Слайд 1Теория
потребительского
поведения
Слайд 2Потребитель – главный субъект рынка, который, удовлетворяя свои потребности, формирует
спрос.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса на товары и
услуги.
спрос потребителя зависит от уровня его доходов;
каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно»,
средний потребитель имеет систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;
на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
Слайд 3«Парадокс воды и бриллиантов»
Почему вода, без которой невозможна жизнь
стоит дёшево, а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом,
стоят очень дорого?
Готово ли население нашей планеты (или хоты бы страны) отказаться от воды ради бриллиантов?
Готов ли каждый из нас отказаться от одного литра воды, чтобы получить один бриллиант?
Слайд 4«Парадокс воды и бриллиантов»
цена на воду является низкой, так
как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются
очень большими, а подчас и неограниченными. Полезность алмазов, намного ниже полезности воды, но их цена высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человеку в пустыне предложили выбор: вода или бриллианты, то, конечно, он бы выбрал воду. А в современных условиях, каждый из нас выбрал бы бриллианты.
Слайд 5Полезность
– это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров
и услуг или каким-либо отдельным товаром.
носит субъективный характер, тат
как каждый потребитель по-своему, индивидуально, в зависимости от его личных интересов, вкусов, потребностей оценивает то удовлетворение, которое он может извлечь от потребления данного товара или услуги.
При этом «полезность» как экономическое понятие не тождественно понятию «польза». Удовлетворяя свои потребности, человек далеко не всегда извлекает пользу для себя и своего здоровья (например, алкоголь и табак).
Слайд 6Два подхода к анализу потребительского поведения: кардинализм и ординализм.
1.
Кардиналистский (количественный) подход (У. Джевонс, А. Маршалл) –
основан на теории предельной полезности: в поисках абсолютных измерений для выражения полезности вводит условную единицу – ютиль (англ. utility).
2. Ординалистский (порядковый) подход (В. Парето, И. Фишер) - использует теорию кривых безразличия и потребительского бюджета: полезность – субъективная категория, количественно ее измерить нельзя, но можно измерить порядково, определить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя.
Слайд 7Кардиналистский подход к измерению полезности
предполагает абсолютно точное, наподобие физической
величины, количественное определение величины полезности.
В качестве меры полезности кардиналисты
использовали условно-объективную единицу, получившую название «ютиль».
При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.
Слайд 8Общая полезность
– это мера общего удовлетворения, полученного от потребления
товара или набора товаров и услуг за данный период времени.
Предельная полезность товара
– это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.
Полезность, или ютиль (англ. utility), – это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг.
Чем оно выше, тем больше будет спрос на продукцию.
Слайд 10Закон убывающей предельной полезности
Последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит
человека к состоянию насыщенности.
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)
– с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается (парадокс воды и алмазов).
Слайд 11Потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе
получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и
услуг.
Этот закон не говорит, что не нравится, например, повторное посещение кино. Он просто утверждает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое посещение. Вместе с тем время – важный фактор в процессе подобной оценки: если первое посещение имело место и прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться так же высоко. Закон убывающей предельной полезности в большинстве случаев имеет отношение именно к коротким временным периодам.
Слайд 12Потребитель будет увеличивать спрос на какой-то товар до тех пор,
пока его предельная ценность выше, чем у другого.
Условие потребительского
оптимума, или второй закон Госсена (правило максимизации полезности) состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.
Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» он будет находится в состоянии равновесия.
Слайд 13Ординалистский подход
Сам термин «ординарный» означает «ранжированный» или выстроенный в определенном
порядке: 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д., допускается определенное ранжирование, построение
ряда товаров и услуг по принципу предпочтения.
Слайд 14Ординалистский подход
Современные экономисты исходят из предположений о ранжировании и последовательности
выбора и из наблюдаемых фактов о нем.
Такой поход не
требует какой-либо психологической интерпретации подобных выборов. То, что называется полезностью, сегодня отражает ранжирование предпочтений.
Слайд 151. Инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю
все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении
безразличия.
Слайд 16Кривая безразличия
представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные
комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из
которых покупатель безразличен.
Слайд 17
Кривая безразличия
На рисунке представлена типичная кривая безразличия с отрицательным
наклоном. Количество товара Х измеряется на горизонтальной оси, товара Y
– на вертикальной.
Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара Х и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Другими словами потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 15 ед. товара Х и 53 ед. товара Y, или же в точке В с 38 ед. Х и 30 ед. Y и т.д.
Слайд 18Основные черты кривых безразличия:
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее
другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя
любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия.
2. Вторая черта непосредственно выводится из первой: кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга.
3. Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон. Отрицательный наклон говорит о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор.
4. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительно начала координат).
Слайд 19Кривые безразличия и предпочтения
а) нейтральные товары, б) нежелательные товары,
в)
совершенные заменители, г) совершенные комплементы
Слайд 20
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть
приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Бюджетное ограничение для двух товаров
выражается формулой:
P1Q1 + P2Q2 = I
где: P1, P2 – цены соответствующих товаров Q1, Q2;
I – доходы потребителя.
2. Бюджетная линия
Слайд 21
Например, если продукт А стоит 1,5 доллара, а продукт В
– 1 доллар, то потребитель мог бы приобрести все комбинации
продуктов А и В, показанные в таблице при денежном доходе, равном 12 долларов.
Суммарный расход на покупку продуктов А и В
Слайд 22Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к
цене товара А, то есть крутизна наклона равна РВ/РА=1 долл./1,5
долл.=2/3.
Бюджетная линия
Следовательно, потребитель должен воздержаться от приобретения двух единиц товара А по цене 1,5 доллара каждая, чтобы получить 3 доллара, необходимых для покупки трёх единиц продукта В.
Слайд 23Свойства бюджетной линии:
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода.
Увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение—
влево.
Изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает бюджетную линию вправо, рост цен на продукты А и В— влево.
Слайд 25Свойства бюджетной линии:
Изменение цены 1 продукта приводит к изменению угла
наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной
линии с осями координат.
Слайд 26Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, найдём равновесие потребителя.
Равновесие потребителя
соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном
бюджетном ограничении (точка D).
в точке оптимума D
наклон бюджетной линии = наклону кривой безразличия