Разделы презентаций


Творческая биография З. Е. Серебряковой

Содержание

Серебрякова работала постоянно. Своей дочери Татьяне, тоже занимавшейся живописью, она писала (и в этих словах – ее собственное кредо): «Не падай духом и рисуй, моя любимая, как можешь, не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Творческая биография З. Е. Серебряковой
Выполнила: Зорина Наталья ИИиД, 4 курс,

Пед. ИЗО и МХК

Творческая биография З. Е. СеребряковойВыполнила: Зорина Наталья ИИиД, 4 курс, Пед. ИЗО и МХК

Слайд 2 Серебрякова работала постоянно. Своей дочери Татьяне, тоже занимавшейся

живописью, она писала (и в этих словах – ее собственное

кредо): «Не падай духом и рисуй, моя любимая, как можешь, не думай ни о чем, а лишь бы быть ближе к тому, что видишь…»
Серебрякова работала постоянно. Своей дочери Татьяне, тоже занимавшейся живописью, она писала (и в этих словах

Слайд 3 Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в

родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором.

Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.
Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец

Слайд 4Е. Н. Лансере с детьми. Слева на руках у матери

— Зина
Детство и юность художницы прошли в

Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном».

Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

Е. Н. Лансере с детьми. Слева на руках у матери — Зина  Детство и юность художницы

Слайд 5В гимназии. В первом ряду третья справа — Зина Лансере. Конец

1890-х гг
В 1886 году после смерти отца,

семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила

в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой, однако школа вскоре закрылась.

В гимназии. В первом ряду третья справа — Зина Лансере. Конец 1890-х гг  В 1886 году после

Слайд 6В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала

множество набросков и этюдов.
В сущности, опыт жизни в семье

Бенуа и стал для Серебряковой основной художественной школой. Она не получила систематического образования, она никогда не училась в Академии художеств. Мешало слабое здоровье. В 1903 – 1905 годах она занималась в мастерской О. Э. Браза, однако занятиям этим была не очень довольна: Браз, по ее мнению, не давал ей серьезных навыков.
В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов. В сущности, опыт

Слайд 7 В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича

Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает

Академию де ла Гранд Шомьер, много работает в Лувре, рисует с натуры. Через год молодые возвращаются домой. В Россию Серебрякова вернулась уже зрелым мастером, оставалось лишь «нарабатывать практику». И художница «нарабатывала» - несмотря на то, что у нее один за другим родились два старших сына.

Б. А. Серебряков, муж художницы 1901 г.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж.

Слайд 8 Уже к этому времени в общих чертах определился

круг тем Серебряковой: Нескучное, его природа и люди, семья, дети,

автопортреты. К 1906 – 1908 годам относятся такие работы, как «Портрет няни», «Деревенская девушка», «Автопортрет», «Зеленя осенью», прелестная акварель «Так заснул Бинька». Все эти работы, несомненно, сильные, хотя и написанные еще не очень опытной рукой.
Уже к этому времени в общих чертах определился круг тем Серебряковой: Нескучное, его природа и

Слайд 9«Так заснул Бинька (Женя Серебряков)», 1908 г.

«Так заснул Бинька (Женя Серебряков)», 1908 г.

Слайд 10«Деревенская девушка», 1906 г.
«Портрет няни», 1907 г.

«Деревенская девушка», 1906 г.«Портрет няни», 1907 г.

Слайд 11 В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Именно в этот год Русская публика открыла для себя Серебрякову,

после 7 выставки Союза русских художников, где Зинаида Серебрякова представила тринадцать картин – в том числе, «За туалетом», «Зеленя осенью», «Молодуха». Эти три работы приобретены Третьяковской галереей, на что, конечно, художница никак не рассчитывала.
В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех. Именно в этот год Русская публика открыла

Слайд 12 Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом».

Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних

вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

«За туалетом»

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один

Слайд 13«Молодуха», 1909 г.
«Зеленя осенью», 1908 г.

«Молодуха», 1909 г.«Зеленя осенью», 1908 г.

