Слайд 2Вопросы:
1. Классификация и отдельные представители. Физиологическое значение углеводов.
2. Усваиваемые и
неусваиваемые углеводы.
3. Функции моносахаров и олигосахаров в пищевых продуктах.
4. Функции
полисахаров в пищевых продуктах.
5. Превращение углеводов при производстве пищевых продуктов.
5.1. Гидролиз углеводов.
5.2. Реакции дегидратации и термической деградации углеводов.
5.3. Реакции образования коричневых продуктов (карамелизация и р-я Майяра)
5.4. Факторы, влияющие на реакцию меланоидинообразования.
5.5. Окисление в альдоновые, сахарные и уроновые кислоты.
5.6. Процессы брожения.
Слайд 34. Образование продуктов неферментативного потемнения и пищевого аромата
Реакции неферментативного потемнения дают окрашенные меланоидиновые пигменты и много разнообразных
летучих компонентов. Именно они ответственны за тот или иной запах пищевых продуктов, в процессе производства которых присутствует тепловая обработка.
фуран
пиррол
имидазол
Слайд 4Д-глюкоза + глицин /100 °С/ – карамельный аромат;
Д-глюкоза + валин
/100 °С/ – аромат ржаного хлеба;
Д-глюкоза + глютамин /100 °С/
– аромат шоколада;
Д-глюкоза + пролин /100 °С/ – запах жаренного белка;
Д-глюкоза + пролин /180 °С/ – аромат пекарских изделий;
Д-глюкоза + гистидин /100 °С/ – нет аромата;
Д-глюкоза + гистидин /180 °С/ – запах жженого сахара;
Д-глюкоза + метионин – запах картофеля;
Д-глюкоза + цистеин и цистин – запах жаренного мяса.
Слайд 55. Сладость
Относительная сладость (ОС) различных углеводов и некоторых искусственных подсластителей
Слайд 6Функции полисахаров в пищевых продуктах
Структурно-функциональные свойства полисахаридов
Полисахариды, присутствующие в пищевых продуктах, выполняют важную
функцию, которая заключается в обеспечении их качества и текстуры: твердости, хрупкости, плотности, загустевания, вязкости, липкости, гелеобразующей способности, ощущения во рту.
Именно благодаря полисахаридам образуется структура пищевого продукта – мягкая или хрупкая, набухшая или желеобразная.
Слайд 8 Молекулы амилозы будут связываться друг
с другом, вода вытесняется, при этом молекулы будут оседать, т.е
. происходит ретроградация крахмала (выпадение в осадок).
Процесс исключения воды, который сопровождает ретроградацию, называется синерезисом. Для продукта этот процесс нежелателен, особенно для замороженных, структура становится волокнистая и зернистая.
Слайд 9
Клейстеризация- образование вязкого раствора при распаде крахмальных
зерен( потеря его кристалличности).
Слайд 10Зависимость температуры клейстеризации крахмала от источника получения
Слайд 13 Дисахариды являются более эффективными с точки зрения замедления
клейстеризации и снижения пика вязкости, чем моносахариды
Слайд 14На клейстеризацию крахмала при производстве пищевых продуктов оказывают влияние и
липиды. Жиры, которые могут давать комплексы с амилозой, тормозят набухание
крахмальных зерен.
Для многих пищевых продуктов, особенно для пшеничного теста, очень большое значение имеет взаимодействие белок–крахмал.
Слайд 16Набухающие крахмалы
Получают путем
клейстеризации крахмальной суспензии, помещаемой между двумя обратновращающимися горизонтальными цилиндрами, которые
нагреваются паром, последующего высушивания в виде тонкой пленки и измельчения в порошок.
Отличительной особенностью этого крахмала является способность к быстрой регидратации в воде, что дает возможность использовать его в качестве загустителя в пищевых продуктах без нагревания (например, в пудингах, начинках и т. п.).
Слайд 17 Расщепленные крахмалы
Получают путем гидролиза и окисления.(нагревают сухой крахмал). Особенностью их- не
растворимы в холодной воде, но растворимы в горячей.
При охлаждении образуют гель- применяют при желировании конфет, получения пищевых пленок.
Слайд 18Стабилизированные крахмалы
Привязывают уксусную и
фосфорную кислоты, образуя сложные эфиры, замещают водород. При этом снижается
t клейстеризации, увеличивается скорость набухания, уменьшается тенденция к ретроградации. Ацетатные и монофосфатные крахмалы дают прозрачные стабильные клейстеры ( очень стабильны при замораживании). Используют в замороженных и пекарских продуктах.
