Слайд 1
Управление корпорацией
17. Этические аспекты корпоративного управления
С.А. Зенченко
szenchenko@mesi.ru
Слайд 217.1. Значение корпоративной этики
Растущая конкуренция и требования к компаниям со
стороны общества, включая экологические и этические вопросы, требовали переосмысления практики
и целей бизнеса, выработки новых правил. Сторонники введения этических стандартов исходили из тезиса необходимости формирования нового типа взаимоотношений между работниками и работодателями (или новой основы — нематериальной мотивации труда), между компаниями и государством, между компаниями как партнерами. Все это создавало новые конкурентные преимущества и условия в период информационной эволюции и глобализации бизнеса.
Слайд 317.1. Значение корпоративной этики
Законы и движущие силы рынка являются необходимым,
но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются
ответственность за
проводимую политику и действия в сфере бизнеса,
уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.
Слайд 417.1. Значение корпоративной этики
Особенно остро соблюдение общепринятых стандартов деловой (корпоративной)
этики необходимо в корпоративном управлении при регулировании сложной системы отношений
между акционерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками компании и иными заинтересованными лицами: поставщиками товаров и услуг, дистрибьюторами, продавцами, конечными потребителями и органами власти.
Слайд 517.2. Международная практика применения этических стандартов
Основными путями развития этических стандартов
в бизнесе является принятие общепризнанных документов различных международных организаций (ОЭСР,
GRI и пр.), а также принятие этических кодексов отдельных компаний.
Слайд 617.2. Международная практика применения этических стандартов
Декларация Ко «Принципы бизнеса» (1994
г.). ». В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
1) ответственность
бизнеса: от блага акционера к благу его ключевых партнеров;
2) экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;
3) уважение правовых норм;
4) поддержка многосторонних торговых отношений;
5) забота об окружающей среде;
6) отказ от противозаконных действий.
Слайд 717.2. Международная практика применения этических стандартов
Основополагающими документами деловой и корпоративной
этики также являются Глобальный договор ООН , Хартия Кейдарнен о
достойном корпоративном поведении , документы Глобальной инициативы по составлению отчетности (GRI) . В 1999 г. под эгидой правозащитной организации «Международная социальная ответственность» (Social Accountability International — SAI) был разработан Стандарт SA 8000 — на систему социального и этического менеджмента. Его требования основаны на конвенциях Международной службы труда и других организаций по защите прав человека, а независимая система верификации — на процедуре, применяемой при сертификации по стандартам ISO серий 9000 и 14000. В настоящее время принят как стандарт ISO 26000
Слайд 817.2. Международная практика применения этических стандартов
В качестве важнейших документов, содержащих
этические принципы для корпораций, необходимо также отметить Принципы корпоративного управления
ОЭСР (разработаны в 1999 г. и обновлены в 2004 г.), а также Руководство по корпоративному управлению для компаний с государственным участием (2006 г.).
В рамках построения новой мировой финансовой системы и восстановления экономики мира, нацеленной на более мягкий рост и устойчивое развитие, ОЭСР разработала документ под названием «Стратегический ответ на финансовый и экономический кризис» , который, в частности, направлен на совершенствование стандартов деловой и корпоративной этики.
Слайд 917.2. Международная практика применения этических стандартов
Кодекс корпоративной этики может выполнять
три основных функции:
1) репутационную;
2) управленческую;
3) функцию развития корпоративной культуры.
Репутационная функция кодекса заключается в
формировании доверия к компании со стороны внешних заинтересованных лиц.
Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях.
Корпоративная этика является составной частью корпоративной культуры , кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать их на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
Слайд 1017.2. Международная практика применения этических стандартов
В практике распространены два вида
этических кодексов: краткий декларативный и развернутый.
Основной задачей декларативного варианта
кодекса является репутационная задача. При этом для решения управленческих задач или развития корпоративной культуры необходима разработка дополнительных документов.
В развернутом кодексе регламентируется поведение сотрудников в отдельных областях, где высок риск возникновения сложных этических ситуаций. Регламенты описывают отношения с заказчиками, потребителями, государством, конфликт интересов и безопасность труда.
Большой объем и сложность содержания таких кодексов не позволяют их рассматривать как общекорпоративный документ. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента.
Слайд 1117.2. Международная практика применения этических стандартов
В международной практике наиболее распространенными
сферами регулирования корпоративных кодексов этики являются:
конфликт интересов, подарки и иная
выгода;
взаимоотношения с конкурентами и партнерами;
взаимоотношения с органами государственной власти;
соблюдение законодательства;
защите собственности и ресурсов компании;
инсайдерская и конфиденциальная информация;
ведение финансовой отчетности и управленческого учета;
охрана труда, техника безопасности, защита окружающей среды;
политическая деятельность компании, участие сотрудников в деятельности политические, религиозных и общественных организаций.
Слайд 1217.3. Российская практика применения этических стандартов
Российские изыскания в области деловой
и корпоративной этики также идут двумя путями:
1) разработка общих принципов деловой
этики различными общественными организациями;
2) инициативы компаний по принятию собственных этических кодексов.
Слайд 1317.3. Российская практика применения этических стандартов
В процессе реализации проектов по
разработке и внедрению этических стандартов необходимо сбалансированное сочетание знаний извне
(образцы лучшей практики) и исследование и выражение воли изнутри компании (активное вовлечение различных групп участников корпоративных отношений в процесс выработки и внедрения стандартов).
Слайд 1417.3. Российская практика применения этических стандартов
Одной из самых больших проблем
внедрения этических, вызывающих нешуточное сопротивление сотрудников российских компаний — это информирование
о нарушениях. Менеджеры и консультанты сталкиваются с большим напряжением, возникающим из-за неоднозначного, противоречивого отношения к процедуре информирования. С одной стороны, у сотрудников есть убеждение в безнравственности «доносительства» как такового, с другой — понимание того, что необходимо отслеживать исполнение стандартов.
Слайд 1517.3. Российская практика применения этических стандартов
Российские компании, особенно те, которые
стремятся стать лидерами в своей области, успешно используют опыт стран
Северной Америки и Европы. Многие компании мира ежедневно теряют деньги из-за отсутствия системы внутреннего контроля. Эти проблемы знакомы и российским компаниям. В поисках практических решений многие российские компании приходят к выводу, что внедрение в компании комплексной системы внутреннего контроля является самым практичным способом в обеспечении надлежащего корпоративного управления.
Слайд 1617.3. Российская практика применения этических стандартов
Федеральная служба по финансовым рынкам
(ФСФР), российский федеральный исполнительный орган, регулирующий рынок ценных бумаг, рекомендует
компаниям развивать систему внутреннего контроля и аудита и содействует внедрению в компаниях Кодекса корпоративного поведения. Согласно приказу ФСФР № 06-68 от 22.06.2006 г., в компаниях, входящих в котировальные списки А и Б, «совет директоров должен утвердить документ, определяющий процедуры внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, контроль над соблюдением которых осуществляет отдельное структурное подразделение эмитента, сообщающее о выявленных нарушениях комитету по аудиту».
Слайд 1717.3. Российская практика применения этических стандартов