Разделы презентаций


Употребление наречий

Содержание

Лист контроля ____________________________________(фамилия, имя учащегося)1. Наречие – это ___________________________________2. Наречие отвечает на вопросы: _______________________________________________________________________3. Наречие не _____________________________________4. В предложении наречие бывает _____________________________________________________________________

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Употребление наречий.
Пройдёмся по царству русских наречий, и

вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность,

вещественность и сколь незаменимы они.
А. Югов

Употребление наречий.   Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в

Слайд 2Лист контроля
____________________________________
(фамилия, имя учащегося)
1. Наречие – это ___________________________________

2. Наречие

отвечает на вопросы: _____________________
__________________________________________________

3. Наречие не _____________________________________
4. В предложении наречие

бывает ___________________
__________________________________________________
Лист контроля ____________________________________(фамилия, имя учащегося)1. Наречие – это ___________________________________2. Наречие отвечает на вопросы: _______________________________________________________________________3. Наречие не _____________________________________4.

Слайд 3I. Наречия играют особую роль в речи. Они употребляются для

того, чтобы более точно, более выразительно охарактеризовать действие, признак или

предмет и передать отношение к ним. Без наречий, как и без прилагательных наша речь теряет конкретность и образность.

Птицы щебетали.

Птицы щебетали по-весеннему звонко и радостно.
Птицы щебетали как-то вразнобой.
Птицы по-прежнему здесь щебетали.
Птицы весело щебетали то здесь, то там.
Где-то совсем рядом птицы без умолку щебетали.

С р а в н и т е:

I. Наречия играют особую роль в речи. Они употребляются для того, чтобы более точно, более выразительно охарактеризовать

Слайд 4 Ох уж это наречие!
Я (не)взлюбил наречие ещ..

(за)долго до того, как узнал о нём (в)первые. Всю жизнь

оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно, (по)русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на(совесть), поступай (по)товарищески, давай сдачи (по)мужски» – только и слышу ежечасно. Всё это (не)просто выполнить.
Другому хочется (,без)удержно носиться вскач(?), а вот мне приятнее возлежать горизонтально и (тихо)тихо листать книжные страницы, которых (видимо)(не)видимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь (от)ныне потечёт (по)новому: весело, (не)обыкновенно, а может быть, и (по)прежнему кое(как). (А,Брусина)

223. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Почему в тексте много наречий? С какой целью их использует автор? Делают ли
они речь более точной и конкретной, а смысл предложения более ясным? Попробуй-
те прочитать текст без наречий. Что изменилось? Сделайте вывод о роли наречий в
данном тексте и в речи в целом.

Ох уж это наречие!  Я (не)взлюбил наречие ещ.. (за)долго до того, как узнал о нём

Слайд 5Наречия в тексте
Создают образность.
Придают точность высказыванию.
Служат средством связи предложений.
Выступают

средствами выразительности
- олицетворение;
- противопоставление;
- эпитет.

Наречия в тексте Создают образность.Придают точность высказыванию.Служат средством связи предложений.Выступают средствами выразительности- олицетворение;- противопоставление;- эпитет.

Слайд 6Упражнение 224.
Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит:
а) медленно,

лениво, небрежно;
б) быстро, торопливо, стремительно;
в) осторожно, тихо, осмотрительно.

Упражнение 224. Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит: а) медленно, лениво, небрежно;б) быстро, торопливо, стремительно;в) осторожно, тихо,

Слайд 7 – Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно!

Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра…

Будь человеком!.. Исправь завтра двойку! Исправишь?
Она говорила со мной так, словно мы были в классе совсем одни. Словно рядом со мной не сидел мой лучший друг Костя Малинин.
– Исправишь? – тихо повторила она свой вопрос.
– Фокина! – сказал я официальным голосом. – Если бы я был некультурный, я бы тебе сказал: "Не при-ста-вай!.."
Фокина (возмущённо).
– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески!
Я (хладнокровно).
– Ну и не разговаривай!
Фокина (ещё возмущенней).
– И не буду!
Я (ещё хладнокровней).
– А сама разговариваешь!..