Слайд 14Александр Николаевич Бенуа, имевший возможность наблюдать «возрастание» Зинаиды Серебряковой буквально

с первых лет ее жизни, писал о ней: «Она оказалась

обладательницей совершенно исключительного дара. Однако ее я уже не имею права считать своей ученицей. Прибыв к нам в младенческом возрасте (двух лет), она росла с сестрами как-то «вдали от моего кабинета», где происходили всякие наши затеи с Женей, с Колей и с моими друзьями. Росла Зина к тому же болезненным и нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца… И все же несомненно, что Зина была взращена той атмосферой, которая вообще царила в нашем доме и настоящими творцами которой были наши родители – ее дед и бабушка.
Александр Николаевич Бенуа, имевший возможность наблюдать «возрастание» Зинаиды Серебряковой буквально с первых лет ее жизни, писал о

Слайд 15 Впрочем, отголоски того, что «назревало» у дяди Шуры

в кабинете, куда она изредка заглядывала, должны были доходить и

до нее, будить ее любопытство. Во всяком случае, когда двадцать лет спустя описываемого времени Зинаида Серебрякова неожиданно для всех предстала уже готовой художницей, она оказалась «одного с нами лагеря, одних направлений и вкуса», и ее причисление к группе «Мир искусства» произошло само собой. Нам же, художникам «Мира искусства», было лестно получить в свои ряды еще один столь пленительный талант…» В 1911 году Зинаиду Евгеньевну избрали членом «Мир искусства», и отныне она «на равных» участвовала в выставках объединения.

Впрочем, отголоски того, что «назревало» у дяди Шуры в кабинете, куда она изредка заглядывала, должны

Слайд 16 1911 – 1917 годы – пожалуй, самое плодотворное

и «ясное» время в творческой биографии Серебряковой. Она много путешествовала

(жила в Петербурге, Крыму, Царском Селе, Нескучном, побывала в Германии, Италии и Швейцарии), неустанно работала.

З. Е. Серебрякова рисует, слева — Б. А. Серебряков с сыном Женей. 1900-е гг.

В. Н. Дудченко отмечает, что «Зинаида Евгеньевна была великой труженицей. У нее не было ни минуты свободной. Если даже она гуляла со своими детьми - и то делала зарисовки. В общем, она жила своей работой и находила в ней большое удовольствие».

1911 – 1917 годы – пожалуй, самое плодотворное и «ясное» время в творческой биографии Серебряковой.

Слайд 17«В горах. Швейцария», 1914 г.

«В горах. Швейцария», 1914 г.

Слайд 18«Горный пейзаж. Швейцария», 1914 г.

«Горный пейзаж. Швейцария», 1914 г.

Слайд 19 В этот период в искусстве художницы наметился переход

от интимных, очень домашних картин к полотнам более монументального склада.

В 1913 году была написана «Баня», в 1915-м – «Жатва», в 1917-м – «Беление холста».

Кроме того, в 1915 – 1916 годах Серебрякова работала над эскизами панно для зала Казанского вокзала.

В этот период в искусстве художницы наметился переход от интимных, очень домашних картин к полотнам

Слайд 20«Жатва», 1915 г.

«Жатва», 1915 г.

Слайд 21«Беление холста», 1917 г.

«Беление холста», 1917 г.

Слайд 22В этой работе Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин

на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта.

Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна.
Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам.
«Беление холста» напоминает древние фрески. Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины.
К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.
В этой работе Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за

Слайд 23 11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в

своем дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне эскиз З. Серебряковой

для потолка вокзала Казанской железной дороги – очень красиво изображенную нагую экзотическую женщину в пейзаже. Думаю ее купить». К сожалению, не известно, о каком именно эскизе идет речь, поскольку «нагие экзотические женщины» присутствуют во всех эскизах, но в любом случае эта дневниковая помета говорит о том, что коллеги высоко оценивали работу Серебряковой. К участию в создании проекта росписей Казанского вокзала художницу привлекли А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Панно, сделанные по эскизам Зинаиды Евгеньевны, должны были украсить ресторанный зал вокзала. И украсили бы, вероятно, если бы не война и революция. Строительство вокзала началось в 1913 году, а завершилось лишь спустя тринадцать лет, когда «экзотические женщины» Серебряковой были уже никому не нужны.
11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в своем дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне

Слайд 24Турция

Турция

Слайд 25Индия

Индия

Слайд 26Сиам

Сиам

Слайд 27Япония

Япония

Слайд 28 После революции жизнь Серебряковых резко переменилась. В марте

1919 года Борис Анатольевич умер от сыпного тифа. В ноябре

этого же года Нескучное было разорено и сожжено крестьянами. Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. В этом же году она создала лишь три заметные работы – «Мальчики в матросских тельняшках», «Карточный домик», «На террасе в Харькове», - но зато уж это подлинные шедевры и по чисто техническому исполнению, и по интонации.
После революции жизнь Серебряковых резко переменилась. В марте 1919 года Борис Анатольевич умер от сыпного

Слайд 29«Карточный домик», 1919 г.

«Карточный домик», 1919 г.

