Слайд 1
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2План
1. Триединая цель современной дошкольной лингводидактики
2. Задачи работы по
развитию речи и обучению родному языку.
Слайд 3Целью современной лингводидактики на этапе дошкольного детства является воспитание речевой
личности, то есть формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески
используя язык в разных ситуациях с целью реализации собственно речевых заданий
Слайд 4Структурные компоненты, из которых складывается процесс формирования речи дошкольников:
языковая и
речевая компетенции как базовые характеристики личности; речевое развитие, то есть
формирование определённых умений и навыков, которые обеспечивают функционирование речи;
обучение языку, связанное с овладением определённым объёмом элементарных знаний о языке и речи, которые формируются на основе развития языкового чутья и одновременно обуславливают это развитие;
речевое воспитание, цель которого – воспитание речевой культуры личности.
Слайд 5языковая компетенция – это усвоение и осознание языковых норм, которые
исторически сложились в фонетике, лексике, грамматике, орфоэпии, семантике, стилистике, и
адекватное их использование в какой-либо человеческой деятельности в процессе использования определённого языка
Слайд 6речевая компетенция – это умение адекватно и уместно практически пользоваться
языком в конкретных ситуациях (высказывать свои мысли, желания, намерения, просьбы
и т.д.), использовать для этого как речевые так и неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности
Слайд 7Развитие речи – целенаправленное формирование у детей определённых речевых навыков
и умений (правильного произношения, подходящего подбора или объединения слов и
других внеречевых средств, использование слов в определённой грамматической форме и т.д.), которые обеспечивают функционирование процесса речи в соответствии к языковым формам.
Слайд 8Обучение языку – процесс формирование на основе элементарных знаний и
представлений о языке и речи языковой компетенции и развитие языкового
чутья. Обучение языку предполагает усвоение и осознание детьми норм, которые сложились исторически в фонетике, лексике, грамматике, орфоэпии, семантике, стилистике и адекватное использование этих знаний в речевой деятельности
Слайд 9Речевое воспитание связано с воспитанием у дошкольников любви, уважительного отношения
к родному языку; воспитание стремления разговаривать правильно, культурно, красиво на
родном языке. Одновременно речь идёт о высоком (в соответствии с возрастными возможностями детей) уровне овладения языком – воспитание речевой культуры – воспитание речевой культуры как такого личностного качества, которое отражает уровень общей культуры, мышления ребёнка.
Слайд 10Стало быть триединая цель целенаправленной работы по развитию речи дошкольников
состоит в формировании речевой компетенции как одной из основных базисных
характеристик личности, что предполагает активное системное использование взаимосвязанных педагогических действий: развитие речи, обучение языку и речевого воспитания.
Внедрение триединой цели речевого развития и обучения языку на этапе дошкольного детства в современной дошкольной лингводидактике предложил и научно обосновал отечественный учёный Ф.А. Сохин.
Слайд 11В процессе познания окружающего мира и речевой деятельности в ходе
этого познания у ребёнка дошкольного возраста формируется языковая и речевая
компетентность.
Речевая компетенция выступает в лексической, фонетической, фонетической, грамматической, диамонологической и коммуникативной компетенциях.
Слайд 12Лексическая компетенция – наличие определённого запаса слов в рамках возрастного
периода, способность к адекватному использованию лексем, уместное использование образных выражений,
пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.
Слайд 13
Задачи развития словаря детей дошкольного возраста (по формированию лексической компетенции)
Общие
задачи
обогащение словаря детей новой лексикой;
активизация словаря;
уточнение значения отдельных слов и
словосочетаний;
замена диалектизмов, говоров словами литературного языка
Специальные задачи
развитие образной речи – обогащение активного словаря детей образными выражениями, поговорками, пословицами, скороговорками, загадками; эпитетами; метафорами.
ознакомление детей со значениями слова, обучение пониманию многозначности, синонимичности и переносного значения слов;
усвоение обобщающих понятий.
Слайд 14Фонетическая компетенция – правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний
в соответствии с орфоэпическими нормами, ударениями, хорошо развитый фонематический слух,
который позволяет дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи (тембр, темп, сила голоса, логические ударения и т.д.).
Слайд 15Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи
(формированию фонетической компетенции)
развитие артикуляционного
аппарата (мышцы речевого аппарата);
ознакомление детей со строением речевого аппарата;
развитие речевого
дыхания;
развитие фонематического слуха;
овладение правильным произношением всех звуков родного языка;
совершенствование дикции;
развитие интонационной выразительности речи (интонация, темп, тембр, сила голоса, мелодика, ударение);
работа над осознанием детьми звукового состава родного языка.
Слайд 16Грамматическая компетенция – неосознанное употребление грамматических форм родного языка согласно
законам и нормам грамматики (род, число, падеж), чутьё грамматической формы,
наличие коррекционных навыков относительно правильного употребления грамматических форм
Слайд 17
Задачи работы по формированию грамматического строя речи (грамматической компетенции)
практическое ознакомление
детей с грамматическими формами родного языка (морфологический состав – части
речи; род, число, падеж, склонение и т.д.);
усвоение правильного словоизменения слов – падежные окончания, согласование слов в предложении, чередование звуков в основе слов, неизменяемые слова, изменение ударения и т.д.);
усвоение основных способов словообразования родного языка – суффиксальный, префиксальный и т.д.;
Слайд 18формирование ориентации ребёнка на звуковую сторону слова;
совершенствование синтаксической стороны речи
– усвоение разных типов предложения с союзами и союзными словами;
предложения с однородными членами, прямой речью, правильное построение предложений;
учить высказывать ту же мысль с помощью разных грамматических форм;
формировать грамматическое чутье родного языка, ощущение ошибки, начала самокоррекции, самоконтроля и взаимоконтроля речи.
Слайд 19Развитие связной речи
Диамонологическая компетенция – понимание связного текста, умение отвечать
на вопросы и обращаться с вопросами, поддерживать и начинать разговор,
вести диалог, составлять разные виды рассказов.
Слайд 20Формируя у дошкольников диалогическую речь, педагоги должны реализовать такие задачи:
Учить отвечать на вопросы и общаться к другим с вопросами;
поддерживать
разговор; продолжать его в соответствии с ситуацией общения;
проявлять инициативу в разговоре со взрослыми и детьми;
строить диалог на предложенную тему;
развивать умение вести диалог: ставить вопросы, отвечать по сути поставленного вопроса, поддерживать разговор.
Слайд 21
Развитие связной монологической речи предвидит решение задач:
учить детей связно отвечать
на вопросы по содержанию сюжетной картины и художественного текста (сказка,
рассказ, стихотворение, рассказ);
рассказывать о событиях из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, на темы, предложенные воспитателем и выбранные самостоятельно (творческие рассказы);
пересказывать содержание знакомых художественных текстов;
учить детей разным типам рассказов (описание (описывать предметы, игрушки, действия, ситуации, картины), сообщение, рассуждение) на основе элементарных представлений о структуре, функциональное предназначение текста, средства выразительности;
формировать качеств самостоятельного связного высказывания: целостности, содержательности, логической последовательности, образности, креативности.
Слайд 22Коммуникативная компетенция – комплексное использование речевых и неречевых средств з
целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в
ситуации общения, инициативность общения.
Слайд 23Задачи по формированию коммуникативной компетенции
развивать коммуникативных способностей детей в соответствии
с каждым возрастным периодом – эмоциональное общение со взрослыми, общение
с ровесниками, инициативное общение с собеседником;
знакомить дошкольников с основными правилами речевого этикета, воспитывать качества культурного собеседника (уважение к человеку, сдержанность, толерантность относительно отличительной от своей позиции);
научить детей презентовать себя окружению и понимать коммуникативное поведение собеседника (его состояние, настроение, намерения) – языковые, включая интонационные и внеязыковые средства выразительности;
усвоение вежливых форм общения, развитие речевого этикета;
учить творчески подходить к использованию коммуникативных эталонов (приветствие, прощание, извинение, просьба, отказ и т.д. в соответствии с конкретной ситуацией);
формирование культуры общения.
Слайд 24Гавриш Н.В. выделяет отдельно задачу формирования элементарного осознания явлений языка
и речи.
Составляющими процесса овладения языком является не только подражание,
воспроизведение образцов речи взрослых, интуитивное усвоение языковых средств и форм, но прежде всего развитие языковых обобщений и элементарное осознание языковых явлений (Ф. Сохин).