Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ
Решения
Проблемы
Практика
Теория
Слайд 2Управлении человеческими ресурсами — стратегический уровень
Управлении персоналом — оперативный уровень
Управление человеческими ресурсами
(Human Resource Management) стратегическое планирование и управление
человеческими ресурсами организации
Управление человеческими ресурсами *
стратегическое и оперативное управление деятельностью по повышению эффективности использования человеческих ресурсов организации
* Современная расширенная трактовка
Управление персоналом (Personnel Management)
ряд действий, направленных на каждодневное оперативное управление человеческими ресурсами организации
Управление персоналом
система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации
Слайд 3ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
это личный состав организации, включающих всех наемных работников,
а также работающих собственников и совладельцев, которые посредством своей квалификации
должны обеспечивать достижение целей организации и которые подразделяются на категории в зависимости от их квалификации и занимаемой должности.
Слайд 4Три основных признака персонала:
юридическое оформление отношений с работодателем
персонал организации может
быть структурирован, т.е. подразделен на отдельные группы по каким-либо признакам
персонал объединен достижением общей цели организации
Слайд 5Структура персонала организации –
это совокупность отдельных групп работников, объединенных
по какому-либо признаку:
по признаку участия в производственном или
управленческом процессе;
по полу и возрасту;
по профессии;
по уровню образования;
по уровню квалификации (разряду);
по стажу работы
Слайд 6Выделяют также виды структуры персонала:
организационная
функциональная
ролевая
социальная
штатная
Слайд 7Организационная структура
это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении,
которые включают аппарат управления и производственные подразделения
Слайд 8Функциональная структура
формируется путем выделения групп работников по функциям (видам
деятельности) организации: специалисты по маркетингу, исследователи, работники основного производства.
Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определённому признаку (качество, труд и зарплата, учет и т.д.); обычно выделяют от 10 до 25 функций.
Слайд 9Ролевая структура
характеризует коллектив по участию в творческом процессе на
производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям.
Творческие роли свойственны энтузиастам,
изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений.
Коммуникации определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией
Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях.
Слайд 10Социальная структура
характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по
полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Слайд 11Штатная структура
определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень
должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.
Слайд 12По занимаемой должности персонал делится на следующие категории:
руководители, осуществляющие функции
общего управления.
Их условно подразделяют на три уровня: высший
, средний, низовой
специалисты
другие служащие
рабочие
работники социальной инфраструктуры
Слайд 13технократический
подход к управлению персоналом
господство авторитарного стиля управления; процесс
управления персоналом жестко регламентирован технологическим, производственным процессом;
главное место отводится производственным
планам, бюджетам, структуре, административным распоряжениям;
труд работников узко специализирован, не требует дополнительной подготовки;
связь между работниками определяется технологическим процессом, в связи с чем может наблюдаться устойчивость и стабильность производства
инновационный (целостный) подход к управлению персоналом
выработка организацией самостоятельной стратегии использования и развития трудовых ресурсов;
вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации;
исчезновение жестких организационных структур;
создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, увеличения полномочий сотрудников, формирование новых моральных ценностей, культуры, разделяемых всеми работниками организации
Слайд 14Основные научные школы управления персоналом
Классическая школа 1900-1930 гг.
Представители: Ф.Тейлор; А.Файоль, Г. Эмерсон, Г.Форд, А. К. Гастев,
П. М. Керженцев
Школа человеческих отношений 1930-1950 гг.
Представители: Э. Мэйо, Р. Лайкерт, М. Блейк
Школа человеческих ресурсов 1950 по н/вр.
Представители: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор
Слайд 15Классическая школа
Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То,
что они делают, менее важно для них, чем то, сколько
они при этом зарабатывают. Практически отсутствуют такие качества, как творчество, самостоятельность, инициатива, самоконтроль
Слайд 16Школа человеческих отношений
Люди стремятся быть полезными и значимыми, они
хотят быть вовлеченными и объединенными в общее дело и быть
признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень зарплаты.
Слайд 17Школа человеческих ресурсов
Труд для большинства людей доставляет удовлетворение. Люди
стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в
разработке которых они участвуют сами. Большинство людей ответственны, способны к самостоятельности, творчеству, личному самоконтролю, даже большему, чем этого требует занимаемая человеком должность.
Слайд 18Основные направления деятельности
Кадровое планирование
Поиск и отбор кадров
Адаптация новых работников.
