Слайд 2В каждой ИТ-организации имеется информация об ИТ-инфраструктуре. Она чаще всего
появляется после реализации крупных проектов, которые обычно завершаются проведением аудита
и анализом результатов.
Главным в работе с такой информацией является поддержание ее в актуальном состоянии.
Процесс Управления Конфигурациями помогает получать достоверную и актуальную информацию об ИТ-инфраструктуре. Важным в этой информации является то, что в нее входят данные не только о конкретных единицах конфигурации, но и о том, как они связаны друг с другом.
Слайд 3Процесс Управления Конфигурациями проверяет, правильно ли регистрируются изменения в ИТ-инфраструктуре,
включая взаимоотношения между Конфигурационными Единицами, и ведет мониторинг статуса ИТ-компонентов
чтобы гарантировать наличие точной информации о версиях существующих Конфигурационных Единиц.
По терминологии процесса ИТ-компоненты и предоставляемые на их основе услуги называются Конфигурационными Единицами. Каждый ИТ-компонент, чье наличие и версия зарегистрированы, является Конфигурационной Единицей. Как видно из рисунка, Конфигурационными Единицами могут быть технические средства, все виды программного обеспечения, активные и пассивные сетевые элементы, серверы, системные блоки, документация, процедуры, услуги и все другие ИТ-компоненты, контролируемые ИТ-организацией.
Слайд 5Все Конфигурационные Единицы должны быть включены в Конфигурационную Базу Данных
(CMDB), которая отслеживает все ИТ-компоненты и взаимоотношения между ними. В
самой примитивной форме Конфигурационная База Данных представляет собой набор бумажных форм или электронных таблиц.
Разработчики часто используют нечто подобное Конфигурационной Базе Данных для контроля версий всех программных модулей.
Не следует путать Конфигурационную Базу Данных со складскими или инвентаризационными базами данных. Такие программы предоставляют только ограниченную информацию о действующем аппаратном и программном обеспечении, сетевых компонентах и компонентах среды.
Слайд 6Цель процесса
Цель процесса Управления Конфигурациями — содействие в Управлении Значимостью
ИТ-услуг (сочетание требований заказчика, качества и затрат) путем поддержки логической
модели ИТ-инфраструктуры и ИТ-услуг и предоставления информации о них другим бизнес-процессам. Это достигается посредством идентификации, мониторинга, контроля и предоставления информации о Конфигурационных Единицах и их версиях.
Задачами процесса являются:
точная регистрация детальной информации об ИТ-компонентах и услугах, предоставляемых организацией;
предоставление точной информации и документации для поддержки других процессов сервис-менеджмента.
Слайд 7Преимущества использования процесса
Управление Конфигурациями содействует рентабельному предоставлению высококачественных ИТ-услуг с
помощью:
Управления ИТ-компонентами
Повышения качества коммерческих услуг
Эффективного разрешения проблем
Более быстрой обработки изменений
Лучшего
контроля аппаратного и программного обеспечения
Улучшенной безопасности
Соблюдения требований закона
Более точного планирования расходов
Лучшей поддержки процессов Управления Доступностью и Управления Мощностями
Крепкого надежного фундамента для Управления Непрерывностью ИТ-услуг
Определения скрытых затрат
Слайд 9Базисная Конфигурация
Базисная Конфигурация - это мгновенный снимок группы Конфигурационных Единиц,
сделанный в определенный момент времени. Базисную Конфигурацию можно использовать в
качестве:
авторизованного/поддерживаемого продукта, который можно включить в ИТ-инфраструктуру;
стандартных Конфигурационных Единиц для учета информации о стоимости;
базы при разработке и тестировании новых Конфигураций;
для выполнения возврата к исходному состоянию, если возникают проблемы с новой Конфигурацией после проведения изменений;
стандарта для поставки Конфигураций пользователям;
базы при установке нового программного обеспечения.
Слайд 10Критические факторы успеха
Условием успешной работы по Управлению Конфигурациями является получение
необходимой информации для поддержания базы данных в актуальном состоянии.
Это
означает, что обязательно нужно поддерживать взаимосвязи с процессом Управлением Изменениями, а для регистрируемых характеристик всегда должен быть найден тот, кому они требуются.
Внедрение процесса важно правильно разбить на этапы.
Слайд 11Проблемы
ИТ-организация должна четко определить свои намерения относительно того, какие характеристики
ИТ-инфраструктуры должны регистрироваться и обеспечить необходимые руководящие ресурсы для исполнения
намеченного. В организации должна существовать твердая приверженность в использовании Конфигурационной Базы Данных (CMDB).
На успешную реализацию процесса могут повлиять следующие проблемы:
Неправильно определен охват (границы) Конфигурационной Базы Данных или Уровень Детализации Конфигурационных Единиц
Неадекватная система ручной обработки
Влияние срочных изменений
Чрезмерно плотный график работы
Понимание руководством важности процесса
Попытки обхода процесса
Слайд 13Быстрое развитие ИТ-технологии рынка привели к тому, что сейчас изменения
стали обычным делом. Если инциденты, связанные с изменениями, не будут
контролироваться, из-под контроля может выйти все предоставление ИТ-услуг и сам бизнес. Число инцидентов может увеличиваться, каждый из них будет требовать принятия срочных мер, что в свою очередь может привести к возникновению новых инцидентов. Ежедневное планирование часто не в состоянии учитывать увеличивающуюся рабочую нагрузку.
Целью Процесса Управления Изменениями является руководство проведением изменений и ограничение числа инцидентов, вызванных изменениями.
Девиз Процесса Управления Изменениями:
Не всякое изменение является улучшением, но всякое улучшение является изменением.
Слайд 14На рисунке показан цикл изменений, вызванный предложениями на новые разработки
и улучшения, Запросами и требуемыми решениями:
Инновации и усовершенствования —
внедрение новых услуг и новых технических средств в ИТ-инфраструктуру становится причиной появления новых регулярно возникающих ошибок в ИТ-инфраструктуре.
Изменения — все, от небольших инсталляций до перестановки мейнфреймов, при неаккуратном проведении изменений могут стать причиной появления новых регулярно возникающих ошибок в ИТ-инфраструктуре.
Корректирующие меры — нацелены на исправление недавно появившихся регулярно возникающих ошибок.
Слайд 16Виды деятельности
Процесс Управления Изменениями включает в себя следующие виды деятельности
для обработки изменений:
Направление Запроса — Управление Изменениями отвечает за правильную
регистрацию всех изменений.
Прием в обработку - предварительный просмотр (фильтрация) Запросов на Изменения и прием их к дальнейшему рассмотрению.
Классификация — сортировка Запросов на Изменения по категориям и приоритету.
Планирование — объединение изменений, планирование их проведения и планирование необходимых ресурсов.
Координация — координирование компоновки, испытаний и проведения изменений.
Оценка — оценка успешности каждого изменения и составление заключения для будущей деятельности.
Слайд 19ITIL — IT Infrastructure Library — Библиотека передового опыта организации
ИТ
Слайд 20Основные понятия
ITIL — IT Infrastructure Library — Библиотека передового опыта
организации ИТ