девиантное или даже суицидальное поведение, реакции оппозиции, протеста, уход из дома. Родителям и педагогам следует с пониманием и терпением пережить этот этап, понимая, что неизбежно наступит следующий.
Перед периодом полового созревания можно и нужно и самим родителям, даже без соответствующих вопросов подготовить юношу или девушку к переменам происходящим в их теле и психике, объяснив, что все это нормально, естественно, не зазорно, не болезнь, что естественен и интерес к лицам противоположного пола, что на этом будет основываться в дальнейшая крепкая дружная семья.
Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент.
Слайд 17Что делать?
Заменит стиль воспитания «гиперопека» на сотрудничество
Отказ от директивных форм
общения-переход на диалог
Общение с подростком на равных, отказ от роли
советчика, мудреца, который все знает и «укажет правильный путь» подростку.
Обсуждение проблемы с прояснением всех возможных последствий или перспектив дальнейшего развития событий.
Слайд 18Что делать?
Обеспечить подростка информацией, на основе анализа которой он может
самостоятельно принять решение («это мое решение»).
Школа должна оставаться местом
основных событий, происходящих с подростком.
Находите как можно больше поводов для похвалы за те или иные успехи и достижения.
Слайд 19Что делать?
Если у Вас возникают конфликты на почве круга общения
подростка:
обговорите, что его привлекает в этих людях, или почему
ему интересно сидеть часами в социальных сетях?
покажите ему, что принимаете его точку зрения.
предложите и обсудите другие, альтернативные, варианты получить положительные эмоции, но в других ситуациях, с другими людьми.
Слайд 20Специальные приемы, которые способствуют поддержанию атмосферы доверия в общении
Слайд 21Техника Я-сообщения
С её помощью можно информировать подростка о чувствах взрослого,
которые возникают в ответ на те или иные его действия.
При этом Я-сообщение не содержит обвинительного контекста, а лишь констатирует происходящее и реакцию другого на это.
Пример:
«Ты опять пришел поздно! Завтра никуда не пойдешь!»
«Я очень расстроена тем, что ты нарушил нашу договоренность и не пришел домой в то время, которое мы оговорили заранее. Это происходит уже не в первый раз, поэтому я вынуждена буду запретить тебе вечерние прогулки с друзьями».(Я-сообщения)
Слайд 22Приемы во время разговора
проявление искреннего интереса к проблемам подростка, подлинное
желание помочь; важно помнить, что подросток тонко чувствует, интересуются ли
им по-настоящему или это формальное проявление внимания к нему;
необходимо уделять внимание подростку, нельзя во время беседы с ним заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, заниматься домашним хозяйством и т.п.); внимательное, чуткое отношение к проблемам взрослеющего человека позволит ему почувствовать свою значимость и понимание взрослым важности его проблем;
надо предоставить подростку максимальную возможность высказаться; помнить о том, что он не хочет выслушивать поучения и мудрые советы, а хочет рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;
не следует проявлять излишнее любопытство;
не нужно быть похожим на детектива и пытаться узнать то, о чем подросток не хочет говорить;
к проблемам подростка необходимо относиться без осуждения. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать
Слайд 23Выразить поддержку подростку можно используя следующие выражения:
«Ты все равно
молодец, потому что ....»
«Мне это знакомо, я тоже сталкивался
с похожей ситуацией»
«Благодаря этому ты....»
Давай вместе попробуем разобраться в случившемся...»
«Знаешь, это действительно сложно... Я не уверен, что мог бы поступить иначе...»
Слайд 25Источники материалов:
«Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении»
Петрухина С.Р., Стюхина Г.А.-Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 56
c.
http://shishkinily.narod.ru/ranpol.html