Слайд 20Окисленные крахмалы
Они могут быть получены при действии окислителей (например NaCIO,
KMnO4, КВгО3) на водную суспензию крахмала при температуре более низкой,
чем температура клейстеризации.
Они используются как низковязкостные наполнители (в частности, например, в салатных приправах, соусах типа "майонез").
Эти крахмалы не проявляют склонности к ретроградации, не образуют непрозрачных гелей. Применение таких крахмалов при производстве хлеба способствует улучшению физических свойств теста, улучшению пористости готовых изделий и замедлению их черствения.
Крахмал, модифицированный перманганатом калия, находит применение в производстве желейных конфет – вместо агара и пектина.
Слайд 21Влияние на качество хлеба
1. Добавление инвертазы в хлебопекарные изделия способствует
улучшению аромата (за счет инверсии сахарозы);
2. Применение окисленных крахмалов при
производстве хлеба способствует улучшению физических свойств теста, улучшению пористости готовых изделий и замедлению их черствения;
3. Присутствие гемицеллюлоз в пшеничном тесте улучшает объем хлеба и тормозит черствение;
4. Применение аскорбиновой кислоты. По современным представлениям. Витамин С, окисляясь О2 воздуха в дегидроаскорбиновую кислоту, окисляет глютатион (R-SH), превращая его в окисленную форму (r-s-s-r). Это предохраняет глютатион от участия в сульфгидрильно-дисульфидном обмене с белками клейковины во время образования теста. Сульфигидрильные группы пшеничного белка взаимодействуют друг с другом с образованием (S-S)-связных белковых цепей и качество изделий улучшается.
Слайд 22Превращение углеводов при производстве пищевых продуктов
Гидролиз углеводов
1. Гидролиз крахмала:
а. Кислотный гидролиз.
долгое время был главным при получении
глюкозы из крахмала. Этот способ имеет ряд существенных недостатков, которые связаны с использованием высоких концентраций кислот и высокой температуры, что приводит к образованию продуктов термической деградации и дегидратации углеводов и реакции трансгликозилирования.
Слайд 23
1. Гидролиз крахмала:
б. Ферментативный - под действием амилазы
а-Амилаза,
действуя на целое крахмальное зерно, атакует его, разрыхляя поверхность и
образуя каналы и бороздки, то есть как бы раскалывает зерно на части.
Слайд 24 β-Амилаза является экзоамилазой.В отличие от α-амилазы, β-амилаза практически не
гидролизует нативный крахмал; клейстеризованный крахмал гидролизуется до мальтозы. Схему можно
записать следующим образом:
Слайд 252.Гидролиз целлюлозы
3. Гидролиз пектиновых веществ
Слайд 26Практическая работа
Тема: Карамелизация
Слайд 27Задание:
Сделать в тетради для лабораторных работ конспект, раскрывающий суть этой
реакции, методы и условия, влияющие на протекание этой реакции, раскрыть
понятие «сахарный колер».
В домашних условиях провести опыт (фотоотчет прислать на почту преподавателю)
Сделать вывод и ответить на вопросы:
Как вы докажите, что в данном эксперименте проходила реакция карамелизации?
Как влияет на скорость реакции изменение pH раствора и концентрация сахара?
Слайд 28Ход работы:
Для опытов вам понадобится:
10% раствор сахарозы (10 г
на 90 мл воды)
35% раствор сахарозы (35 г на 65
мл воды)
Лимонная кислота (на кончике чайной ложки, примерно 2 г)
Опыт №1
Возьмите 2 раствора сахарозы (10% и 25%) одинакового объема, примерно 10 мл каждого
Оба раствора поставьте на плитку и нагревайте на небольшом огне (одинаковой t) и при постоянном помешивании наблюдайте образование коричневых пигментов. Отметить время начала нагревания и появления потемнения в каждом растворе.
Сделать вывод о влиянии на скорость карамелизации концентрации сахара. Отметить характер запаха образовавшихся продуктов.
Слайд 29Опыт №2
Возьмите 2 раствора 10% сахарозы одинакового объема, примерно 10
мл каждого, один раствор пометить
В отмеченный раствор добавить щепотку (на
кончике чайной ложки, примерно 2 г) лимонной кислоты.
Оба раствора поставьте на плитку и нагревайте на небольшом огне (одинаковой t) и при постоянном помешивании наблюдайте образование коричневых пигментов. Отметить время начала нагревания и появления потемнения в каждом растворе.
Сделать вывод о влиянии на скорость карамелизации pH раствора. Отметить характер запаха образовавшихся продуктов.