Разделы презентаций


Целевой стимул есть? А если найду? Основные направления в изучении зрительного

Содержание

Основные понятияЗрительный поиск – поиск определённого объекта (объектов) среди других объектовЦелевой стимул – тот стимул, который необходимо найтиНапример, заяц

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Целевой стимул есть? А если найду? Основные направления в изучении зрительного

поиска
Горбунова Елена Сергеевна
Зав. Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов
НИУ ВШЭ

Целевой стимул есть? А если найду? Основные направления в изучении зрительного поискаГорбунова Елена СергеевнаЗав. Лабораторией когнитивной психологии

Слайд 2Основные понятия
Зрительный поиск – поиск определённого объекта (объектов) среди других

объектов
Целевой стимул – тот стимул, который необходимо найти
Например, заяц

Основные понятияЗрительный поиск – поиск определённого объекта (объектов) среди других объектовЦелевой стимул – тот стимул, который необходимо

Слайд 3Зачем низкоуровневые перцептивщики изучают зрительный поиск?
Когда вы используете зрительный поиск?

Зачем низкоуровневые перцептивщики изучают зрительный поиск?Когда вы используете зрительный поиск?

Слайд 4Зрительный поиск – это увлекательно

Зрительный поиск – это увлекательно

Слайд 5Классический зрительный поиск
Испытуемый либо ищет в течение нескольких проб один

и тот же объект, либо разный объект в каждой пробе
Проблема:

как правило, в реальной жизни всё происходит не так
Не один, а потенциально несколько стимулов в зрительном поле
Нет чёткого перцептивно заданного стимула
Несколько возможных целевых стимулов-шаблонов
Множественные стимулы, которые нужно «собирать»
Ищет один стимул, но есть другие объекты, которые могут быть потенциально важными
… а также все возможные комбинации

Субъект ищет не объект, а возможность что-то сделать
Субъект ищет объект не на экране
Классический зрительный поискИспытуемый либо ищет в течение нескольких проб один и тот же объект, либо разный объект

Слайд 6Потенциально несколько стимулов в зрительном поле: пропуски при продолжении поиска
Пропуск

второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула
Теоретические объяснения:
«Насыщение

поиска» (satisfaction of search)
Истощение ресурсов внимания / рабочей памяти
Перцептивная установка
Потенциально несколько стимулов в зрительном поле: пропуски при продолжении поискаПропуск второго целевого стимула после успешного обнаружения первого

Слайд 7Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поиск
Поиск по названиям объектов

Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поискПоиск по названиям объектов

Слайд 8Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поиск
Maxfield & Zelinsky, 2012:

сравнение поиска стимулов из разных категорий (базовых, суперординатных и субординатных)
2

процесса: гайденс - нахождение стимула (время от начала пробы до фиксации на целевом стимуле) и верификация - принятие решения о том, что стимул относится к данной категории (время от фиксации на целевом стимуле до нажатия на клавишу)
Эффект преимущества базовых категорий наблюдается при решении задачи верификации, а то время как для гайденса преимущество получают субординатные категории
Предполагаемое объяснение: базовые категории обладают высокой отчетливостью (в контексте особенностей выполняемых функций), но низкой специфичностью (в контексте перцептивных различий), а субординатные - наоборот
Нет чётко перцептивно заданного стимула: категориальный поискMaxfield & Zelinsky, 2012: сравнение поиска стимулов из разных категорий (базовых,

Слайд 9Несколько возможных стимулов-шаблонов: гибридный поиск
Испытуемому сначала предъявляются объекты для заучивания,

а затем он осуществляет их зрительный поиск

Несколько возможных стимулов-шаблонов: гибридный поискИспытуемому сначала предъявляются объекты для заучивания, а затем он осуществляет их зрительный поиск

Слайд 10Гибридный поиск
Варьируется количество объектов, которые необходимо удерживать в памяти и

количество объектов, среди которых необходимо искать целевой
Время реакции возрастает линейно

при увеличении количества объектов, среди которых производится зрительный поиск, и логарифмично в зависимости от количества объектов, удерживаемых в памяти
Гибридный поискВарьируется количество объектов, которые необходимо удерживать в памяти и количество объектов, среди которых необходимо искать целевойВремя

Слайд 11Предполагаемый механизм
Испытуемый последовательно сканирует предъявляемые ему объекты и сравнивает каждый

из них со списком объектов в памяти.
Под «памятью» имеется ввиду

скорее активированная долговременная память
Загрузка рабочей памяти практически не оказывает влияния на эффективность гибридного поиска (Wolfe et al., 2017)
Предполагаемый механизмИспытуемый последовательно сканирует предъявляемые ему объекты и сравнивает каждый из них со списком объектов в памяти.Под

Слайд 12Wolfe at al., 2017: модель гибридного поиска

Wolfe at al., 2017: модель гибридного поиска

Слайд 13Категориальный гибридный поиск
Cunningham & Wolfe, 2014: поиск специфических объектов (ситечко)

или объектов из определённой категории (кухонные принадлежности)
Поиск объектов из определённой

категории (например, «растения» или «кухонные принадлежности») оказывается менее эффективным по сравнению с поиском конкретных объектов
Категориальный гибридный поискCunningham & Wolfe, 2014: поиск специфических объектов (ситечко) или объектов из определённой категории (кухонные принадлежности)Поиск

Слайд 14Множественные стимулы, которые нужно «собирать»: поиск-собирание (foraging search)
Парадигма «собирания» (foraging):

испытуемому необходимо искать несколько экземпляров определённого типа стимулов, измеряется порядок

«сбора» стимулов и время
Множественные стимулы, которые нужно «собирать»: поиск-собирание (foraging search)Парадигма «собирания» (foraging): испытуемому необходимо искать несколько экземпляров определённого типа

Слайд 15Роль прошлого опыта
Fougni et al., 2015 (“Winter is coming: How

humans forage in a temporally structured environment”): увеличение / снижение

количества целевых стимулов на дисплее, эксперимент заканчивается после нахождения определённого числа стимулов
Роль прошлого опытаFougni et al., 2015 (“Winter is coming: How humans forage in a temporally structured environment”):

Слайд 16Воплощённый зрительный поиск
Gilchrist et al., 2011: можно ходить по комнате
Меньше

«переобследований» локаций по сравнению с обычным зрительным поиском – бОльшая

роль памяти
Воплощённый зрительный поискGilchrist et al., 2011: можно ходить по комнатеМеньше «переобследований» локаций по сравнению с обычным зрительным

Слайд 17Гибридный поиск + поиск-собирание
Нахождение первого стимула оказывается сравнительно медленным по

сравнению с последующими, что говорит об отсутствии строгого гайденса в

отношении первых стимулов (Wolfe et al., 2016).
Последующий «сбор» стимулов подчинён определённой логике: в первую очередь, испытуемый ищет стимулы того же типа, что и первый. Это объясняется перцептивной установкой: во время совершения моторного акта – нажатия на первый стимул – внимание направляется на стимулы с теми же признаками, что и тот, который был отобран первым.

Гибридный поиск + поиск-собираниеНахождение первого стимула оказывается сравнительно медленным по сравнению с последующими, что говорит об отсутствии

Слайд 18Потенциально важный объект: феномен «внезапных находок»
Феномен «внезапных находок» – нахождение

стимула, который исходно был не вполне целевым, однако является крайне

важным
Смешанный гибридный поиск: одновременный поиск конкретных объектов («этот медведь») и категориальных целевых стимулов («любой овощ»)

Потенциально важный объект: феномен «внезапных находок»Феномен «внезапных находок» – нахождение стимула, который исходно был не вполне целевым,

Слайд 19Феномен «внезапных находок»
Пропуск «внезапной находки» отличается от «слепоты по невниманию»

- она относится к объектам, которые являются не потенциально целевыми,

а неожиданными, помимо этого, данный эффект исчезает, если испытуемый осведомлён о возможности появления стимула.
Феномен «внезапных находок»Пропуск «внезапной находки» отличается от «слепоты по невниманию» - она относится к объектам, которые являются

Слайд 20Феномен «внезапных находок»
Пропуск «внезапной находки» отличается от «пропусков при продолжении

поиска»
ПППП относится к актуально целевым стимулам
НО: Biggs et al., 2015

– ПППП для широкого диапазона стимулов
ПППП наблюдается для сходных стимулов
НО: Gorbunova et al., 2017 – «обратный» эффект ПППП для полностью идентичных стимулов
ПППП означает пропуск второго целевого стимула после успешного нахождения первого, в то время как «внезапная находка» может быть единственным целевым стимулом

Феномен «внезапных находок»Пропуск «внезапной находки» отличается от «пропусков при продолжении поиска»ПППП относится к актуально целевым стимуламНО: Biggs

Слайд 21Пропуск «внезапной находки»
Wolfe et al., 2017: поиск объектов из определённой

категории, конкретных объектов или двух типов стимулов
В условии поиска двух

типов стимулов объекты из определённой категории пропускаются чаще, чем конкретные объекты
Изменение соотношения конкретных объектов и объектов из определённой категории особенно сильно сказывается на пропуске объектов из определённой категории
Пропуск «внезапной находки»Wolfe et al., 2017: поиск объектов из определённой категории, конкретных объектов или двух типов стимуловВ

Слайд 22Итоги
Зрительный поиск на самом деле не то, чем кажется
Разные задачи

и разные механизмы?

ИтогиЗрительный поиск на самом деле не то, чем кажетсяРазные задачи и разные механизмы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика