Слайд 1Цели и результаты изучения русского языка в средней школе
Слайд 2Цели определяются следующими факторами:
социальным заказом;
уровнем развития соответствующей науки (лингвистики); уровнем
развития педагогики и детской психологии, уровнем развития самой методической науки
в области русского языка.
Слайд 3Цели (результаты) обучения русскому языку
3. Формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенций
предметные
метапредметные
2. формирование универсальных учебных действий – коммуникативных,
регулятивных, познавательных.
Личностные
1. Воспитание уважительного отношения к русскому языку, осмысление его как национально-культурного феномена
Слайд 41. Личностные - Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения
к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний, освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности родного языка;
Слайд 52. Метапредметные - Овладение русским языком как средством общения в
повседневной жизни и учебной деятельности;
развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Слайд 63. Предметные - освоение знаний об устройстве языковой системы и
закономерностях ее функционирования , о стилистических ресурсах и нормах русского
литературного языка;
Слайд 7развитие способности опознавать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогащение активного
и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических
средств.
Слайд 8Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка
в устной и письменной речи.
Понятие компетенций (предметные цели)
Слайд 9Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Слайд 10Языковая компетенция –
это осведомленность учащихся в системе родного языка,
его строении и функционировании.
Слайд 11Для тех, кто считает русский язык родным, изучал его уже
в начальной школе, языковая компетенция сформирована.
У иностранцев – она нулевая.
Они не владеют системой русского языка.
Поэтому с 5 по 11 классы для носителей языка идет развитие языковой компетенции ,расширение представлений о языковой системе.
Слайд 121) это расширение лингвистического взгляда на язык, а именно:
коммуникативно-смысловая значимость
языка (язык – средство общения);
уровневый характер языка (фонетический, лексический, грамматический
уровни);
структурно-семантическое представление о единицах языка (звук, слово, предложение - имеют значение, структуру и функцию) ;
функционально-стилевое представление о речи (стили речи, их экстралингвистические функции);
Развитие языковой компетенции в средней школе:
Слайд 132) развитие языкового чутья
чутьё нормы
чутьё стиля
Слайд 14Лингвистическая (языковедческая) компетенция – знания о самой науке русистике, об
основных разделах и базовых понятиях,
умение пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Слайд 15Культуроведческая компетенция - это осознания родного языка как части национальной
культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского
речевого этикета, культуры межнационального общения.
Слайд 16Результаты обучения (ФГОС, Примерные программы)
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной
из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Слайд 17осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Слайд 18Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному)
языку являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Слайд 192) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Слайд 203) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
-
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Слайд 21Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному)
языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
Слайд 22освоение базовых понятий лингвистики ;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Слайд 23понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их
в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
Слайд 24опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа
слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
Слайд 25Вопросы (ответьте на 2 вопроса или на один 4 вопрос)
1.
Какие цели (результаты) определяют на современном этапе обучения русскому языку
в школе? Перечислите эти понятия.
2. С какими целями связывают формирование УУД? (Личностными, метапредметными, предметными?)
3. Какие компетенции определяют предметные цели обучения русскому языку? Перечислите их названия.
4. С какими результатами можно связать эти результаты (выберите - предметными, метапредметными, личностными):
освоение базовых понятий лингвистики (ответ….) ;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа (ответ….);
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам (ответ ….)