Слайд 1Учебный курс «Введение в специальность»
Внимание и память как условие успешного
обучения.
Слайд 2План
1. Внимание. Общая характеристика.
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Тренировка внимания.
5.
Память. Общая характеристика.
6. Виды памяти.
7. Мнемоника и мнемотехника.
Слайд 3Внимание.Определение.
Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является
самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание
является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания.
Слайд 4продолжение
Факторы, способствующие привлечению внимания:
• характер раздражения (сила, новизна, контраст и
т. п.)
• структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем
беспорядочные, разбросанные)
• отношение раздражителя к потребностям (внимание, прежде всего, привлекает то, что соответствует потребностям).
Слайд 5Свойства внимания
• объем внимания — количество объектов, которые могут быть
охвачены вниманием одновременно;
• распределение внимания — возможность удерживать в сфере
внимания одновременно несколько объектов;
• устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте;
• переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение внимания от отвлечения внимания);
• концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте.
Слайд 6Упражнение «Мы воспринимаем не то, что видим».
По рзелульаттам
илссеовадний одонго анлигйсого унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде
рсапожолена бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом
Слайд 7Считайте числа от 1 до 35 и обратно
Слайд 8Упражнение «Мы воспринимаем не то, что видим».
Слайд 9Память. Общая характеристика.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Традиционно память изучают в
системе познавательных процессов, но она лежит в основе любого психологического явления.
Слайд 10Основные процессы памяти
Запоминание
Сохранение
Узнавание
Воспроизведение
Забывание
Слайд 13Тренировка памяти
Мнемоника – это искусство запоминания.
Мнемотехника
– это приемы и методы запоминания.
Слайд 14продолжение
Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом
слова. К примеру:
Ананас;
Барабан;
Крокодил;
Вентилятор;
Кирпич.
Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл
на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.
Слайд 15продолжение
Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове
считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру,
корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.
«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».
Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.
Слайд 16Рекомендуемая литература
1. 30 уроков развития внимания и памяти. - М.:
Современная
школа, изд-во Кузьма, 2017. - 487 c
2. Белых, В. А.
Наблюдалки. Игры и упражнения для
развития внимания / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. - 817 c.
3.Грэйс, Наталья Приемы развития памяти, внимания и
речи / Наталья Грэйс. - М.: Питер, 2008. - 192 c.
4. Грюнинг, Христиан Лучшие техники скорочтения
развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем
знаний. Учимся без стресса и лишних усилий / Христиан
Грюнинг. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 192 c.
5. Маклаков Г.А. Общая психология. Учебник для вузов.
СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил
6.Саймонс Д., Шабри К. «Невидимая горилла». М.:
Карьера-Пресс, 2011