Слайд 1«Трудом ковалась Победа. Подвиг педагогов в годы ВОВ.»
СПО «Динамит», г.
Уфа
БГПУ им. М. Акмуллы
Яковлева А.Ю.
Слайд 2Цель мероприятия: Сохранение исторической памяти о трудовых подвигах и участниках
Великой Отечественной войны.
Задачи мероприятия:
Содействие укреплению и развитию общенационального
сознания, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа;
Развивать у подростков чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
Попытаться убедить учащихся, что труд учителя и в военное, и в мирное время всегда равен подвигу;
Показать престиж учительской профессии
Слайд 3Образовательная система Башкортостана в годы Великой Отечественной войны
Ушел на
фронт и молодой учитель,
Вчера еще стоявший возле парт.
Надев на плечи рядового
китель,
Сменил указку на тяжелый автомат.
И в эшелоне все шутил учитель,
Подбадривал и веселил ребят,
И уверял, что каждый - победитель
Вернется скоро в блеске всех наград.
В Обращении Народного комиссариата просвещения РСФСР «Ко всем работникам просвещения» от 2 июля 1941 г. важнейшей государственной задачей провозглашалось обеспечение бесперебойного осуществления учебного процесса.
Слайд 4С самого начала войны ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Многие
учителя школ, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений были
мобилизованы или добровольно ушли на фронт. Из оставшихся учителей значительная часть выдвигалась на выборную партийную и советскую работу, в Политотделы МТС. Часть педагогов трудилась на оборонных предприятиях, в госпиталях.
Многие учителя-мужчины направлялись в трудовые армии. Несмотря на сложности военного времени, в Башкортостане в целом удалось сохранить сеть педагогических вузов и училищ.
Учителя часто выполняли большую нагрузку, были вынуждены вести сразу несколько учебных дисциплин. При этом их постоянно привлекали к агитационно-пропагандистской работе с населением. Опытные учителя, пользовавшиеся доверием и авторитетом среди населения, оказывали значительное воздействие на формирование оборонного сознания граждан, помогали поддерживать атмосферу сплочённости в борьбе с врагом.
Слайд 5Поколение несгибаемых
В 1942-1943 гг. многие учителя часть своих отпускных и
заработка перечислили в фонд обороны. Во время войны четыре раза
выпускали государственный и один раз, в 1942 г., дополнительный государственный военный займы на сумму 10 млрд. руб. В их реализации труженики района приняли самое активное участие, и общая сумма только дополнительного военного займа составила у нас 3 млн. 655 тыс. 585 руб.
В районе школы не закрывались, работали клубы, библиотеки, детские учреждения, несмотря на то, что их нужно было отапливать дровами. Теперь трудно даже представить, как эти женщины и подростки сумели выдержать такое испытание, где брали силы? Иной раз даже мужчины ломались от такой перегрузки, а они – нет!
Слайд 6Многие учителя по мере возможности сдавали свое зерно, муку и
крупу, картофель, овощи и другие продукты питания для пополнения семенного
фонда колхозов, продовольственного фонда детских учреждений, домов инвалидов и престарелых. Организаторами всех этих мероприятий в населенных пунктах всегда были учителя.
Слайд 7Карта
«Великая Отечественная война 1941-1943 гг.»
Места, где в основном воевали учителя
и педагоги
Слайд 8Трудовые подвиги педагогов
Наверное не найдется тот человек, который бы не
знал учителя-героя Януша Корчака. Польский учитель, писатель, врач, во время
Второй Мировой войны он боролся за жизни еврейских детей, которые подлежащими уничтожению фашистами. 62-летний педагог добровольно отправился в Варшавское гетто, чтобы быть рядом со своими воспитанниками. В условиях ужаса и отчаяния Корчак продолжал воспитывать, лечить и радовать детей.
Слайд 9Апасова Изабелла Александровна. Свою трудовую учительскую деятельность начала в 1942
году в Теньгинской школе. Работала учителем математики. До обеда во
время Великой Отечественной войны учила детей, а после обеда вместе с детьми помогали Теньгинскому совхозу «Овцевод» на сенокосе и или на заготовке еловых лапок для овец и других работах.