Анализ работы и нормирование труда
Система стимулирования труда
Обучение и развитие
Оценка исполнения
Внутриорганизационные
перемещения работников
Формирование и поддержание организационной культуры
Слайд 19ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
охватывает широкий спектр функций от приема до
увольнения персонала:
наем, отбор и прием персонала;
деловая оценка персонала
при приеме, аттестации, подборе;
профориентация и трудовая адаптация персонала;
мотивация трудовой деятельности и управление оплатой труда;
организация труда и соблюдение этики деловых отношений;
управление конфликтами и стрессами;
обеспечение безопасности персонала;
управление нововведениями в кадровой работе;
обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
управление поведением персонала в организации;
управление развитием персонала;
высвобождение персонала
Слайд 20ПРИНЦИПЫ
управления людьми
Любая проблема предприятия — это проблема управления человеческими
ресурсами.
Персонал предприятия — это не только работники организации, но также
ее будущие и бывшие сотрудники.
Работник и работодатель — равные партнеры, имеющие свои цели.
Понимание и сближение целей работодателя и работника — кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия.
Эффективное управление персоналом зависит от того, на каком этапе жизненного цикла находится организация и на каком этапе карьеры и жизни находится работник.
Менеджеры по персоналу — это линейные менеджеры.
Специалисты кадровых служб — это эксперты в области управления людьми.
Любая проблема управления человеческими ресурсами — это общая проблема для линейных и кадровых менеджеров
Слайд 21Работа по управлению человеческими ресурсами
сводится к трем основным проблемам:
Найти
для выполнения определенной трудовой функции высокопрофессионального работника.
Обеспечить высокую эффективность работника
за счет правильно организован
ной адаптации, профориентации, обучения и развития, адекватной потребностям работника мотивации.
Удержать необходимого работника от его ухода из организации
Слайд 22Специфика человеческих ресурсов
Люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее
воздействие — эмоционально осмысленная, а не механическая, а следовательно, процесс
взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.
Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, а это представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации.
Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе
30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
Люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи или предоставления возможности в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Слайд 23ОШИБКИ, которые Вы бы не хотели допустить при управлении персоналом
нанять
на работу не того человека, который Вам нужен;
иметь большую текучесть
кадров;
чтобы Ваши люди делали все не лучшим образом;
терять время на бесполезные собеседования;
чтобы кто-либо из Ваших работников думал, что его жалованье не соответствует оплате труда других специалистов;
чтобы недостаток обучения подорвал эффективность работы Вашего отдела;
чтобы были допущены какие-либо действия, нарушающие трудовые отношения
Слайд 24КОНЦЕПЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Слайд 25Концепция управления персоналом
это целостная система теоретико-методологических взглядов на понимание
и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов
управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизмов ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.
Слайд 26Основные разделы
концепции управления персоналом:
1. Методология управления персоналом
2. Формирование
системы управления персоналом
3. Технология управления персоналом
Слайд 271. Методология управления персоналом
предполагает изучение основных научных взглядов на управление
персоналом, рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, разработку методов,
принципов управление персоналом, разъяснение понятий «управление персоналом», «персонал».
Слайд 282. Формирование системы управления персоналом
предполагает формирование целей, функций, оргструктуры управления
персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в
процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений (разработка стратегии, кадровой политики).
Слайд 293. Технология управления персоналом
предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его
деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой
и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала
Слайд 30 Основу концепции управления персоналом организации
составляют возрастающая роль
личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и
направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией
Слайд 31Факторы, оказывающие воздействие на людей в организации:
иерархическая структура,
культура и
рынок
Слайд 321. Иерархическая структура организации
где основное средство воздействия –
это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с
помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ
Слайд 332. Культура
т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные
нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести
себя так, а не иначе без видимого принуждения
Слайд 343. Рынок
сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг,
отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя
Слайд 35Система управления персоналом организации
система, в которой реализуются функции
управления персоналом.
Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд
функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Слайд 36Функциональные подсистемы системы управления персоналом
Подсистема планирования и маркетинга персонала
разработка
кадровой политики,
разработка стратегии управления персоналом,
анализ кадрового потенциала,
анализ рынка
труда,
организация кадрового планирования,
планирование и прогнозирование потребности в персонале,
организация рекламы,
поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами
Слайд 372. Подсистема управления наймом и учетом персонала
организация найма персонала,
организация собеседования, оценки, отбора и приема персонала,
учет приема, перемещений,
поощрений и увольнений персонала,
профориентация,
организация рационального использования персонала,
управление занятостью
Слайд 383. Подсистема управления трудовыми отношениями
анализ и регулирование групповых и
личностных взаимоотношений,
анализ и регулирование взаимоотношений руководства,
управление производственными конфликтами
и стрессами,
социально-психологическая диагностика,
соблюдение этических норм взаимоотношений
Слайд 394. Подсистема обеспечения нормальных условий труда
соблюдение требований психофизиологии труда,
соблюдение требований технической эстетики,
охрана труда и техника безопасности,
охрана
окружающей среды
Слайд 405. Подсистема управления развитием персонала
обучение, переподготовка и повышение квалификации
персонала,
введение в должность и адаптация новых работников,
оценка кандидатов
на вакантную должность,
текущая периодическая оценка кадров,
реализация деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения,
организация работы с кадровым резервом
Слайд 416. Подсистема управления мотивацией поведения персонала
управление мотивацией трудового поведения,
разработка систем оплаты труда,
разработка форм участия персонала в прибыли
и капитале,
разработка форм морального поощрения персонала,
организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом
Слайд 427. Подсистема управления социальным развитием
организация общественного питания,
управление жилищно-бытовым
обслуживанием,
обеспечение здравоохранения и отдыха,
обеспечение детскими учреждениями,
управление социальными
конфликтами и стрессами,
организация соцстрахования
Слайд 438. Подсистема развития организационной структуры управления
анализ сложившейся оргструктуры управления,
проектирование новой,
разработка штатного расписания,
разработка и реализация рекомендаций по
развитию стиля и методов руководства
Слайд 449. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом
решение правовых вопросов
трудовых отношений, хозяйственной деятельности,
проведение консультаций по юридическим вопросам
Слайд 4510. Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом
ведение учета статистики
персонала,
информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом,
обеспечение персонала научно-технической
информацией,
организация патентно-лицензионной деятельности
Слайд 46Философия управления персоналом
философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения,
связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение
лежащих в основе управления персоналом идей и целей.
Слайд 47 Сущность философии управления персоналом организации –
заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные
потребности, работая в организации
Слайд 48Состав разделов документа «Философия организации»:
Цель и задачи организации
Декларация прав работника
Требования
к поведению сотрудников
Деловые и нравственные качества
Условия труда и рабочее место
Оплата
и оценка труда
Социальные блага
Социальные гарантии
Увлечения (хобби)
Слайд 49При разработке философии организации необходимо учитывать:
национальный состав работников,
тип
производства,
вид собственности,
отрасль народного хозяйства,
численность работающих в организации,
уровень благосостояния работников,
культурный уровень персонала,
личные взгляды руководителя
Слайд 50Принципы управления персоналом
это правила, основные положения и нормы, которым
должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом
Слайд 51Принципы управления персоналом
Научности
Демократического централизма
Плановости
Первого лица
Единства распорядительства
Отбора, подбора
и расстановки кадров
Сочетания единоначалия и коллегиальности
Централизации и децентрализации.
Линейного,
функционального и целевого управления
Контроля исполнения решений
Слайд 52Методы управления персоналом
представляют собой способы воздействия на коллективы и
отдельных сотрудников с целью осуществления координации их деятельности в процессе
функционирования организации
Слайд 53Три группы методов управления персоналом:
Административные
Экономические
Социально-психологические
Слайд 54Административные методы
ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость
дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации,
культура трудовой деятельности.
Это группа носит прямой характер воздействия.
Слайд 55Административные методы:
Установление госзаказов.
Формирование структуры органов управления.
Утверждение административных норм и нормативов.
Правовое
регулирование.
Издание приказов, указаний, распоряжений.
Инструктирование.
Утверждение методик и рекомендаций.
Разработка положений, должностных инструкций,
стандартов организации.
Разработка другой регламентирующей документации.
Установление административных санкций и поощрений.
Слайд 56Экономические методы
это элементы экономического механизма управления, с помощью которого
обеспечивается прогрессивное развитие организации.
С помощью экономических методов осуществляется материальное
стимулирование коллективов и отдельных работников
Слайд 57Экономические методы:
Технико-экономический анализ.
Технико-экономическое обоснование.
Технико-экономическое планирование.
Материальное стимулирование.
Кредитование.
Ценообразование.
Участие в прибылях и капитале.
Налогообложение.
Установление
экономических норм и нормативов.
Страхование.
Установление материальных санкций и поощрений.
Слайд 58Социально-психологические методы
основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений
в коллективе, социальные потребности и др.).
Специфика этих методов заключается
в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива и процессе управления персоналом.
Слайд 59Социально-психологические методы:
Социально-психологический анализ
Социально-психологическое планирование
Создание творческой атмосферы
Участие работников в управлении
Социальная и
моральная мотивация и стимулирование
Удовлетворение культурных и духовных потребностей
Формирование коллективов, групп
Создание
благоприятного психологического климата
Установление социальных норм поведения
Развитие у работников инициативы и ответственности
Установление моральных санкций и поощрений.