Слайд 1
Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Слайд 2Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Креационизм (creatio – создаю, творю)
– представление о возникновении живого в результате акта творения, о
постоянстве и неизменности всего существующего
Слайд 3Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Трансформизм признавал изменяемость живого, но
не выяснял конкретные механизмы, способствующие изменениям.
Слайд 4Эволюционизм, безоговорочно признавая идею изменчивости живой природы, пытался выяснить конкретные
механизмы развития.
Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Слайд 5Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Карл Линней (1707-1778) – создатель
классических трудов по систематике органического мира:
- предложил бинарную номенклатуру:
- дал
определение понятия «вид».
Слайд 6Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Жорж Кювье (1760-1832)
- создал
учение о типах;
- «отец» палеонтологии;
- установил принцип корреляции органов:
-
автор «теории катастроф».
Слайд 7Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Жоффруа Сент-Илер (1772-1844) – один
из основоположников сравнительной анатомии.
- установил принципы гомологии и аналогии.
- признавал изменяемость видов.
Слайд 8Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Жорж Бюффон первым заявил об
общности происхождения человека и обезьяны.
Слайд 9Учение об эволюции. Основные этапы развития.
М.В.Ломоносов (1711-1765) первым
в истории науки высказал эволюционные взгляды в области геологии, утверждая
возможность развития планеты.
Слайд 10Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Ж.-Б.Ламарк – автор первой эволюционной
теории, изложенной в книге «Философия зоологии» (1809 г.)
Слайд 11Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Сильные стороны учения Ламарка:
принцип градации
(усложнение организмов в процессе прогрессивной эволюции);
длительное время как условие эволюции;
активное
влияние внешней среды как фактор эволюции.
Слайд 12Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Слабые стороны учения Ламарка:
неверно представлял
механизм эволюционных изменений (внутреннее стремление к совершенствованию);
отрицал существование таксонов;
признавал наследование
благоприобретенных признаков.
Слайд 13Учение об эволюции. Основные этапы развития.
К.Ф.Рулье (1814-1858) одним их первых
применил экологический подход к изучению животных, продемонстрировав примеры борьбы за
существование.
Слайд 14Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Ученик К.Рулье Н.А.Северцов (1827—1885) первым
указал на существование переходных форм между типами (пример – «рыба-червь»
ланцетник).
Слайд 15Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Зоолог Альфред Уоллес независимо от
Дарвина сформулировал идею естественного отбора.
Слайд 16Учение об эволюции. Основные этапы развития.
В 1859 г. появился основной
труд Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствующих
пород в борьбе за жизнь».
Слайд 17Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Главная идея Ч.Дарвина:
механизмом эволюции является
естественный отбор на основе избыточного и разнообразного потомства.
Слайд 18Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Факторы эволюции по Дарвину –
это изменчивость, наследственность, и естественный отбор.
Слайд 19Формы изменчивости по Дарвину:
определенная (массовая), не имеющая значения для эволюции;
неопределенная
(индивидуальная) – поставщик материала для эволюции;
коррелятивная или соотносительная
Слайд 20Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Обратившись к сельскохозяйственной практике Дарвин
сформулировал идею искусственного отбора.
Слайд 21Формы искусственного отбора:
Бессознательный
Сознательный или методический
Слайд 22Формы борьбы за существование:
с неблагоприятными условиями среды;
внутривидовая;
межвидовая
Слайд 23Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Возражение американского инженера Ф.Дженкина стало
самым серьезным аргументом против теории Ч.Дарвина.
Слайд 24Учение об эволюции. Современное состояние.
Теорией пангенезиса Дарвин предположил ламаркистский механизм
генетической передачи приобретенных признаков.
Геммулы (представители каждой нормальной или измененной
части тела) выделяются активным органом в кровоток, могут попадать в половые клетки и передаваться следующему поколению.
Слайд 25Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Грегор Иоганн Мендель (1822-1884),
доказавший дискретность наследственного материала развеял «кошмар Дженкина».
Слайд 26Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Объединение генетики и классического дарвинизма
привело к возникновению синтетической теории эволюции (СТЭ).
Слайд 27Учение об эволюции. Основные этапы развития.
1937 год был назван годом
возникновения СТЭ — в этом году появилась книга украино-американского генетика
и энтомолога-систематика Ф. Г. Добржанского «Genetics and the Origin of Species».
Слайд 28Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Согласно СТЭ, видообразование начинается с
элементарного эволюционного явления, приводящего к изменению генофонда популяции.
Слайд 29Важнейшими элементарными факторами эволюции являются:
мутационный процесс;
популяционные волны;
изоляция;
естественный отбор.
Слайд 30Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Популяционными волнами или волнами жизни
С.С.Четвериков назвал колебания численности организмов в природных популяциях.
Слайд 31Формы изоляции:
аллопатрическая (географическая);
симпатрическая (этологическая).
Слайд 33Основные правила эволюции
Правило необратимости эволюции: группа организмов не может вернуться
к прежнему состоянию, то есть от современных видов не могут
возникнуть их предковые формы.
Слайд 34Основные правила эволюции
Правило чередования основных направлений эволюции: каждый новый ароморфоз
дает толчок для развития многочисленных идиоадаптаций.
Слайд 35Основные правила эволюции
Правило прогрессирующей специализации: группа, вступившая на путь специализации,
как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все
более глубокого приспособления к более узким условиям существования.
Слайд 36Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Ю.А.Филипченко – автор терминов «микроэволюция»
и «макроэволюция».