Слайд 10Мария Алексеевна Барантаева, заслуженный учитель школы РСФСР, ветеран педагогического труда
Педагогическая деятельность Марии Алексеевны началась 1 октября 1944 года в
Эликманарской семилетней школе, где она работала учителем начальных классов. Как вспоминает Мария Алексеевна «не хватало учебников, тетрадей, учебно-письменных принадлежностей, наглядных пособий. Порой приходилось проверять тетради соком свёклы».
Слайд 11 Гонохова Лидия Александровна (Васильева) родилась 6 ноября 1916 года
в г.Уфе, в Башкирии. В 1939 году Михаил Георгиевич, муж
Лидии Александровны, был назначен директором Ильинской семилетней школы, Лидия Александровна работала учителем начальных классов.
В 1941 году осенью Михаила Георгиевича призвали на фронт, в мае 1943 года он погиб на Северо-Западном фронте. В то время на работу в основном принимали эвакуированных из Ленинграда, ей пришлось работать в питомнике Лисавенко в 1942 г., куда направили воспитателем детского дома, проработала с детьми из Ленинграда до 1944 г.
Слайд 12 Шлапаков Иван Павлович родился 12 апреля 1924 года. Трудовую
деятельность Иван Павлович начал учителем, позже был назначен директором школы
в Турочакском районе, затем трудился Горно-Алтайске. Кроме того, Иван Павлович работал директором вспомогательной школы и методистом в Институте усовершенствования учителей.
Работая директором школы, Иван Павлович проявил себя как настоящий трудовой герой: ветхое здание с печным отоплением всегда было вовремя отремонтированным, чистым и уютным. По его настоянию горисполкомом было принято решение о строительстве нового здания школы.
Неоценимым вкладом Ивана Павловича в воспитание подрастающего поколения стали его публикации в газете «Звезда Алтая» под рубрикой «Есть такая профессия – Родину защищать». Его воспоминания о друзьях и однополчанах помогают сохранить память о Великой Отечественной войне, понять, как много сделало его поколение для Великой Победы.
Слайд 13Прослушайте аудиозапись (по щелчку)
Слайд 14Война. Школа. Учитель.
В условиях военного времени трудно было с подготовкой
школ к новому учебному году: надеяться не на кого, только
на свои силы. Это очень хорошо понимали и школьники, и учителя. Под руководством учителей они сами ремонтировали мебель, делали из сажи краску для покрытия классных досок и парт, изготовляли и ремонтировали учебные пособия, активно участвовали в месячниках по заготовке топлива для школ. Но трудности не страшили ребят: они знали – на фронте ещё труднее.
Школьники и учителя испытывали большие трудности в связи с нехваткой учебников и письменных принадлежностей. Но русская смекалка позволила использовать новые приёмы обучения чтению и подручные материалы для письма. В свободное от занятий время дети тоже занимались в кружках, (разнообразия, как сейчас, не было) и в секциях (была только лыжная). Но главное внимание было направлено на физическую подготовку и труд ради победы над врагом. Дети нуждались в одежде и питании, но полуголодные, больные и босые хотели получить образование.
Слайд 15ЗАДАНИЯ
№ 1.
Дорогие ребята, слушатели и все желающие - внимание! Я,
предлагаю Вам, создать стенд, посвященный учителям-героям ВОВ.
Условия: для создания
стенда вы можете использовать любые подручные материалы, никаких ограничений; в рубрику стенда Вы можете включить такие элементы как: портреты этих людей, личные вещи, выноски из документов и т.д. Примерные работы представлены ниже.
Слайд 16№ 2.
Представьте, что у нас есть возможность написать письмо учителю
в далекий 1941… Что бы Вы написали? Предлагаю своими руками
создать исторически ценную и памятную вещь – конверт с письмом.
Условия: написать письмо в «прошлое» и положить его в самодельный конверт. По Вашему желанию письмо можно будет отдать в музей, подарить ветерану или подарить своему любимому учителю.
Шаблон конверта представлен ниже.
Слайд 17Педагоги 1941-1945 заменили отцов на заводах; делали автоматы, гранаты, мины.
Они
дежурили в госпиталях, детских садах, не переставали преподавать в школах
и университетах.
Они строили бомбоубежища, собирали продовольствие и деньги на нужды фронта.
Они тоже ковали ТРУДОМ победу! Они тоже были защитниками Родины!
Помните об этом!