Слайд 1Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего
и профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Учения Френсиса Бэкона «об
идолах»
Исполнитель:
Фрисс.В.В
Преподаватель философии:
Вяткина.Т.Ю
Слайд 2 Биография Ф. Бэкона
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561
года, в Лондоне. Он происходил из семьи «новых дворян», в
свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 году были опубликованы его «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 году была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов.
Слайд 3Основные труды
«Нравственные и политические очерки» (1597). Этот сборник эссе на
моральные; религиозные и политические темы, написанный под влиянием «Опытов» и
«Монтеня», в дальнейшем дополнялся автором и при его жизни выходил еще дважды. Он принес Бэкону наибольшую пожизненную известность. «О мудрости древних» (1609) ; в историю философии Бэкон вошел прежде всего как автор тракта «О достоинстве и приумножении наук» (1623) – самого объемного из его произведений. Первоначальный его вариант , называется «О значении и успехе знания, божественного и человеческого; был опубликован еще в 1605г. Наиболее известное методологическое произведение Бэкона – «Новый Органон наук» (1620; предварительный вариант был опубликован в 1612г). Другие философские произведения Бэкона не были им окончены (даже «Новый Органон») сам Бэкон законченным не считал. Из их числа следует назвать очень интересную утопию «Новая Атлантида» опубликованную после смерти ее автора(1627г).
Слайд 4 Основные положения философии
Учение Бэкона об эмпиризме раскрывается
в его трактовке задачи философии: она должна помочь науке в
познании мира и для этого выработать соответствующие методы познания. В связи с этим Бэкон разрабатывает учение о призраках (идолах).
Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Их надо четко сформулировать и избавиться от них. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий.
Призраки рода
Призраки пещеры
Призраки рынка (площади)
Призраки театра
Вывод: знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок. К сожалению, и сегодня спустя примерно 400 лет многие из этих препятствий продолжают существовать в научном познании.
Слайд 5Краткая аннотация Учения Ф. Бэкона «об идолах»
Ф. Бэкон (1561-1626) –
основатель экспериментальной науки. «Знание – сила». «Истина дочь времени, а
не авторитета».
Он отделяет философскую науку от религии. Строит концепцию эмпирической науки (научного знания). Разработал программу, задачи, цель и методы этой науки.
Цель науки: обогащение человека, улучшение материальной жизни человека.
Предмет исследования человека – природа.
Учение об идолах: «Атлантида», «Новый Органон».
Идол – это ложные представления; ошибки, иллюзии разума; предубеждения человека; заблуждение ума.
Бэкон считает, что от рождения нашему уму свойственны заблуждения, поэтому полагаться только на него в достижении знания нельзя.
4 группы идолов:
-Идолы рода – человеку характерно рассматривать все вещи с точки зрения своей природы. Мы переносим наши свойства рода на природу и вещи.
-Идолы пещеры – субъективный, духовный мир каждого человека индивидуален и своеобразен. Пещера – это окно, через которое человек смотрит на окружающие его вещи. Пещера формируется в зависимости от интересов человека.
-Идолы рынка (площади) – рынок – общение, разговор, язык. Ошибки, заблуждение возникают из-за неправильного употребления слов. Сложность и неоднозначность слов – основная причина непонимания.
-Идолы театра – возникают по причине мировоззрения, идеологии, авторитета. Социальные предрассудки – общество.
Слайд 8Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок.
Слайд 9
В мире мало дружбы — и меньше всего среди равных.
Слайд 11Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты — чтобы делать
добро и этим снискать честь.
Слайд 12Богатство — хорошая служанка, но негодная любовница.
Слайд 13
Надежда — хороший завтрак, но плохой ужин.
Слайд 14Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим
— еще большее.
Слайд 15Возможность украсть создает вора.
Слайд 16Нет ничего страшнее самого страха.
Слайд 17Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть.
Слайд 18Первое впечатление всегда бывает несовершенно: оно представляет тень, поверхность или
профиль.
Слайд 19Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина —
к религии.
Слайд 20Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а
прощая врага, он превосходит его.
Слайд 21Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает лишь собственными.
Слайд 22
Вывод:
Опыты Бэкона заключается в том, что он резко противопоставлял теологию
и философию. Это две совершенно различные сферы знания, и ни
одна не должна вмешиваться в дела другой, то есть он выступал сторонником теории «двух истин». Он отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех других сферах человеческой деятельности.
Слайд 23 Список литературы
1) Гриненко Г. В. История
философии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрбит
– Издат, 2005. 685с.
2) Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков: Учебник для вузов. – 3с изд., испр. /В.В. Соколов. – М.: Высш. школа, 2003-428с.
3) Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. – М.: Гордорики, 2003.
4) Тормасов Б. А. Философы и философия: Учебное пособие –М.: Острожье, 1998г
5) www.philosophy.ru