226. Найдите в тексте наречия, которые подсказывают, как нужно читать .

– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по

Слайд 8Фокина (возмущенней в тысячу раз).
– Потому что я хочу, чтобы

ты стал че-ло-ве-ком!
– А я что? Я не человек, что

ли?
– Нет, Юра! – сказала Фомина серьёзно. – я хочу, чтобы ты стал человеком в полном смысле этого слова!
– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что?
– Как это устал? – спросила Фомина изумлённым голосом.
– А вот так! Вот так! – возмущённо закричал я на Фокину. – Устал, и всё. Устал быть человеком! Устал! В полном смысле этого слова!
Зинка Фомина так растерялась, что просто не знала, что мне сказать. Она стояла молча и только часто-часто моргала глазами. Я боялся, вдруг она разнюнится. Но Зинка не разнюнилась, а как-то вся переменилась и сказала:
– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – сказала Фокина и вышла из класса.

2. Прочитайте по ролям диалог Фокиной и Баранкина, опуская слова автора. Сделайте вывод, какую роль играют выделенные в тексте наречия, определите их разряд. 3. Выполните морфологический разбор одного из наречий, употреблённого в сравнительной степени. 4. Как вы думаете, что означает выражение «стать человеком»? В каких случаях, о ком так можно сказать?

Фокина (возмущенней в тысячу раз). – Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!– А я что? Я

Слайд 9II. Использование в речи наречий-синонимов и синонимичных им фразеологизмов уточняет,

обогащает смысл высказывания и в целом делает речь более яркой,

образной и выразительной.

трудиться не покладая рук
работать спустя рукава
учиться с грехом пополам
надоесть хуже горькой редьки
как из рога изобилия
расти как на дрожжах
уснул как убитый

- хорошо
- плохо
- слабо
- сильно
- много
- быстро
- крепко

II. Использование в речи наречий-синонимов и синонимичных им фразеологизмов уточняет, обогащает смысл высказывания и в целом делает

Слайд 10228. Допишите предложения. Есть ли среди них наречия, которые входят

во фразеологизмы?
Всю дорогу девчонки болтали …
По своей оплошности мы попали


Со счётом 3 : 3 игра закончилась …
Времени у нас оставалось …
Ребята хохотали …
Заказ был выполнен точно …
Нельзя брать чужие вещи …
Надеюсь, этот урок пойдёт тебе …
Чашка упала и разбилась …
Фонарь неожиданно погас, и дальше мы шли …
Это лекарство нужно принимать…
Дети наелись ягод …
Надо уметь говорить правду …

вдребезги
вничью впотьмах
впрок
впросак натощак
без спросу
без умолку
в глаза
в обрез
в срок
до упаду
до отвала

2. Морфологический разбор любого наречия.

228. Допишите предложения. Есть ли среди них наречия, которые входят во фразеологизмы?Всю дорогу девчонки болтали …По своей

Слайд 11 Быстро, неторопливо, видимо-невидимо, мало, моментально, вмиг, мигом, неспешно,

много, молниеносно, нерасторопно, мгновенно, медленно, немного, еле-еле, наперечёт, не густо.
229.

К выделенным словам выпишите синонимы. Наречия каких синонимичных рядов являются антонимами?

2. Дополните каждый ряд фразеологизмами-синонимами.
Пруд пруди, через час по чайной ложке, раз-два и обчёлся, в два
счёта, кот наплакал, девать некуда, в мгновение ока, с быстротой
молнии, сломя голову, черепашьим шагом, на всех парах, во всю
прыть.

Быстро, неторопливо, видимо-невидимо, мало, моментально, вмиг, мигом, неспешно, много, молниеносно, нерасторопно, мгновенно, медленно, немного, еле-еле,

Слайд 12 Мы с моей тетей, папиной сестрой Верой, почему-то сидим

на полосатом матрасе нежилой кровати и разговариваем. Вера спрашивает: «Ты

меня любишь?» — «Ужасно люблю», — отвечаю я. «Ужасно люблю — не говорят, — поправляет меня Вера, — ужасно — значит очень плохо, а очень плохо — не любят. Надо сказать — очень люблю!» — «Ужасно люблю», — упрямо повторяю я. «Очень!» — говорит Вера. «Ужжжасно люблю», — уже со злобой повторяю я. Входит мама. Бросаюсь к ней: «Мариночка, Вера сказала, что ужасно любить нельзя, что ужасно люблю — не говорят, что можно только — очень люблю!» Мама берет меня на руки. «Можно, Алечка, ужасно любить — ужасно любить — лучше и больше, чем просто любить или любить очень!» — говорит мама.

230. Прочитайте отрывок из воспоминаний о Марине Цветаевой. В нём участники спорят об употреблении наречий ужасно и очень в речи. Кто из спорящих, по-вашему, прав?

Мы с моей тетей, папиной сестрой Верой, почему-то сидим на полосатом матрасе нежилой кровати и разговариваем.

Слайд 13III. Многие наречия меры и степени действия, признака имеют синонимы

с ярко выраженной стилистической окраской. Уместность употребления этих слов зависит

от их стилевой принадлежности. Так, в живой разговорной речи вместо стилистически нейтрального наречия очень допустимо употребление наречий безумно, ужасно и др. Однако следует избегать просторечных слов шибко, дюже, больно. В книжной речи более уместны наречия весьма, крайне, чрезвычайно, удивительно, поразительно, исключительно, невообразимо, невероятно, необычайно, необыкновенно, безмерно и др.
III. Многие наречия меры и степени действия, признака имеют синонимы с ярко выраженной стилистической окраской. Уместность употребления

Слайд 14231. Определите стилистическую окраску наречий-синонимов. Впишите наречия в соответствующие графы

таблицы.
Торопливый – слишком, чересчур, излишне, чрезмерно, уж очень.
Рассориться – полностью,

совершенно, совсем, окончательно, в корне, начисто,
вконец, вдрызг.
Нежданный – нисколько, ничуть, отнюдь, совсем, вовсе, ни в коей мере, ни
капли, совершенно.
Нужно – очень, сильно, страшно, жутко, позарез, крайне, до предела, ещё как.
Успеть – еле, едва, еле-еле, едва-едва, насилу.
Выступать – прекрасно, великолепно, замечательно, отлично, классно, шикарно,
превосходно, обалденно, суперски, отменно.
Выглядеть – приятно, мило, славно, привлекательно, симпатично.

231. Определите стилистическую окраску наречий-синонимов. Впишите наречия в соответствующие графы таблицы.Торопливый – слишком, чересчур, излишне, чрезмерно, уж

Слайд 15232. Спишите наречия, распределяя их в три колонки
Прочно, беззвучно, нарочно,

отлично, точно, ошибочно, звучно, вечно,
заочно, срочно, нарочно, пустячно, порядочно,

достаточно,
шуточно, буднично, симпатично, сердечно, алчно.
232. Спишите наречия, распределяя их в три колонкиПрочно, беззвучно, нарочно, отлично, точно, ошибочно, звучно, вечно, заочно, срочно,

Слайд 16Проверяем!

Проверяем!

Слайд 17233. Рассмотрите рисунок и догадайтесь, какие наречия должен был записать

в транскрипции ученик. Как должны произноситься эти наречия? Запишите их

транскрипцию. Выполните фонетический разбор слова.

[луч, ч, э]
[щ, а с]
[с, о д, н, а]

233. Рассмотрите рисунок и догадайтесь, какие наречия должен был записать в транскрипции ученик. Как должны произноситься эти

Слайд 18Говорим правильно!
высоко и высоко

красивее

глубже
широко и широко удобнее лучше
далеко и далёко тяжелее хуже
издалека длиннее звонче
донельзя твёрже легче

234. Употребите в составе словосочетаний или предложений слова из рубрики «Говорим правильно!»

Говорим правильно!высоко и высоко          красивее

Слайд 19235. Расставьте ударения. Укажите какой частью речи являются данные слова?
Тотчас

– тот час, насмерть – на смерть, до смерти –

до смерти, вовремя – во время, набок – на бок, наголову – на голову, по-твоему – по твоему мнению, не хотя – нехотя.
235. Расставьте ударения. Укажите какой частью речи являются данные слова?Тотчас – тот час, насмерть – на смерть,

Слайд 20236. Рассудите спор по поводу слова завтра.
Сегодня ты бы его

всё равно не получила, даже если б очень захотела, -

ответила Королева. – Правило у меня твёрдое: варенье на завтра! И только на завтра!
Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
Нет, никогда! Завтра никогда не будет сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра?»

2. Какой частью речи является слово завтра в тексте? Может ли оно
выступать в роли наречия? Докажите.

236. Рассудите спор по поводу слова завтра.Сегодня ты бы его всё равно не получила, даже если б

Слайд 21Словарная работа

куда?

ОБРАТНО
=
назад
вспять

как?

ОПЯТЬ
=
снова
вновь

Это очень неприятно
В разговоре услыхать:
«Мы с вами встретились обратно»
Вместо

«Встретились опять».
Пусть каждый из ребят
Запомнит слово:
«Обратно» значит «назад»,
«Опять» значит «снова!»

Из книги «Уроки русской словесности»

Словарная работакуда?ОБРАТНО=назадвспятькак?ОПЯТЬ=сновавновьЭто очень неприятноВ разговоре услыхать:«Мы с вами встретились обратно»Вместо «Встретились опять».Пусть каждый из ребятЗапомнит слово:«Обратно» значит

Слайд 22Тестовая работа
1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:

1) красивее; 2) более выше; 3) выше

всех.
2. Укажите синоним к наречию фальшиво:
1) нелепо; 2) неискренне; 3) необдуманно.
3. Укажите антоним к наречию аккуратно:
1) небрежно; 2) опрятно; 3) красиво.
4. В каком предложении наречие употреблено в переносном значении?
1) Нужно копать глубоко.
2) Он глубоко изучил этот вопрос.
3) Аквалангист погрузился глубоко.
5. Каким фразеологизмом можно заменить наречие в словосочетании: встал рано?
1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.
6. Укажите средство выразительности в пословице: Обещай медленно, выполняй быстро.
1) олицетворение; 2) противопоставление (антитеза); 3) сравнение.
Тестовая работа1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:   1) красивее;  2) более выше;

Слайд 23Тестовая работа
1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:

1) красивее; 2) более выше; 3) выше

всех.
2. Укажите синоним к наречию фальшиво:
1) нелепо; 2) неискренне; 3) необдуманно.
3. Укажите антоним к наречию аккуратно:
1) небрежно; 2) опрятно; 3) красиво.
4. В каком предложении наречие употреблено в переносном значении?
1) Нужно копать глубоко.
2) Он глубоко изучил этот вопрос.
3) Аквалангист погрузился глубоко.
5. Каким фразеологизмом можно заменить наречие в словосочетании: встал рано?
1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.
6. Укажите средство выразительности в пословице: Обещай медленно, выполняй быстро.
1) олицетворение; 2) противопоставление (антитеза); 3) сравнение.
Тестовая работа1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:   1) красивее;   2) более выше;

Слайд 24Итоги урока
Создают образность.
Придают точность высказыванию.
Служат средством связи предложений.
Выступают средствами выразительности
олицетворение;
противопоставление;
эпитет.

Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же

увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
А. Югов
Итоги урокаСоздают образность.Придают точность высказыванию.Служат средством связи предложений.Выступают средствами выразительностиолицетворение;противопоставление;эпитет.  Пройдёмся по царству русских наречий, и

Слайд 25Домашнее задание.
Упражнение 240.

Домашнее задание.Упражнение 240.

Слайд 26Рефлексия.

Я считаю, что урок был полезен для меня потому,

что… Я думаю, мне удалось…

Рефлексия. Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…   Я думаю, мне удалось…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика