Слайд 1Учебно-методический комплекс дисциплины
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Слайд 2Тема 1
Общая
характеристика
стратегического
управления
Слайд 31.1.Сущность стратегического управления
Понимание сущности стратегического подхода
к управлению отличается разнообразием взглядов и позиций.
Однако все они сводятся к одному из трех подходов, или их комбинации:
анализ окружения - акцентирует внимание на параметрах организационного окружения;
цели и средства - основывается на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
деятельностный подход - ставящий в основу деятельность по реализации стратегии.
Слайд 4Понятие стратегического управления
Стратегическое управление – поиск, идентификация и реализация долгосрочных
преимуществ фирмы.
Стратегическое управление в коммерческой фирме – разработка и реализация
действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности фирмы над уровнем конкурентов
Слайд 5Недостатки систем стратегического планирования
ошибочность предположения о неизменности мира в течение
планового периода
переоценка роли аналитических данных
недооценка процесса обучения
Слайд 6Особенности стратегического управления
влияние на благополучие организации
связано с проблемами развития
фирма -
открытая система
творческие методы решения проблем
взаимодействие и взаимовлияние стратегии и организации
создание
стратегии непрерывный процесс
многоцелевой характер решений
стратегии, основанные на знаниях
глобальный масштаб
Слайд 7
Определение стратегии
план
процесс (принцип поведения)
позиция
перспектива
прием
Слайд 8Функционально-операционное определение
Стратегическое управление как структурированный определенным
образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и
опирающийся на известные методологические принципы.
Таким образом, стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает :
постановку целей
выработку стратегии,
определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, позволяющих организации добиваться поставленных задач.
Слайд 9Структура стратегического управления
Стратегическое планирование – это процесс формулирования
задач, приоритетов и стратегий.
Стратегический менеджмент – разработка стратегии и
ее реализацией.
Слайд 10Сущность стратегического управления
заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1)
в каком положении предприятие находится в настоящее время,
2) каком
положении оно хотело бы находиться в средне и долгосрочной перспективе,
3) каким способом достигнуть желаемого положения.
Для ответа на эти вопросы необходимо хорошо понимать текущую ситуацию,
четко определить, к чему стремиться и какие цели ставить,
решить каким образом реализовать стратегию.
Поэтому процесс стратегического управления условно разделяют на несколько самостоятельных управленческих этапов или задач. Обычно выделяют три основных элемента: стратегический анализ, разработка стратегии, реализация стратегии.
Слайд 11Стратегическое управление как комплексный процесс
Все эти элементы, тесно взаимосвязаны между
собой, и более того замкнуты в единый контур через систему
обратных связей. Это характеризует стратегическое управление как комплексный процесс, этапы которого разделенные концептуально должны рассматриваться и решаться комплексно.
Основными содержательными итогами стратегического управления являются: 1) четкая конкурентная стратегия, консолидирующая и концентрирующая деятельность организации в едином направлении; 2) стратегический потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем; 3) изменение внутренней организационной и управленческой структуры, обеспечивающее чувствительность изменения во внешнем окружении организации к переменам во внешней среде; 4), укрепляющие рыночную позицию по отношению к конкурентам.
Слайд 12Деятельность по стратегическому управлению направлена
на обеспечение эффективной адаптации организации к
изменениям ее внешней среды, поддержание и развитие конкурентных преимуществ организации,
установление ее стратегической рыночной позиции,
а применение принципов стратегического управления позволяет обеспечить организации как жизнеспособность в изменяющихся условиях, так и конкурентоспособность на долгосрочную перспективу.
Слайд 13Функции стратегического управления
1) планирование стратегии;
2) организация выполнения стратегических планов;
3) координация действий по реализации стратегических задач;
4) мотивация на
достижение стратегических результатов;
5) контроль над процессом выполнения стратегии.
Слайд 14Предметом стратегического планирования и управления являются
1. Проблемы, прямо связанные с
генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо
элементом организации,
3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.
По своему предметному содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.
В основе стратегического управления лежат стратегические решения.
Слайд 15Стратегические решения
- это управленческие решения, совокупность которых формирует стратегическое поведение
компании.
1)они ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия
оперативных управленческих решении;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
Стратегические решения в обязательном порядке предполагают установление конкретных исполнителей и их компетенций, обоснованных сроков и конкретной ответственности; системы привлечения и адекватного распределения ресурсов; эффективного механизма контроля.
Слайд 16Объектами стратегического управления
организации,
стратегические хозяйственные подразделения и
функциональные зоны организации.
В качестве объекта стратегического
управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений).
Слайд 17Предприятия обращаются к стратегическому управлению
как
к эффективному средству сохранения конкурентоспособности .
При
этом, эффективность системы стратегического управления определяется тем, что она:
1) обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
2) облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных подходов и методов к сбору и обработке информации;
3) обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали;
4) помогает справиться с изменениями и провести изменения;
5) дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
6) помогает делать стратегический выбор и реализовывать .
Слайд 18Ограниченность стратегического управления
стратегическое управление не может дать точной и детальной
картины будущего.
Также оно не может быть сведено к набору
стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях.
организация работ по стратегическому управлению требует огромных усилий, больших затрат времени и средств, предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.
Слайд 191.3.Принципы стратегического управления (SMART)
Целенаправленность и перспективность
Сочетание устойчивости и гибкости
стратегического управления.
Единство стратегических планов и программ.
Реализуемость.
Итеративность.
Перспективность
Приоритетность
Реализуемость
Итерративность
Комплексность
Слайд 20Методология стратегического управления
системном,
организационном,
ситуационном,
процессном и других.
Слайд 21Системный подход
предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы.
такая система имеет
вход - ресурсы, выход - результат, цель, связь с внешней
средой, прямую и обратную связь.
Слайд 22Организационный подход
При организационном подходе во главу угла ставятся человеческие, социальные
факторы и необходимость горизонтальной и вертикальной стратегической координации их деятельности.
Современные организации, рассматриваются в первую очередь, как социально-экономические системы, обладающие рядом специфических, присущих только им особенностей.
Слайд 23Ситуационный подход
Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом
стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные
построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.
Слайд 24Процессный подход
Стратегическое управление в рамках процессного
подхода можно представить в виде последовательности нескольких этапов.
Один из
классических подходов к стратегическому управлению, предусматривает следующие этапы этого процесса: 1) определение миссии организации; 2) стратегический анализ внешней и внутренней среды организации; 3) прогнозирование параметров развития; 4) разработка целей, формирование и выбор стратегии; 5) реализация стратегий; 6) контроль, корректирование и регулирование.