Слайд 1«Ум ребенка – в пальчиках»
Тема «Развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Слайд 2 Ребенок постоянно изучает,
постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям
необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Слайд 3 Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до
нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием
рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии
Слайд 4
Мелкая моторика - это одна
из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными
действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, а также речью ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. Таким образом, когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребёнку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Для того, чтобы мелкие движения были более точными и экономными, а также не требовали от ребёнка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Слайд 5 В раннем и младшем дошкольном возрасте
нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках.
Слайд 7 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая
гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох
или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Игры с прищепками
1.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.
Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
«Делаем бусы»
«
«Весёлые макарошки»
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Слайд 12 Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости
развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что
совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Слайд 13«Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Мастерим бусы.
Для
занятия потребуются колечки от пирамидки или мелкие предметы с отверстиями,
а также разноцветные шнурки длинной 10-15см. Вначале взрослый показывает детям уже готовые бусы с нанизанными колечками.
«Нанизывание шариков»
Предложите ребенку надеть шарики на втулочки, проследите, чтобы ребенок брал шарик тремя пальцами. Желательно показать ребенку образец собирания шариков. Их можно собирать чередуя по цвету: одна втулочка розового цвета, другая темного. Надевать шарики по очереди, по два шарика разного цвета, верхний ряд шариков розового или темного цвета, нижний ряд шариков розового или темного цвета, по два ряда определенного цвета.
Слайд 14Шнуровка.
Игры с пуговицами.
Кнопочки, липучки.
Кнопочки, липучки.
Слайд 15Рамка с застежками
На рамку от фотографий натянуть две планочки, на
одну пришить пуговицы, на второй сделать разного размера петельки. Пришить
шнурочик и ленточку. С помощью этой рамки можно расстегивать и застегивать пуговицы, а так же развязывать и завязывать узлы, бантики.
Слайд 16Это коврик сшит из плащевки разных цветов, края деталей обработаны
"зигзагом", все детали крепятся на липучку. Помогает развитию видеомоторики -
прикрепить деталь на нужное место, внимания, соотнесение цветной детали и черного основания, цвет. Этот коврик мы подарили нашему развивающему центру.
Слайд 19Стаканчики для сортировки цветных бусин
Слайд 21Модуль для прогона шаров или бусин
Слайд 22Любимое занятие - открытие пакетов Ziplock
Отличная вещь для развития мелкой
моторики.
Слайд 23ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»
Слайд 24 Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития
руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными
усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.