Слайд 30«На террасе в Харькове», 1919

«На террасе в Харькове», 1919

Слайд 31 Самые части герои картин Серебряковой вплоть до

1924 года – члены ее семьи. Жизнь и работа тесно

переплелись в творчестве художницы, что «расплести» их чрезвычайно трудно. Она писала то, чем жила, и жила тем, что писала. По портретам детей легко представить, как они росли. По портретам мужа можно проследить всю историю любви Зинаиды Евгеньевны и Бориса Анатольевича. Вот он женихом – ясноглазый, светловолосый. Вот, в 1908 году, - молодым мужем. В 1913 году он глядится уже настоящим отцом семейства. А после его смерти его черты «прорастают» в лицах сына Жени и дочери Кати – особенно заметно это «прорастание» в «Картачном домике» и в «Мальчиках в матросских тельняшках».
Самые части герои картин Серебряковой вплоть до 1924 года – члены ее семьи. Жизнь

Слайд 32 «Портрет Б. А. Серебрякова», 1905 г.

«Портрет Б. А. Серебрякова», 1905 г.

Слайд 33«Мальчики в матросских тельняшках», 1919 г.

«Мальчики в матросских тельняшках», 1919 г.

Слайд 34«В детской. Нескучное», 1913 г.

«В детской. Нескучное», 1913 г.

Слайд 35«За завтраком», 1914 г.

«За завтраком», 1914 г.

Слайд 36«Портрет Таты в костюме Арлекина», 1921 г.

«Портрет Таты в костюме Арлекина», 1921 г.

Слайд 37 В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского

изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы.

На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах.
Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. По поводу этой выставки Сомов замечал: «Выставка очень хорошая в общем, хотя Зина ее, как все, что она делает, конечно, испортила тем, что не выставила множества интересных вещей, которые у нее были и в мастерской и в частных руках…» Заработанные деньги она высылала матери и детям.
В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей

Слайд 38 Тем не менее, Серебряковой все же удавалось находить

заказы и меценатов. Один из них, некто Ж. А. де

Броуэр, спонсировал две ее поездки в Марокко в декабре 1928 – январе 1929 годов и в 1932 году. Работы художницы эмигрантского периода менее известны русскому зрителю, чем ее картины 1909 – 1924 годов, но искусство ее в эти годы не упало. Об этом говорит и серия марокканских этюдов, которую А. Н. Бенуа называл «пленительной», и многочисленные заказные портреты, и ню, и французские пейзажи. Не менее хороши и французские картины Серебряковой – жанровые портреты и пейзажи. Среди портретов особенно следует отметить «Старого рыбака» и «Бретонку».
Тем не менее, Серебряковой все же удавалось находить заказы и меценатов. Один из них, некто

Слайд 39 Просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих

впечатление полной законченности) художница могла так точно и убедительно передать

саму душу Востока» - А. Н. Бенуа.

«Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа», 1928 г.

Просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности) художница могла так точно

Слайд 40«Марракеш. Стены и башни города», 1928 г.

«Марракеш. Стены и башни города», 1928 г.

Слайд 41«Верблюды», 1932 г.

«Верблюды», 1932 г.

Слайд 42«Старый рыбак», 1926 г.

«Старый рыбак», 1926 г.

Слайд 43«Бретонка», 1934 г.

«Бретонка», 1934 г.

Слайд 44В 1961 в Париже ее навещают два советских художника –

С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они

устраивают для неё выставку в Москве. В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.
В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в

Слайд 45 «Я не думала никогда о стиле моих вещей»,

- признавалась Серебрякова. Но все ее вещи, безусловно, имеют стиль.

Яркий, очень нежный и глубоко правдивый серебряковский стиль.

«Девушка со свечой» автопортрет, 1911 г.

«Я не думала никогда о стиле моих вещей», - признавалась Серебрякова. Но все ее вещи,

Слайд 46Жанровое разнообразие
Портреты
Сравнивая выставку Серебряковой 1932 года с ее более ранними

выставками, А. Н. Бенуа писал: «Я жалею, что на ней

меньше портретов». И добавлял: «Вдетских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников». Последнее совершенно справедливо. Особенно хороши выходили у Серебряковой дети. А еще те, в ком сохранилось – как и в самой художнице – нечто детское. В лучших своих портретах. Серебрякова всегда намекает на потаенную детскость, которая есть в каждом. Готовность губ к открытой улыбке, удивленно приподнятые брови, светло и задорно глядящие на зрителя глаза – так художница видит своих любимых героев и героинь. Если же она пишет лица, тронутые задумчивостью, даже грустью, то и задумчивость, и грусть выходят у нее какими-то удивительно светлыми, чистыми, то есть, опять-таки, «детскими».
Жанровое разнообразиеПортретыСравнивая выставку Серебряковой 1932 года с ее более ранними выставками, А. Н. Бенуа писал: «Я жалею,

Слайд 47«Портрет писателя Г. И. Чулкова», 1911 г.

