Слайд 1Целевой стимул есть? А если найду?
Основные направления в изучении зрительного
поиска
Горбунова Елена Сергеевна
Зав. Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов
НИУ ВШЭ
Слайд 2Основные понятия
Зрительный поиск – поиск определённого объекта (объектов) среди других
объектов
Целевой стимул – тот стимул, который необходимо найти
Например, заяц
Слайд 3Зачем низкоуровневые перцептивщики изучают зрительный поиск?
Когда вы используете зрительный поиск?
Слайд 4Зрительный поиск – это увлекательно
Слайд 5Классический зрительный поиск
Испытуемый либо ищет в течение нескольких проб один
и тот же объект, либо разный объект в каждой пробе
Проблема:
как правило, в реальной жизни всё происходит не так
Не один, а потенциально несколько стимулов в зрительном поле
Нет чёткого перцептивно заданного стимула
Несколько возможных целевых стимулов-шаблонов
Множественные стимулы, которые нужно «собирать»
Ищет один стимул, но есть другие объекты, которые могут быть потенциально важными
… а также все возможные комбинации
Субъект ищет не объект, а возможность что-то сделать
Субъект ищет объект не на экране
Слайд 6Потенциально несколько стимулов в зрительном поле: пропуски при продолжении поиска
Пропуск
второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула
Теоретические объяснения:
«Насыщение
поиска» (satisfaction of search)
Истощение ресурсов внимания / рабочей памяти
Перцептивная установка
Слайд 7Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поиск
Поиск по названиям объектов
Слайд 8Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поиск
Maxfield & Zelinsky, 2012:
сравнение поиска стимулов из разных категорий (базовых, суперординатных и субординатных)
2
процесса: гайденс - нахождение стимула (время от начала пробы до фиксации на целевом стимуле) и верификация - принятие решения о том, что стимул относится к данной категории (время от фиксации на целевом стимуле до нажатия на клавишу)
Эффект преимущества базовых категорий наблюдается при решении задачи верификации, а то время как для гайденса преимущество получают субординатные категории
Предполагаемое объяснение: базовые категории обладают высокой отчетливостью (в контексте особенностей выполняемых функций), но низкой специфичностью (в контексте перцептивных различий), а субординатные - наоборот
Слайд 9Несколько возможных стимулов-шаблонов: гибридный поиск
Испытуемому сначала предъявляются объекты для заучивания,
а затем он осуществляет их зрительный поиск
Слайд 10Гибридный поиск
Варьируется количество объектов, которые необходимо удерживать в памяти и
количество объектов, среди которых необходимо искать целевой
Время реакции возрастает линейно
при увеличении количества объектов, среди которых производится зрительный поиск, и логарифмично в зависимости от количества объектов, удерживаемых в памяти
Слайд 11Предполагаемый механизм
Испытуемый последовательно сканирует предъявляемые ему объекты и сравнивает каждый
из них со списком объектов в памяти.
Под «памятью» имеется ввиду
скорее активированная долговременная память
Загрузка рабочей памяти практически не оказывает влияния на эффективность гибридного поиска (Wolfe et al., 2017)
Слайд 12Wolfe at al., 2017: модель гибридного поиска
Слайд 13Категориальный гибридный поиск
Cunningham & Wolfe, 2014: поиск специфических объектов (ситечко)
или объектов из определённой категории (кухонные принадлежности)
Поиск объектов из определённой
категории (например, «растения» или «кухонные принадлежности») оказывается менее эффективным по сравнению с поиском конкретных объектов
Слайд 14Множественные стимулы, которые нужно «собирать»: поиск-собирание (foraging search)
Парадигма «собирания» (foraging):
испытуемому необходимо искать несколько экземпляров определённого типа стимулов, измеряется порядок
«сбора» стимулов и время
Слайд 15Роль прошлого опыта
Fougni et al., 2015 (“Winter is coming: How
humans forage in a temporally structured environment”): увеличение / снижение
количества целевых стимулов на дисплее, эксперимент заканчивается после нахождения определённого числа стимулов
Слайд 16Воплощённый зрительный поиск
Gilchrist et al., 2011: можно ходить по комнате
Меньше
«переобследований» локаций по сравнению с обычным зрительным поиском – бОльшая
роль памяти
Слайд 17Гибридный поиск + поиск-собирание
Нахождение первого стимула оказывается сравнительно медленным по
сравнению с последующими, что говорит об отсутствии строгого гайденса в
отношении первых стимулов (Wolfe et al., 2016).
Последующий «сбор» стимулов подчинён определённой логике: в первую очередь, испытуемый ищет стимулы того же типа, что и первый. Это объясняется перцептивной установкой: во время совершения моторного акта – нажатия на первый стимул – внимание направляется на стимулы с теми же признаками, что и тот, который был отобран первым.
Слайд 18Потенциально важный объект: феномен «внезапных находок»
Феномен «внезапных находок» – нахождение
стимула, который исходно был не вполне целевым, однако является крайне
важным
Смешанный гибридный поиск: одновременный поиск конкретных объектов («этот медведь») и категориальных целевых стимулов («любой овощ»)
Слайд 19Феномен «внезапных находок»
Пропуск «внезапной находки» отличается от «слепоты по невниманию»
- она относится к объектам, которые являются не потенциально целевыми,
а неожиданными, помимо этого, данный эффект исчезает, если испытуемый осведомлён о возможности появления стимула.
Слайд 20Феномен «внезапных находок»
Пропуск «внезапной находки» отличается от «пропусков при продолжении
поиска»
ПППП относится к актуально целевым стимулам
НО: Biggs et al., 2015
– ПППП для широкого диапазона стимулов
ПППП наблюдается для сходных стимулов
НО: Gorbunova et al., 2017 – «обратный» эффект ПППП для полностью идентичных стимулов
ПППП означает пропуск второго целевого стимула после успешного нахождения первого, в то время как «внезапная находка» может быть единственным целевым стимулом
Слайд 21Пропуск «внезапной находки»
Wolfe et al., 2017: поиск объектов из определённой
категории, конкретных объектов или двух типов стимулов
В условии поиска двух
типов стимулов объекты из определённой категории пропускаются чаще, чем конкретные объекты
Изменение соотношения конкретных объектов и объектов из определённой категории особенно сильно сказывается на пропуске объектов из определённой категории
Слайд 22Итоги
Зрительный поиск на самом деле не то, чем кажется
Разные задачи
и разные механизмы?