Слайд 37Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Микроэволюция – внутривидовая эволюция.
Макроэволюция –
эволюция надвидовых таксонов.
Слайд 38Учение об эволюции. Современное состояние.
Согласно традиционным подходам макроэволюция не имеет
никаких собственных механизмов и полностью сводится к микроэволюционным процессам
Слайд 39Основные группы концепций макроэволюции:
градуалистские;
сальтационные;
системные.
Слайд 40Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Градуализм - в эволюционной теории
- представление о постепенности процессов эволюционного развития.
Слайд 41Слабые стороны градуализма:
неполнота палеонтологической летописи — отсутствие непрерывных рядов переходных
ископаемых форм между видами и надвидовыми таксонами;
ожидаемое резкое снижение конкуренто-
и жизнеспособности у переходных форм по сравнению с исходным видом.
Слайд 42Сальтационные концепции
Сальтационисты рассматривают микроэволюцию и макроэволюцию как качественно различные процессы,
не имеющие между собой ничего общего.
Слайд 43Макроэволюция - результат крупных скачкообразных преобразований отдельных особей, происходящих посредством
макромутаций (сальтаций).
Сальтационные концепции
Слайд 44Сальтационные концепции
Наиболее давнее и уважаемое макроэволюционное учение на основе скачкообразных
преобразований плана строения и организации — это учение А. Н.
Северцова об ароморфозах.
Слайд 45Учение об эволюции. Современное состояние.
В.А.Кордюм – автор современной концепции эволюции
биосферы:она идет за счет горизонтального переноса целых блоков генов от
прокариотов к эукариотам.
Слайд 46Учение об эволюции. Современное состояние.
Мобильные генетические элементы (транспозоны) были открыты
Барбарой Мак-Клинток в 50-х годах при изучении генома кукурузы.
Слайд 47Учение об эволюции. Современное состояние.
Перемещения осуществляются либо путем вырезания элемента
из одного места и встраивания его в другое, либо путем
образования копии подвижного элемента, внедряющейся в новое место, тогда как родительская копия остается на прежнем месте.
Слайд 48Учение об эволюции. Современное состояние.
На долю транспозонов приходится 10-30% геномной
ДНК животных и 50% - растений.
Слайд 49Учение об эволюции. Современное состояние.
Встраиваясь в гены или окрестности генов,
транспозоны вызывают мутации.
Слайд 50Известно два больших класса транспозонов:
Транспозоны. Перемещаются в виде фрагмента ДНК,
кодируют транспозазу.
Ретротранспозоны. Перемещаются с образованием промежуточного РНК-ового продукта. Кодируют обратную
транкриптазу. Напоминают ретровирус.
Слайд 51Учение об эволюции. Современное состояние.
Подвижные элементы часто получают названия, отражающие
их способность к перемещению или подвижность в прошлом, сменившуюся "заякориванием"
в определенной точке хромосомы.
(Улисс, Магеллан, "Бигль", hobo - бродяга, gypsy - цыган, flea - блоха, турист и др.)
Слайд 52Учение об эволюции. Современное состояние.
МГЭ рассеяны по геному, но в
отдельных участках хромосом они могут концентрироваться.
Слайд 53Учение об эволюции. Современное состояние.
По представлениям В. Н. Стегния, системные
мутации, как необходимый материал для эволюции, представляют собой устойчивые изменения
ориентации хромосом в ядрах генеративной и других тканей.
Слайд 54Аргументы критиков сальтационизма:
макромутанты часто нежизнеспособны из-за нарушений корреляции органов;
макромутанты мало
приспособлены к среде;
им трудно найти партнера.
Слайд 55Системные концепции макроэволюции
макроэволюционные преобразования складываются из микроэволюционных изменений, но
не сводятся к простой сумме последних.
Слайд 56Основные положения СТЭ:
Естественный отбор не является единственным движителем эволюции.
Эволюция далеко
не всегда носит дивергентный характер.
Эволюция не обязательно идет постепенно. Не
исключено, что в отдельных случаях внезапный характер могут иметь и отдельные макроэволюционные события.
Макроэволюция может идти как через микроэволюции, так и своими путями.
Слайд 57Учение об эволюции. Современное состояние.
Теорией пангенезиса Дарвин предположил ламаркистский механизм
генетической передачи приобретенных признаков.
Геммулы (представители каждой нормальной или измененной
части тела) выделяются активным органом в кровоток, могут попадать в половые клетки и передаваться следующему поколению.
Слайд 58Учение об эволюции. Современное состояние.
В 1885 г Август Вейсман провозгласил
существование тканевого барьера, защищающего половые клетки от любого влияния сомы.
На языке современных терминов это можно сформулировать так: мутации в соматических клетках (клетках тела) никогда не передаются в клетки зародышевой линии (репродуктивные клетки).
Слайд 59Учение об эволюции. Современное состояние.
Эволюция генов иммунной системы позвоночных могла
осуществляться по Ламарку, т.е. путем наследования приобретенных признаков.
Слайд 60Учение об эволюции. Современное состояние.
Измененные гены соматических клеток (клеток тела)
могут встраиваться в геном половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов) и
наследоваться потомками в соответствии с генетическими законами.
Слайд 61Учение об эволюции. Современное состояние.
Мигрирующий В-лимфоцит потенциально способен служить транспортным
средством для доставки ДНК-последовательностей любых генов в зародышевую линию
Слайд 62Учение об эволюции. Основные этапы развития.
Удачи, мои дорогие!