«Портрет писателя Г. И. Чулкова», 1911 г.

Слайд 48«Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном», 1923 г.

«Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном», 1923 г.

Слайд 49«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г.

«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г.

Слайд 50Пейзажи
Современному зрителю Зинаида Серебрякова знакома главным образом как автор нежнейших

детских портретов, картин из семейного быта. Однако она была и

недюжинным пейзажистом. В 1918 году художница даже участвовала в «специализированной» выставке «Русский пейзаж», проходившей в Петрограде. На ней она представила 10 своих работ. Серебрякову увлекали совершенно разные по темпераменту ландшафты. Она с одинаковым удовольствием работала в Крыму, в Альпах, в Царском Селе и Бретани. Но конечно, самая дорогая для нее пейзажная тема – Нескучное. В Нескучном художнице писалось особенно легко и радостно. Каждый куст, каждая ветка дерева притягивали здесь ее взор. «Набросочность», эскизность характерна в известной степени для всех пейзажей Серебряковой. Она писала их преимущественно гуашью или темперой, а маслом – очень редко.
ПейзажиСовременному зрителю Зинаида Серебрякова знакома главным образом как автор нежнейших детских портретов, картин из семейного быта. Однако

Слайд 51«Село Нескучное Курской губернии», 1916 г.

«Село Нескучное Курской губернии», 1916 г.

Слайд 52«Нескучное. Пахота», 1908 г.

«Нескучное. Пахота», 1908 г.

Слайд 53«Альпы. Деревня в Савойе», 1933 г.

«Альпы. Деревня в Савойе», 1933 г.

Слайд 54«Бретань. Городок Пон-л`Аббе. Порт», 1934 г.

«Бретань. Городок Пон-л`Аббе. Порт», 1934 г.

Слайд 55Ню
Серебрякова много писала обнаженную натуру – особенно в эмиграции, где

ей часто делали подобные заказы. Вообще, в эмиграции Серебрякова считалась

одним из признанных мастеров ню, и если бы она могла «поумнее взяться за дело», то бедствовать так, как она бедствовала, ей бы не пришлось. Среди ню, написанных Серебряковой до 1924 года, наиболее известна «Купальщица», в которой, как полагают исследователи, автор изобразил самое себя. Применительно к ней особенно справедливо звучат слова Е. Е. Лансере, сказавшего о творчестве своей сестры: «Вот то широкое классическое понимание формы человеческого тела, которое нужно».
НюСеребрякова много писала обнаженную натуру – особенно в эмиграции, где ей часто делали подобные заказы. Вообще, в

Слайд 56«Купальщица», 1911 г.

«Купальщица», 1911 г.

Слайд 57«Отдыхающая негритянка. Марракеш», 1928 г.

«Отдыхающая негритянка. Марракеш», 1928 г.

Слайд 58«Обнаженная с книгой», 1940 г.

«Обнаженная с книгой», 1940 г.

Слайд 59Выводы
Серебрякова З. Е. обладала недюжинным талантом. Всю жизнь трудилась, несмотря

на 4-ых детей и домашние заботы;
Отсутствие систематического образования не помешало

Серебряковой создавать шедевры;
Зинаида Евгеньевна была мастером в написании детских и женских портретов;
Кроме портретов писала и прекрасные пейзажи, бытовые сцены, и обнаженную натуру;
Современники высоко оценивали работы Серебряковой;
«Выработала» свой яркий, очень нежный и глубоко правдивый «серебряковский» стиль.
ВыводыСеребрякова З. Е. обладала недюжинным талантом. Всю жизнь трудилась, несмотря на 4-ых детей и домашние заботы;Отсутствие систематического

Слайд 60Литература:
Зинаида Серебрякова: жизни и творчество художника. [Электронный ресурс]: URL: https://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html;
Зинаида

Серебрякова // Художественная галерея. М.: ООО «Де Агостини», 2014. №31

С.31;
Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 473 с.;
Онлайн галерея живописи. [Электронный ресурс]: URL: https://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida-01.html
Литература:Зинаида Серебрякова: жизни и творчество художника. [Электронный ресурс]: URL: https://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html;Зинаида Серебрякова // Художественная галерея. М.: ООО «Де

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика