Слайд 2Психология
(psyche – душа, logos – учение, наука)
изучает субъективные
явления, процессы и состояния, осознаваемые самим человеком или неосознаваемые им
Психические
явления: наши ощущения, образы, представления, явления памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.д.
Психические явления:
психические процессы
психические свойства
массовое сознание
психические состояния
Слайд 3Формы проявления психики человека
Слайд 4Психология
- наука о человеке, его духовной сущности и
психическом отражении в их развитии и во всем многообразии форм
проявления
Понятие духовности включает в себя: смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования.
Духовность – особая форма психического, производная форма от коллективного бессознательного и психического отражения действительности.
Слайд 5Психология
Наука о самом сложном, что известно человечеству –
психике, самой высокоорганизованной материи
Объект и субъект познания слиты
Практические следствия
качественно уникальны: познавая себя, человек тем самым себя изменяет
Практичность:
узнавать изменять, конструировать
Слайд 6Психология
- дисциплина, пытающаяся / стремящаяся
найти ответы на принципиальные
вопросы психологии,
выработать теоретические принципы,
обосновать методы психологического познания,
сформулировать
основные закономерности существования и развития психической реальности.
Слайд 7Психология
Объект психологии
человек
душа
психика
психическая
субъективная
реальность
Предмет психологии
духовная сущность
человека,
закономерности
порождения и
функционирования
психической
реальности
Слайд 8Структура учебного курса «Психология»
ПСИХОЛОГИЯ
Познавательные (психические) процессы
Способности
Внимание
Ощущения
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
Речь
Мотивация
Темперамент
Характер
Воля
Эмоции
Психология общения
Психология группы
Психология личности
Слайд 9Структура психологической науки
Фундаментальная область:
– общая психология
– дифференциальная психология
– история психологии
–
психология развития
– психология личности
– психофизиология
Отраслевые дисциплины:
психология социальная, политическая, педагогическая, инженерная, возрастная и др.
Слайд 10Место психологии среди смежных наук
Б.М. Кедров – треугольник научного знания
Интегративность
науки, психология – продукт и источник.
Естественные науки
(биология,
физиология и др.)
Общественные
науки
(история общества
и культуры,
социология и др.)
Философия
Слайд 11Соотношение житейской и научной психологии
Житейская психология
Конкретная
Интуиция
Знания ограничены
Наблюдение
Ограниченность
в материалах (нельзя сравнить с др.)
Научная психология
Обобщение
Рациональное
Знания неограниченны
(используется множество людей)
Эксперимент
Неограниченность в материалах (на основе многочисленности)
Слайд 12Этапы развития психологии
Донаучный
Научный
70-80 гг. XIX в.
Слайд 131. Психология как наука о душе
более
2 т. лет назад наличием души объясняли все непонятные явления
в жизни
2. Психология как наука о сознании
17 в. Развитие естественных наук.
сознанием считали способность думать, чувствовать, желать. Основной метод исследования – самонаблюдение
3. Психология как наука о поведении
20 в. Методы исследования: эксперименты, наблюдение
Поступки (мотивы не учитывались)
4. Психология как наука о человеке, его психике и сознании
Психология изучает духовную сущность человека, объективные закономерности, проявления и механизмы функционирования психики.
Этапы развития психологии
Донаучный этап
Научный этап
Слайд 141. Психология как наука о душе
Более
2 т. лет назад наличием души объясняли все непонятные явления
в жизни
Этапы развития психологии
Донаучный этап
Первые представления о психике возникли в древнем мире: Индия, Китай, Египет, Вавилон, Грузия, Греция
Первое философское учение о душе – «анимизм»
(от лат. «анима» – дух, душа): у всего, что существует на свете, есть душа.
Душа – независимая сущность, отделенная от тела и управляющая всеми живыми и неживыми предметами
– Греция (Милетская и Эфесская школы): душа выделяется
из материальных явлений, материальное и духовное едины по своей первооснове (первоматерии). Первоматерия связывалась со стихиями: воздух, вода, огонь. Фалес, Анаксимен. Гераклит: душа – огненное начало в организме – «психея».
– Психика тесно связана с деятельностью мозга
– Душа – вещественная частица космоса
– Гиппократ врач-философ – учение о темпераментах.
–
В идеалистических концепциях душа – первична,
в материалистических
– первично тело.
материализм
психика
материальна
Душа состоит
из атомов
Атомисты :
Демокрит,
Эпикур,
Лукреций
идеализм
душа идеальна
познанием мира – воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире
Дуализм: тело и психика –
два самостоятельных начала
Платон
– Греция Философ Платон (427-347 гг. до н.э.):
душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом.
Душевные явления: разум, мужество (воля), вожделения (мотивация). Преобладание определяет принадлежность социальной группе в рабовладельческом обществе.
Разум – в голове, мужество – в груди,
вожделение – в брюшной полости.
Гармоническое их единство дает целостность душевной жизни.
–
Античная философия: что есть душа?
Самостоятельная субстанция или свойство
другой субстанции (материи).
Каждый предмет обладает душой
Душа – предмет интеллектуального анализа, а не исследования
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в трактатах «О душе»,
«О возникновении животных» впервые изложил
систему психологических понятий, выработанных
на основе объективного и генетического методов. Идея о неразделимости души и тела.
Аристотель : атомистическое учение
Мир состоит из множества мельчайших
неделимых частиц – атомов. Наиболее мелкие и самые подвижные – атомы души.
Динамикой движения атомов объяснялись явления: восприятие, память, мышление, сновидение и др.
Душа – материальный орган, оживотворяющий тело и управляемый таким же материальным началом – духом (разумом). Причина и цель всех жизненных функций.
Александрийские врачи Герофил, Эразистрат :
(III в. до
н.э.) открыли нервы, отличив их от связок и сухожилий
Нервы, мозг неразрывно связаны с психикой.
Душа как организующее начало любого проявления жизни и
Душа как организующее начало ощущений и движений (неотделимых от нервов) –
две разные души.
Римский врач Гален (II в. до н.э.) :
обобщил достижения физиологии и медицины
Приблизился к понятию сознания.
Развитие идеалистической философии, религии, мистики -
Плотин (III в. до н.э.), Августин(IV-V в. до н.э.)
идеалистическое понятие о сознании
знание души о самой себе есть внутренний опыт
(в дальнейшем развитие интроспекционизма)
Средние века: усиление церковного влияние на все стороны
жизни общества, включая и науку
Анимизм увязывается с христианским пониманием сущности человека.
ДУША – божественное, сверхъестественное начало.
Осмыслена душевная жизнь личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.
Средние века
Углубляется знание об анатомофизиологических особенностях человеческого организма
как основе психики.
Арабские мыслители IX-XII вв. Авиценна и Аверроэс
Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман
впервые ввели термин «психология» (1590 г.)
Слайд 241. Психология как наука о душе
более
2 т. лет назад наличием души объясняли все непонятные явления
в жизни
2. Психология как наука о сознании
17 в. Развитие естественных наук, медицины, биологии.
Сознанием считали способность думать, чувствовать, желать. Основной метод исследования – самонаблюдение
16-17 вв. – влияние развития механики на понимание поведения и движений человека.
Французский философ Декарт Рене (1596-1650)
– Как связаны между собой телесные и душевные процессы?
Открывает рефлекторную природу поведения; животные не обладают душой, человек обладает сознанием – знанием о том, что происходит в нем, когда он мыслит
Этапы развития психологии
Донаучный этап
Слайд 2517 в. – умозрительная психология
Английский материалист Томас Гоббс (1588-1679)
Голландский
философ Бенедикт Спиноза
(1632-1677)
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716)
Слайд 2617 в. – умозрительная психология
Томас Гоббс
изгнал душу,
единственная реальность – механическое движение, законами которого
являются и законы психологии:
впервые психология стала
учением о душевных явлениях,
сопровождающих телесные процессы
Слайд 2717 в.
Бенедикт Спиноза
«соединяет» душу и тело человека:
нет особого духовного начала,
оно есть проявление материи.
Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.
«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (произведение «Этика»)
Принцип детерминизма – все явления порождаются действием материальных причин и законов.
Слайд 2817 в.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716)
вводит понятие о
бессознательной психике.
Разграничил «перцепцию» (неосознанное восприятие) и «апперцепцию» (осознанное восприятие -
внимание, память)
Объяснял связь между физическим и психическим в человеке как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии»
Слайд 2918 в. – зарождение
«эмпирической (опытной) психологии»
Английский философ Джон Локк (1632-1704)
Ассоцианизм
Английский философ
Томас Гоббс (1588-1679)
Английский врач и священник Давид Гартли
(1705-1757)
Основной принцип – наблюдение за психическими явлениями, их классификация, установление взаимосвязей.
Последователи ассоцианизма:
Дж.Ст. Милль, Герберт Спенсер
Слайд 3018 в. – зарождение
«эмпирической (опытной) психологии»
Джон Локк
Человек рождается на свет, не имея
никаких идей. Душа – пассивная, но способная к восприятию среда, «чистая доска» - tabula rasa.
Под воздействием чувственных впечатлений душа наполняется идеями.
Опыт имеет два источника – деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт)
Слайд 3118 в. – зарождение
«эмпирической (опытной) психологии»
Джон Локк
Сознание и внешний мир противопоставлялись
– познаются принципиально различными способами. Двойственность учения об опыте.
Ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного влечет появление другого.
Главный закон психологии – закон ассоциации – связи идей.
Ассоцианизм – психологическое направление
Слайд 3218 в.
Двойственность учения Джона Локка
о внешнем и внутреннем
опыте
Материалистическое
направление:
Англия – Давид Гартли
Франция – Р. Дидро
Россия – А.Н.
Радищев
Внутреннее содержание человека происходит из взаимодействия с окружающим миром
Идеалистическое
направление:
Англия – Джордж Беркли
Внутреннее содержание человека первично, не зависит от внешнего
Слайд 3318 в. Основатели ассоциативной психологии
Давид Гартли (ассоцианизм)
– психический мир
человека складывается в результате усложнения чувствований посредством их ассоциаций.
Детерминистские представления
об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики:
внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти – ассоциаций.
Слайд 3418 в.
В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Р.
Дидро, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева и других мыслителей.
Слайд 3518 в. Психология способностей
Германия
- Христиан Вольф
Англия - Томас Рид
Душе изначально присущи внутренние силы – способность представления, выступающая в виде познания и желания.
Способность не объяснена научно.
Слайд 3618 в. Исследования нервной системы
Учение
о психике как функции мозга
- выдвинуто французскими материалистами:
Впечатления
извне
Выражение мысли в слове или жесте
Неизвестные нервные
процессы в мозгу
Слайд 3718 в. Достижения:
Организму свойственны
два разряда движений
- произвольные (сознательные)
непроизвольные (бессознательные, рефлекторные)
Представление о рефлекторной дуге – объяснение простейших форм двигательных реакций
Как объяснить все поведение живых существ?
Философского психологического знания о душе
и
Естественнонаучного знания о человеке
Выделение психологии в отдельную область знания со своим арсеналом методов и средств.
Слайд 391. Психология как наука о душе
более
2 т. лет назад наличием души объясняли все непонятные явления
в жизни
2. Психология как наука о сознании
17 в. Развитие естественных наук.
сознанием считали способность думать, чувствовать, желать. Основной метод исследования – самонаблюдение
3. Психология как наука о поведении
19-20 в. Методы исследования: эксперименты, наблюдение
Поступки (мотивы не учитывались)
Этапы развития психологии
Донаучный этап
Научный этап
Слайд 4019 в. Психология становится
самостоятельной наукой
Структурализм:
Немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920)
Американский психолог Эдуард Брадфорд Титченер
(1867-1927)
Функционализм:
Американский психолог Вильям Джемс
(1842-1910)
Научный этап
Слайд 41Бихевиоризм:
Американский зоопсихолог Эдвард Торндайк
(1874-1949)
Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958)
Психоанализ:
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Швейцарский психолог Карл Юнг (1875-1961)
Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937)
Научный этап
Слайд 42В 70-80 гг. XIX века психология становится самостоятельной областью знания.
Создание
специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий, институтов, кафедр;
внедрение эксперимента
для изучения психических явлений.
Слайд 431879 г. - Вильгельм Вундт
в Германии, в Лейпцигском
университете открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию – исследование сознания.
Главные темы
экспериментальной психологии: ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, эмоции, мышление, воля.
Метод – интроспекция, самонаблюдение.
Традиция проведения международных конгрессов психологов.
Международная школа подготовки профессиональных психологов.
Научное направление – структурализм.
Слайд 44Э. Б. Титченер
– последователь в рамках структурной психологии:
Ощущения, образы, чувства
- элементы сознания. Их структурные отношения выявляются интроспекцией – наблюдением
субъекта за актами собственного сознания.
Функционализм
Вильям Джемс – основоположник функционализма.
Сознание – неделимое динамическое целое (поток)
Сознание связано с телесными условиями
Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому
Сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегулирования поведения.
Слайд 45Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение)
Э. Торндайк, Дж. Уотсон
Предмет психологии
– поведение.
Поведение выражается в поступках, действиях, реакциях и зависит
от внешнего воздействия (стимула). Задача – понять, какая будет реакция человека на ситуацию (стимул)
Зависимость: «стимул» «реакция»
внутренних психологических механизмов не требуется для установления этих зависимостей.
Последователи - Кларк Халл, Беррес Скиннер
Слайд 46Психоанализ (или фрейдизм)
о сознании и бессознательном
З. Фрейд – основоположник психоанализа
1. Психическое
существует как
сознательное,
предсознательное,
бессознательное
Психика содержит три образования:
– Оно (Ид) – локализовано в бессознательном
– Я (Эго) – локализовано в сознательном
– Сверх-я (суперэго) – локализовано в бессознательном
Слайд 47Психоанализ (или фрейдизм)
о сознании и бессознательном
– Оно(Ид) место сосредоточения двух групп
влечений
Влечение к жизни, или эроса – сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»
Влечение к смерти, к разрушению – танатоса.
Составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало.
– Я (Эго) вторичный, поверхностный слой – сознание.
«Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Основная функция – соизмерять влечения с требованиями враждебной социальной сферы в интересах самосохранения.
– Сверх-я (суперэго) развивается из «Эго». Внутренний «надзиратель». Осуществляет цензуру поведения и мыслей. Источник нравственного самоограничения личности. Слой формируется бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
о сознании и бессознательном
З. Фрейд – основоположник психоанализа
2. Существует психическая
энергия, которая реализуется в структуре личности.
Существуют побуждающие силы удовлетворения потребностей –
энергия либидо и агрессивная энергия.
Функциональные механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое энергетическое равновесие и перераспределение психической энергии.
о сознании и бессознательном
З. Фрейд – основоположник психоанализа
Конфликт между сознательным
и бессознательным:
бессознательные влечения подавляются энергией «Сверх-я», что создает напряжение.
Напряжение может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов –
вытеснения,
рационализации,
сублимации и
регрессии.
Освободиться от них можно только осознав.
Слайд 50Психоанализ
З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем:
– бессознательная
мотивация
– защитные механизмы психики
– роль сексуальности в психике
– влияние детских
психических травм на поведение в зрелом возрасте и определяют психическое развитие личности и др.
Слайд 51Последователи З. Фрейда пришли к выводу, что определяют психическое развитие
личности главным образом не сексуальные влечения, а иное:
А. Адлер: чувство
неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект;
К. Юнг: коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт
Слайд 52Неофрейдисты - реформаторы психоанализа связывали бессознательное ядро психики с социальными
условиями его жизни.
Человеком движут :
Карен Хорни: не только бессознательные, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации;
Г. Салливен: образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве;
Эрик Фроммм: влияния социоэкономической структуры общества.
Слайд 53 Структурализм
Функционализм
Бихевиоризм
Фрейдизм
Создали фундамент научной
самостоятельности психологии
с символом вундтовской школы.
Общая динамика познания:
от структуры к функции,
от внешних проявлений к внутренним причинам.
Научный этап
Слайд 54Развиваются различные направления психологии.
Лаборатории в России, Англии, США, Франции
и других странах.
Развитие экспериментальной психофизиологии органов чувств,
в дальнейшем -
дифференциальной психологии – определение измерительными методами индивидуальных различий между людьми.
Англо-американский психолог Раймонд Кеттел
(1905-1997)
предложил серию тестов, направленных на изучение личности.
Слайд 55Гештальтпсихология
Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер,
Курт Левин, К. Коффка
«Гештальт» (нем.) –
целое, имеющее определенную структуру, функционирующая как автономная, обособленная и устойчивая
система.
Главная идея: сложные психологические явления обладают особыми качествами:
– целое неравно сумме частей;
– законы целого не выводимы и не сводимы к законам частей.
В практической психологии (гештальттерапии) «гештальт» – целостная жизненная ситуация, сложившаяся в данный момент времени в восприятии человека и определяющая его отношение к людям и событиям.
Слайд 56Когнитивная психология
У. Найссер, А. Пайвио
«cognito» (лат.) – знание.
Главный вопрос –
об организации знания в памяти человека, о соотношении вербальных и
образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
Основное понятие – «схема» - имеющийся в голове план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях
Слайд 57Гуманистическая (экзистенциальная) психология
Гордон Оллпорт, Генри Мюррей,
Карл
Роджерс, Абрахам Маслоу
Предмет исследования – здоровая
творческая личность
Цель – самоактуализация, рост конструктивного начала в человеке.
Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – характеризуют базисные потребности человека.
Духовная (христианская) психология
Дух есть сила самоопределения к лучшему.
Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга, помогает преодолеть кризис бессмысленности жизни.
Слайд 581. Психология как наука о душе
более
2 т. лет назад наличием души объясняли все непонятные явления
в жизни
2. Психология как наука о сознании
17 в. Развитие естественных наук.
сознанием считали способность думать, чувствовать, желать. Основной метод исследования – самонаблюдение
3. Психология как наука о поведении
20 в. Методы исследования: эксперименты, наблюдение
Поступки (мотивы не учитывались)
4. Психология как наука о человеке, его психике и сознании
Психология изучает духовную сущность человека, объективные закономерности, проявления и механизмы функционирования психики.
Этапы развития психологии
Донаучный этап
Научный этап
Слайд 59Развитие отечественной психологии
Психологическая идея духовного начала в человеке
и бессмертия души развивалась в трудах философов и богословов.
Основоположник
отечественной научной психологии – физиолог
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)
«Рефлексы головного мозга» 1863 г.
Физиологическая трактовка психологических процессов.
Не учитывал роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Слайд 60Развитие отечественной психологии
базировалось на психофизиологических исследованиях –
приоритет рефлексологического
подхода
Слайд 61
Российская психология – диалектико-материалисти-ческий взгляд на происхождение психики
Теоретическое
и экспериментальное изучение основных проблем психологии –
Лурия Александр Романович
Леонтьев Алексей Николаевич
Рубинштейн Сергей Леонидович
Зинченко Петр Иванович
Выготский Лев Семенович
Гальперин Петр Яковлевич
Ананьев Борис Герасимович
и др.
Слайд 62Развитие отечественной психологии
Противопоставление буржуазной психологии
1950-60 гг. психология – раздел
в физиологии высшей нервной деятельности и
на основе марксистско-ленинской философии
Слайд 63Развитие отечественной психологии
Выход за рамки понимания психологии как науки
о психике – свойстве мозга
1968 г. – Б.Г. Ананьев
«Человек как предмет познания»
Психология – наука о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной
1995 г. – В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев
Психология человека – психологическая антропология.
Духовность – самая глубинная суть человека.
Слайд 64Основные достижения отечественной психологии в областях:
общей психологии, возрастной и
педагогической психологии, психофизиологии.
Слайд 65Основные достижения отечественной психологии в областях:
общей психологии, возрастной и
педагогической психологии, психофизиологии.
Слайд 66Основные достижения отечественной психологии в областях:
общей психологии, возрастной и
педагогической психологии, психофизиологии
Соколов Евгений Николаевич – теория цветового зрения, восприятия
формы, нейрофизиологическая теория памяти
Леонтьев Алексей Николаевич – восприятие, память, сознание, личность, развитие психики.
С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев - основатели факультета психологии в МГУ
Слайд 67Развитие отечественной психологии
Развитие и становление
инженерной психологии и социальной
психологии.
Освобождение от идеологических догм и
необоснованных запретов.
Развитие в системе
мировой психологии.
Слайд 68Этапы развития психологии
4. Психология как наука о человеке, его
психике и сознании
Психология изучает духовную сущность
человека, объективные закономерности, проявления и механизмы функционирования психики.
Многообразие современных подходов
к сущности психики
Практичность психологии
Слайд 69Направления психологии
Когнитивная психология – стремление понять, каким образом человек
расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения
и решать насущные задачи.
Психоанализ, неофрейдизм (из классического психоанализа) – существование и особая роль бессознательного в психике и поведении человека, наличие у человека устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».
Бихевиоризм – направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Американский психолог Скиннер.
Слайд 70Направления психологии
Функционализм – проблема не в исследовании структуры сознания,
а в том, чтобы понять его функцию и роль в
выживании индивида. У. Джеймс
Генетическая психология – пытается понять, как происходит психическое развитие человека с первых часов жизни и до смерти. Весьма важный этап психологического развития младенца – время внутриутробной жизни. Ж.Пиаже
Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений в современной западной, американской психологии. Главный предмет – личность как уникальная целостная система, возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека.
А.Маслоу, К. Роджерс
Слайд 71Направления психологии
Экзистенциальная психология – одно из направлений гуманистической психологии.
Изучает проблемы:
времени, жизни и смерти
свободы, ответственности и выбора
общения, любви и
одиночества
поиска смысла существования
Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одна из целей – решение проблемы восстановления аутентичности личности – соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. Используются многие достижения психоанализа.
В. Франкл, Р. Мей, М. Босс, Дж. Бугенталь и др.
Слайд 72Направления психологии
Индивидуальная психология – направление, выражающее идеи Адлера. Центральная
идея – о бессознательном стремлении человека к совершенству. Это стремление
определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.
Трансперсональная психология – в центре – мистические переживания, мистическое сознание, измененные состояния сознания, переживание которых может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.
С. Гроф
Слайд 73Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать окружающий мир с его
связями и отношениями
Психика – субъективный образ объективного мира
Функции психики
Отражение
Регуляция
поведения и деятельности
Слайд 74Структура психики
(психические явления)
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных
формах психических явлений
Психические состояния – относительно устойчивый уровень психической деятельности
Психические
свойства – устойчивые психические образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения
Слайд 75Формы проявления психики человека
Слайд 76Ассаджоли: составляющие психики
Самость высшая – «внутренний бог»
Самость сознательная – Я
– точка ясного сознания
Поле сознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения
Высшее
бессознательное, сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение
Среднее бессознательное – мысли и чувства, которые могут легко осознаться
Низшее бессознательное – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания
Слайд 77Снегурочка и
Дед Мороз
пусть в Новый год
Вас посетят!
Подарят
шутки,
детский смех,
сюрпризы,
песни для ребят!
Слайд 7885%
Осознаваемое – то, что человек
может вербализовать, объяснить другому
человеку
Бессознательное – основная масса
нервно-рефлекторных актов, которая в
обычных условиях не осознается
Подсознательное – уровень, который формируется при выраженной автоматизации какой-либо деятельности по механизму прочного динамического стереотипа, реализация которого невозможна без постоянного внимания и контроля по отношению к нему
Предсознательное – уровень, отражающий переход из сферы бессознательного в осознаваемое
Надсознание (сверхсознание)– отражает исключительно высокий уровень
интеллектуально-познавательной и творческой деятельности
Слайд 79Осознаваемое
Надсознание
Подсознание
Предсознание
Бессознательное
Слайд 80Сознание
– высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития
Бессознательное
–
форма отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются источники,
реальность сливается с переживаниями
Слайд 81Упражнения для тренировки мышления
Слайд 82Соедините 9 точек 4 линиями, не отрываясь
Слайд 84Уберите 6 палочек, чтобы осталось 3 квадрата
Слайд 85Переложив 2 спички, сделайте из 5 квадратов 4 равных
Слайд 86Переложив 3 палочки, измените направление
движения «краба»
Слайд 87Переместив 2 точки, получите 10 рядов по 3 точки в
каждом ряду
Слайд 88Одним отрезком прямой пересеките четырехугольник
так, чтобы получилось 4 треугольника
Слайд 89Уберите 4 спички и получите 5 равносторонних
треугольников
Слайд 90Упражнения для тренировки воображения и логики
Когда подует ветер…
разбогатеет бондарь
Когда подует ветер, поднимется пыль, она попадет в
глаза, что может ухудшить зрение, а то и привести к
слепоте. Слепые начнут зарабатывать игрой на
сямисэне (японский щипковый инструмент), для
изготовления которого требуется кошачья шкура.
Уменьшение числа кошек приведет к увеличению
числа крыс, которые не останутся равнодушным к
бочкам, в которых хранятся продукты.
Понятно, что бондарь от этого только выиграет.
Слайд 91Способность успешно решать творческие задачи, замечать
взаимосвязи между различными элементами.
Символы
в каждой строке расположены в определенной
последовательности. Поставьте в конце
каждой строки следующий
элемент, отвечающий предлагаемой закономерности. Время – 10 мин.
Слайд 92ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Оцените каждый правильный ответ 4 баллами.
92 - 112 баллов
- великолепные способности решения творческих задач, а значит – и
адаптации;
81 – 91 баллов - хорошо развитые способности;
61 – 80 баллов - удовлетворительные;
0 – 60 баллов - способности к адаптации необходимо
развивать.
Слайд 93– высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и
связана с речью;
функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов,
в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человеком;
субъективный образ объективного мира;
субъективная сторона психики.
СОЗНАНИЕ
Слайд 94Сознание – функция мозга.
Сознание связано с протекающими в мозгу процессами
и не существует помимо них.
Сознание связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
Уровень сознания зависит от степени организации мозга: сознание ребенка формируется с развитием его мозга, мозг в старости дряхлеет – угасают и функции сознания.
Слайд 95Современный психолог И. Тульвинг обосновал и
экспериментально подтвердил классификацию:
Аноэтичное
сознание (процедурная память) -
состояние, когда человек не
сознает ничего, но
регистрирует сигналы окружающей среды и реагирует на них;
Ноэтичное сознание (семантическая память) – состояние, когда человек сознает что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание;
Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) – это то, что человек знает о себе самом, помня о событиях личной жизни.
Слайд 96изучается не только в психологии, но и в нейрофизиологии,
теории познания,
логике,
кибернетике
МЫШЛЕНИЕ
Слайд 97– высшая ступень человеческого познания;
дает возможность получать знание о таких
свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком;
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА
– опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности;
– обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
МЫШЛЕНИЕ
Слайд 98Процессы мышления завершают цепь обработки информации, НО
восприятие, внимание, память ближе
к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами
МЫШЛЕНИЕ – активный процесс,
в котором
происходит взаимодействие сохраненных и
извлеченных ментальных
репрезентаций
для воспроизведения
новых репрезентаций
Слайд 99?
Человек приходит в этот мир голым, это касается не только
его одежды, но и его мироощущений, мозга и всего прочего,
т.е. когнитивная структура нулевого заполнения
Существуют врожденные анатомо-физиологические
особенности строения мозга, органов чувств и
движения, составляющие природную основу
развития способностей – задатки интеллектуальных
способностей в функциональной деятельности мозга
Интеллект – врожденное
свойство или
формирующееся
Слайд 100Интеллект (от лат. Intellеctus – понимание,
познание, рассудок, перевод древнегреческого
понятия «нус» - ум) – способность мышления,
совокупность всех познавательных
функций
индивида.
IQ
Интеллект
Спирмен
Кеттел
Амтхауэр
Векслер
Слайд 101Интеллект
– совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать
разнообразные задачи
– глобальная способность разумно действовать, мыслить, хорошо справляться с
жизненными обстоятельствами
– способность осознанно адаптироваться к окружающей среде
Слайд 1021903 г. А. Бине - идея количественного определения уровня интеллектуального
развития детей;
1911 г. В. Штерн – введен термин;
1939 г. Векслер
– первая система измерения интеллекта человека.
Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, так как интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну когнитивную структуру, то получится, что мы пренебрегли их взаимодействием
Слайд 103Структура интеллекта по Гилфорду
(кубическая модель)
120 специфических способностей, исходя из
трехмерности мышления:
О чем мы думаем (содержание)
Как мы об этом думаем
(операция)
К чему приводит это умственное действие (результат)
Слайд 104Тип интеллекта определяется преобладанием комбинации из этих 120 вариантов:
Более общие
характеристики:
Конкретно-практический интеллект – в жизни
Абстрактный интеллект – слова термины, понятия
Потенциальный
интеллект – врожденные способности
Приобретенный интеллект – общая сумма навыков, знаний, умений, обретаемых в жизни
Слайд 105Развитие интеллекта – наследственность
и окружающая среда
Наследственность:
Генетическая обусловленность
Физическое и психическое состояние
матери
Хромосомные аномалии (болезнь Диана)
Экологические условия (лекарства, наркотики и др.)
Адаптационная обусловленность:
Особенностей
питания (в первые 1,5 года)
Психической стимуляции интеллектуальной активности
Число детей в семье, ее социальный статус и др.
Слайд 106Коэффициент интеллектуальности IQ
Среднее значение – 100
У каждого третьего человека –
между 84-100 баллами
34% - от 100 до 116 баллов
-
средний показатель
Менее 50-70 – легкая умственная отсталость
Менее 50 – средней тяжести
Менее 35 – резко выраженная
20 – идиотия, имбецильность – 20-50 (300 слов)
Дебильность – легкая стадия слабоумия - менее 75
Умение быстро и четко понимать выполнять задание
Врожденное слабоумие (олигофрения)
Приобретенное - деменция
Слайд 107Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре
личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического)
теоретические способности
практические способности
Уровень развития общего интеллекта
Уровень развития вербального интеллекта
Уровень развития невербального интеллекта (пространственное воображение, память)
Структура интеллекта по профилю успешности выполнения отбельных субтестов («ряды чисел», «геометрические фигуры», «кубики Кооса»)
Слайд 1081. Сенсомоторная стадия – младенчество. Способность координировать информацию, поступающую от
органов чувств, развиваются способности к целенаправленным действиям.
2. Стадия дооперационального мышления
(до 7 лет) – начинает формироваться вербальное и понятийное мышление.
3. Стадия конкретных операций (7-12 лет) – ребенок может рассматривать проблемы на понятийном уровне, приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время, количество.
Швейцарский ученый Жан Пиаже
Теория развития интеллекта
4. Стадия формальных операций (с 12 лет) – мышление систематизируется, ребенок способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления.
Слайд 109Вербальная способность развивается с 3 до 18 лет от уровня
простых суждений к логическому выводу, затем вербальный интеллект улучшается до
55-60 лет.
Интеллект развивается до 20-ти лет.
С возрастом происходит снижение продуктивности общего интеллекта из-за замедления мыслительного процесса, снижения скорости обработки информации.
Скоростные показатели интеллекта могут снижаться уже с 30 лет.
Существует непосредственная связь интеллектуаль-ной продуктивности с видом деятельности.
Слайд 110Начало 19 в. Ф.А. Галль создал первую теорию «локализации
психических
способностей»: субстратом различных
психологических способностей являются небольшие участки
нервной ткани
коры головного мозга, которые разрастаются
при развитии этих способностей
МЫШЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОЗГА
1934 г. немецкий психиатр К. Клейст составил
«локализационную карту» - наиболее сложные
психические функции соотнесены с
ограниченными участками коры головного мозга
Гистологические исследования и
физиологические наблюдения
Кора головного мозга – высокоорганизованный аппарат,
и нейроны, входящие в состав коры мозга, специализированы;
были выделены корковые и рецепторные центры
Слайд 111МЫШЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОЗГА
Современные данные о функциональной организации мозга
Принципы функциональной
организации мозга
разработаны отечественным психологом А.Р. Лурия
Отдельные области коры головного
мозга
взаимодействуют, чтобы произвести мысли и действия
Лурия допустил, что в мозге содержатся основные блоки:
Ствол мозга и структуры среднего мозга – длительное сохранение следов возбуждения.
Входящие сенсорные функции – прием, переработка и хранение информации.
Лобная часть коры головного мозга – организация, планирование и контроль за успешным выполнением программ.
Слайд 112МЫШЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОЗГА
Современные данные о функциональной организации мозга
Когнитивная нейронаука
70-80
гг. прошлого века – изучение функций мозга
в направлении понимания
представлений об эмоциях,
памяти, целеполагании
Donald Hebb
Herbert Simon
George Miller
Roger Sperry
30-е гг. прошлого века – отечественные исследователи:
школы Бериташвили, Анохина
Слайд 113Функциональная асимметрия полушарий
Левое и правое полушария играют различную роль
в
восприятии и формировании образа:
правое полушарие – образное мышление,
пространственное восприятие
– высокая скорость работы по опознанию, точность и четкость; производит сличение образа с имеющимися в памяти эталонами; целостное восприятие;
левое полушарие – логическое мышление, знание языка – аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором элементов по определенной программе; не интегрирует воспринятые элементы в целостный образ; классифицирует, обозначает словом.
Слайд 117Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам
1, 2, 5, 8,
9 (левое полушарие) и
3, 4, 6, 7, 10 (правое
полушарие).
Функциональная асимметрия полушарий
Л – логический тип мышления
П – человек художественного склада
Логик, мыслитель – большей частью оптимист, без особого труда вступает в контакт с людьми, больше полагается на расчет, чем на интуицию, испытывает большее доверие к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Легче даются и доставляют удовольствие виды деятельности, требующие логического мышления.
Художник – склонен к пессимизму, предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Успешен в деятельности, где требуются образное мышление.
Слайд 118Функциональная асимметрия полушарий
Л = П
– в равной степени сочетает признаки
логического и художественного мышления.
Зоны успеха – там, где требуется умение
быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации.
Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец .
Слайд 119Экспресс-анализ
А. Переплетите пальцы рук.
Б. Сделайте на листе бумаги маленькое отверстие
и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно
закрывайте то один, то другой глаз.
В. Скрестите руки на груди.
Г. Изобразите «бурные аплодисменты».
Сверху оказался большой палец левой руки – Л, правой руки – П.
Предмет смещается, если закрываете правый глаз – Л, левый - П.
Сверху правая рука – П, левая – Л.
Правая рука сверху – П, левая – Л.
Слайд 120Экспресс-анализ
ПППП – мыслитель. Консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – меланхоличный,
неуравновешен, нерешителен.
ППЛП – сильный, энергичный, артистичный,
ППЛЛ – близок к предыдущему
типу, более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Редкий тип.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим, расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается среди женщин. Редкий тип. Подвержен различным влияниям, беззащитен, но, вместе с тем, готов идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов, переключаться на новый тип поведения. Тип, характерный для женщин.
ПЛЛЛ – тип, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством, аналитическим складом ума.
Слайд 121Экспресс-анализ
ЛППП – один из распространенных типов. Эмоционален, легко находит контакт.
Однако недостаточно настойчив, подвержен влиянию.
ЛППЛ – сходен с предыдущим типом,
но менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного к себе отношения.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается влиянию. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но при этом не всегда устанавливает взаимопонимание.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – основные черты. Очень редкий тип, среди мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – художник, обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Слайд 122Экспресс-анализ
Совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости, полные
антиподы совместимы очень редко.
В чистом виде типы ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ встречаются
нечасто, остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
Предложенная классификация – лишь вариант.
Слайд 123Когнитивные карты
ментальные репрезентации (представления) человека
о пространственной
организации окружающей среды
МЫШЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОЗГА
субъективная картина, которая создается в
результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко
Древними греками изобретен метод локусов, когда
путешественник знакомится с последовательностью
примечательных мест (локусов), расположенных вдоль
маршрута
Слайд 124В психологии речь – это система используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для передачи информации, материализации мысли.
РЕЧЬ И
ЯЗЫК
ЯЗЫК – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей вполне определенные значения и смысл, объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики)
РЕЧЬ – предмет «психолингвистики» - психологический процесс формирования и передачи мысли посредством языка. Речь без знания языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться по своим законам
Основное различие речи и языка:
Слайд 125МЫШЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ МОЗГА
Современные данные о функциональной организации мозга
Сенсорные системы
человека
- органы чувств, в которых происходит преобразование ощущений в восприятие
Чувствительность
дана при
рождении,
ее развитие зависит
от обстоятельств,
желания и усилий
человека.
Сенсорная организация складывается в результате жизненного пути
Слайд 126Ощущение – проявление общебиологического свойства
живой материи - чувствительности.
Через ощущения
мы узнаем вкус, запах, цвет, звук, движение, внутреннее состояние
Из ощущений
складываются целостные восприятия
предметов и всего мира.
ОЩУЩЕНИЯ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
происходит первичный
познавательный процесс
СЛОЖНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
восприятия,
представления, память,
мышление
Слайд 127Физиологический механизм ощущений обеспечивает деятельность нервных аппаратов – АНАЛИЗАТОРОВ, состоящих
из 3 частей:
ФИЗИОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ
РЕЦЕПТОР
- воспринимающая часть
анализатора, осуществляет
преобразование внешней
энергии в нервный процесс
КОРКОВЫЕ ОТДЕЛЫ
- переработка нервных импульсов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
- афферентные или чувствительные нервы
Слайд 128Движение стимула при переходе
из внешнего мира во внутренний
СТИМУЛ
вызывает изменения
энергии в рецепторе
ИНФОРМАЦИЯ
о нервных импульсах передается соответствующим структурам головного
мозга
ЭНЕРГИЯ
преобразуется в нервные импульсы
Слайд 129Свойства ощущений
Качество
Интенсивность
Длительность
Пространственная локализация
Пять основных видов ощущений:
Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
Слайд 130Классификация ощущений
По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и
сухожилиях или внутри организма различают, соответственно:
Экстероцепцию – зрительная, слуховая, тактильная
(осязание) и др.
Проприоцепцию – ощущения с мышц и сухожилий
Интероцепцию – ощущения голода, жажды
Слайд 131Перцептивная система человека
ВОСПРИЯТИЕ – познавательный психический процесс, внешним стимулом которого
является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для
осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти.
Восприятия могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными.
Это зависит от факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, умения точно воспринимать.
Слайд 132ВОСПРИЯТИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ – в зависимости от анализатора, участвующего в восприятии:
Зрительные
Слуховые
Осязательные
Кинестезические
Обонятельные
Вкусовые
Слайд 135Предметность – образец соотнесен с предметом внешнего мира – в
результате всегда образ
Слайд 136Целостность – сумма ощущений - складывается на основе обобщения знаний
об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных
ощущений
Слайд 139ВОСПРИЯТИЕ
СВОЙСТВА
Избирательность - более нужные детали целого воспринимаются более отчетливо
Слайд 142Зависимость от апперцепции – общего содержания психической жизни человека, опыта,
интересов
Слайд 143ВОСПРИЯТИЕ
СВОЙСТВА
Предметность – образец соотнесен с предметом внешнего мира –
в результате всегда образ
Целостность – сумма ощущений - складывается на
основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений
Избирательность - более нужные детали целого воспринимаются более отчетливо
Зависимость от апперцепции – общего содержания психической жизни человека, опыта, интересов
Относительная константность
Слайд 144ВОСПРИЯТИЕ
ФИЗИОЛОГИЯ
Восприятие – рефлекторный процесс
Физиологическая основа – комплексная деятельность
системы анализаторов
РЕЦЕПТОРЫ – первичный анализ
МОЗГОВЫЕ ЗВЕНЬЯ КОРКОВЫХ ОТДЕЛОВ
АНАЛИЗАТОРОВ –
анализ и синтез комплексных раздражителей
Анализ дает возможность выделить объект из общего фона и благодаря свойствам объекта объединить его в целостный образ
Слайд 145ВОСПРИЯТИЕ
ФИЗИОЛОГИЯ
Комплекс
действующей
сенсорной
информации
Возбуждение
зрительных,
слуховых,
двигательных
рецепторов
Мозговые
корковые
центры
Сложные
системы
временных
нервных связей
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 146ВОСПРИЯТИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ – пространство
время
движение
В восприятии пространства основу составляют зрительные,
вестибулярные,
двигательные,
кожные ощущения
В результате
рассогласования сигналов,
поступающих в мозг со стороны вестибулярного,
двигательного, кожного анализаторов и зрительного
Анализатора возникают пространственные иллюзии
Слайд 149Восприятие времени
Эффект объясним физиологически:
В коре головного мозга преобладают процессы
возбуждения – повышается обмен веществ, время движется быстро.
В случае торможения
происходит замедление обмена веществ и время «тянется» медленно.
Время, заполненное интересными
событиями, кажется быстротекущим;
временной промежуток, в течение
которого не произошло ничего
особенного или прошло в ожидании,
представляется длинным
Слайд 151Упражнения для исследования и тренировки памяти
Логически не связанный текст
40 секунд на запоминание 20 слов.
11. Масло
Экономика 12. Бумага
Каша 13. Сладости
Татуировка 14. Логика
Нейрон 15. Социализм
Любовь 16. Глагол
Ножницы 17. Прорыв
Совесть 18. Дезертир
Глина 19. Свеча
Словарь 20. Вишня
Слайд 153Логически не связанный текст
Ответ считается правильным, если
верно указан
порядковый номер слова.
Число правильных ответов умножьте на
5,
получите эффективность запоминания в процентах.
11. Масло
Экономика 12. Бумага
Каша 13. Сладости
Татуировка 14. Логика
Нейрон 15. Социализм
Любовь 16. Глагол
Ножницы 17. Прорыв
Совесть 18. Дезертир
Глина 19. Свеча
Словарь 20. Вишня
Слайд 155Упражнения для тренировки памяти
2. Числа
За 40 секунд
нужно запомнить 20 чисел
с их порядковыми номерами.
3. 12 4.
33 5. 81
6. 72 7. 15 8. 44 9. 96 10. 7
11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47
16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73
Слайд 1572. Числа
Ответ считается правильным, если верно указаны
и число и
его порядковый номер.
Число правильных ответов умножьте на 5,
получите
эффективность запоминания в процентах.
3. 12 4.
33 5. 81
6. 72 7. 15 8. 44 9. 96 10. 7
11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47
16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73
Слайд 159Упражнения для тренировки памяти
3. Цвет и число
За
40 секунд нужно запомнить числа и цвет.
Слайд 162Упражнения для тренировки памяти
4. Образная память
Прочитайте строки.
После каждой строки закройте
глаза, сосредоточьтесь и представьте себе
соответствующую
картину.
Слайд 163Лев, нападающий на антилопу
Собака, виляющая хвостом
Муха в Вашем супе
Печенье в
картонной коробке
Молния в темноте
Пятно на Вашей любимой рубашке
Запах лимона
Ощущение теплого
моря
Радость игры с ребенком
Друг, ворующий деньги из Вашего кошелька
Слайд 1644. Образная память
Запишите строки, какие сможете вспомнить.
Слайд 165Упражнения для тренировки памяти
5. Ассоциативная память
Запомните фамилии,
создавая зрительный образ,
символизирующий эти фамилии
Самохвалов
Иванов Здравмыслов
Петухов Толкунов
Ельцин Мышкин
Слайд 168ПАМЯТЬ
- психический процесс и способность человека, которая проявляется в сохранении
информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого жизненного опыта.
Припоминание, узнавание и забывание разнообразной информации.
Память принимает участие почти во всех жизненных процессах и формах поведения
Слайд 169ПАМЯТЬ
- следовое отражение прошлого, которое заключается в запоминании, сохранении и
последующем узнавании и воспроизведении запомненного ранее
- сложный психический процесс, состоящий
из разных уровней, разных систем и включающий работу многих механизмов
Память основана на ассоциациях – мы запоминаем все происходящее во времени и пространстве, выстраивая схемы и связи
Слайд 170ПАМЯТЬ
Человек рождается с генетической информацией, по которой развивается несколько первых
лет
Рефлексы
Основные жизненные инстинкты
Элементарные, врожденные психические способности и формы поведения
Задатки
(проявляются уже в 2-3 года)
Память необходима для того, чтобы сохранять свой облик, приспосабливаться к условиям жизни
Слайд 171ПАМЯТЬ
Ускорение психологического развития человека:
с ХХ века за каждые 50 лет
уровень психологического развития человека повышается в 2 раза по сравнению
с предыдущим 50-летием
Человек постоянно обучается, для чего необходима хорошая память.
Знания, умения, навыки, культура, накопленные тысячелетиями передаются из поколения в поколение – дают настоящее состояние развития цивилизации и человека.
Слайд 172ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
- Запоминание
- Сохранение
- Узнавание
- Воспроизведение (припоминание)
-
Забывание
Процессы памяти все необходимы, но подчиняются они разным законам.
Слайд 173Анатомо-физиологические основы
памяти человека
Память широко представлена в структурах мозга
Кора головного
мозга
Подкорка
Мозжечок
Генетическая память – самая длительная по времени хранения информации
Два
видов молекул в генах:
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – связана долговременная память человека
РНК (рибонуклеиновая кислота) – закодирована генетическая память человека
Слайд 174Приведенная ниже схема демонстрирует, по каким каналам в разговорном общении
происходит потеря информации
осталось в долговре-
менной
памяти
Слайд 175ВИДЫ ПАМЯТИ
- Мгновенная (иконическая) – работает в процессе восприятия информация.
Неконтролируема
- Кратковременная – хранится ограниченное число сенсорных образов в
течение 25-30 с,
объем 7+- 2
- Долговременная – хранится смысловая или событийная составляющая информации.
Не имеет точно установленного объема
- Оперативная – хранение информации на время необходимости
1. По критерию времени хранения информации:
- Генетическая – связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности
Слайд 176ВИДЫ ПАМЯТИ
- Зрительная
- Слуховая
- Двигательная
- Осязательная
2. По
критерию органа чувств:
- Обонятельная (основная у животных)
- Вкусовая
Связь
с задатками и способностями
Слайд 177ВИДЫ ПАМЯТИ
- Логическая
запоминание основано на осмыслении
- Механическая
запоминание основано на повторении
3. По критерию участия мышления
в процессах памяти:
Слайд 178ВИДЫ ПАМЯТИ
- Опосредованная
в результате применения специальных приемов и
средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания материала
- Непосредственная
в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на органы чувств
4. По критерию использования мнемотехнических средств:
Слайд 179ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Чем больше ассоциаций будет выявлено между частями запоминаемого материала
в процессе его анализа,
Чем больше связей будет установлено между запоминаемым
и уже известным,
Тем быстрее и лучше новый материал запомнится,
дольше сохранится и
легче припомнится
Закон ассоциаций:
Слайд 180ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Чем больше и глубже размышляет человек над материалом,
Тем лучше
он запоминается.
Закон связи памяти с мышлением:
Слайд 181ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминания
почти всегда улучшает запоминание и припоминание материала.
Закон связи памяти с
воображением:
Слайд 182ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Закон связи памяти с эмоциями
Закон связи памяти с речью
Закон
связи памяти с мотивацией
(потребностями)
Слайд 183ЗАКОН ЗАБЫВАНИЯ
Закон Г. Эббингауза
(забывание бессмысленного материала)
Закон Б.В. Зейгарника
Человек по-разному
забывает то, что
связано с уже завершенными и не
завершенными
делами: быстрее
забываются завершенные дела
Слайд 184ПАМЯТЬ
Извлечение информации напрямую зависит от того, как она была сохранена
(записана) и закодирована
Закономерности
Предложения по дислокации памяти.
Информация хранится:
в виде
электрической активности мозга,
в нервных структурах,
в форме модификации белков
Слайд 185На несколько дней:
материал следует повторить 4 раза:
сразу, через 30
мин., через 8 часов после второго
повторения и через сутки
после третьего повторения
Рекомендации по оптимальному
повторению материала для запоминания
На длительное время:
материал следует повторить 4 раза:
сразу, через 24 часа, затем отдых на 24 часа,
потом третье повторение, четвертое повторение
через двое суток
После запоминания в течение 30 минут не следует
ничем заниматься
Слайд 187ВНИМАНИЕ
- направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или
деятельности
Обеспечивает упорядоченность поступающей извне информации в зависимости от первичности и
важности
«Прожектор психики»
Сосредоточенность – удержание внимания на
одном объекте помогает, например, усилить
интерес к этому объекту, процессу, явлению.
Устойчивость внимания – длительность внимания на данном объекте, процессе, при активной работе с которым оно может быть продолжительностью максимально 15-20 минут, а затем необходимо переключение внимания, краткий отдых, что позволяет снова привлечь внимание к прежнему объекту.
Объем внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, для отдельных смысловых кустов, логических посылов – 7±2.
Пять основных свойств внимания
Пять основных свойств внимания
Слайд 189Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам
при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними
возможно только при условии, если один или оба вида деятельности привычны, т.е. хорошо усвоены, так как в центре внимания может быть только одна какая-либо деятельность.
Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой или одной деятельности на другую, рекомендуется при утомлении и однообразной деятельности, но в разумных пределах, за 45 минут – оптимально 4– 9 раз.
Пять основных свойств внимания
Слайд 190Структура психологии
ПСИХОЛОГИЯ
Познавательные (психические) процессы
Способности
Внимание
Ощущения
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
Речь
Мотивация
Темперамент
Характер
Воля
Эмоции
Психология общения
Психология группы
Психология личности
Слайд 191Вышеизложенные размышления позволяют нам прийти к следующим заключениям применительно к
теории психического здоровья:
Мы не должны забывать о самостоятельном Я,
или чистой psyche. К ней нельзя относиться, как к простому орудию адаптации.
Когда мы строим наши отношения с окружением, то стремясь покорить его, мы должны оставить место и для его осмысления.
Психология является отчасти областью биологии, а отчасти областью социологии. Но это не все. У нее есть своя, принадлежащая только ей, территория, та часть psyche, которая не является отражением внешнего мира и не стремится приспособиться к нему.