Слайд 1Дисциплина:
Управление таможенной деятельностью
Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент
ВОЛКОВ
Владимир Федорович
каб. 409В, тел. 21-55
Кафедра управления
1
Слайд 2Тематический план дисциплины
2
Слайд 3Тематический план дисциплины
3
Слайд 4Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент
ВОЛКОВ Владимир Федорович
каб. 409В, тел.
21-55
Кафедра управления
ЛЕКЦИЯ
Проблемы интеграции и пути
их решения таможенными
методами и инструментами
4
Слайд 5 Вопросы:
1. Международная экономическая интеграция
2. Управление процессами интеграции.
3. Институт таможенного администрирования
Литература:
1.
Управление таможенным делом: Учебное пособие. Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев
В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н., Дианова В.Ю., Барамзин С.В., Волков В.Ф./ под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010.
2. Основы управления таможенными органами России: Учебник Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
5
Слайд 61. Международная экономическая интеграция
6
Слайд 77
Цели международной экономической интеграции
Слайд 88
Основные предпосылки международной экономической интеграции
Слайд 99
Основные предпосылки международной экономической интеграции
Слайд 1010
Этапы международной экономической интеграции
Слайд 1111
Этапы международной экономической интеграции
Слайд 1212
Этапы международной экономической интеграции
Слайд 1313
Возможные выгоды и издержки
международной экономической интеграции
Слайд 1414
Таможенное регулирование в сфере ВЭД
Слайд 1515
Главные направления деятельности
международных организаций:
– содействие в разработке экономической политики,
в формировании организационно-правовых структур для поддержки макроэкономических целей правительств, в
частности, таможенных органов;
– разработка и финансирование программ модернизации и развития национальных экономик и таможенных структур, надзор за их реализацией;
– предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора налогов и таможенных пошлин, предоставление помощи в подготовке законодательных актов и обучении юристов госорганов, в частности, по законодательству о валютном регулировании и налогово-бюджетной сфере;
– консультации по разработке и реализации реформ внешней торговли, оказание помощи в модернизации компьютерных систем, повышении квалификации для госслужащих.
Слайд 1616
Наиболее значительными из региональных союзов являются:
Европейский Союз или Евросоюз
(ЕС);
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
Североамериканское соглашение о свободной торговле
между США, Канадой и Мексикой (НАФТА);
МЕРКОСУР – объединение таких стран, как Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай;
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), АН-ЗЕРГА – объединение Австралии и Новой Зеландии.
Слайд 172. Управление процессами интеграции
17
Слайд 1818
Значимые проблемы мировых экономических процессов:
– проблема глобализации как проблема развивающегося
дисбаланса в сфере международной торговли и внешнеэкономических отношений;
– проблема международной
экономической интеграции как проблема выбора стратегии эффективного вхождения государства в мировое экономическое хозяйство и средств, обеспечивающих ее реализацию;
– проблема регулирования внешнеэкономической деятельности как проблема выбора инструментов и средств повышения эффективности внешнеэкономической деятельности государств в изменяющихся условиях конкуренции в сфере мировой экономики.
Слайд 1919
В практическом плане опору, основное ядро, инструментально-технологическую базу и организационную
структуру такого института составляет таможенная служба, которая в свою очередь
имеет собственные уровни интегрирования и управления:
– международный уровень, формируемый ведущими международными организациями, такими как ВТО, ВТамО, Мировой Банк, Международный Валютный Фонд, Международная Торговая Палата, Конференция ООН по торговле и развитию;
– региональный уровень, формируемый с учетом специфики региональных объединений – ЕС, ЕАСТ, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АН-ЗЕРГА;
– национальный уровень, представляемый институтами таможенного администрирования (таможенными органами и организациями конкретных государств).
Слайд 2020
Схема решения проблем международной экономической
Существующий
институт
таможенного
администрирования
Формируемый
институт
таможенного
администрирования
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИНСТИТУТЫ ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ВСЕМИРНЫЙ
ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Слайд 213. Институт
таможенного администрирования
21
Слайд 2222
Интеграционные группировки на постсоветском пространстве с участием России
1. Различный уровень
экономического развития.
2. Недостаточный уровень технико-экономического
и технико-технологического развития.
3. Глубокая
диспропорциональность экономического
потенциала стран.
4. Структурное сходство экономики многих стран СНГ
(преобладание сырьевых отраслей).
5. Различные механизмы хозяйствования.
6. Бюджетные потери России от использования
принципа уплаты НДС по стране назначения.
7. Конкуренция различных энергопроектов России,
Казахстана, Туркмении, Азербайджана.
8. Различия в социально-экономическом положении
государств, соотношении их общественно-
политических сил, в национальных особенностях и традициях, ожиданиях населения и степени его
готовности к реформам.
9. Отсутствие согласованности в вопросе создания
наднациональных органов, необходимых для более
качественной и глубокой интеграции.
Слайд 2323
Интеграционные группировки на постсоветском пространстве с участием России
1. Формальный характер
соглашения.
2. Геополитическая стратегическая
неопределенность Белоруссии.
3. Различные механизмы
хозяйствования.
4. Низкая взаимодополняемость
экономик.
5. Различия в социально-
экономическом положении государств,
соотношении их общественно-
политических сил.
6. Проблемы в отношении цен на
энергоносители, применения
торговых барьеров во взаимных
связях.
7. Расхождения в вопросах
унификации национального
таможенного тарифа Союзного
государства.
8. Различия в подходах к
применению согласованных
принципов предоставления
таможенных льгот.
Слайд 2424
Интеграционные группировки на постсоветском пространстве с участием России
Слайд 2525
Интеграционные группировки на постсоветском пространстве с участием России
Положительная динамика
интеграционных
процессов.
Продолжается процесс
образования ЕЭП, в
отношении которого
подготовлено более 80
документов, в том числе 38
из них касаются таможенного
союза.
На повестке дня также
формирование единого
энергетического пространства
и единого транспортного
пространства в рамках
Сообщества (по этим
направлениям есть
наработки концептуального,
практического, организационно-
правового характера).
Важные направления взаимного
экономического сотрудничества:
фармацевтика, новые технологии,
включая нанотехнологии,
биотехнологии, туризм.
В декабре 2009 года на
неформальном саммите в
Алмате президенты Белоруссии,
Казахстана и России утвердили
План действий на 2010-2011 годы
по формированию следующего
этапа интеграции – ЕЭП,
предусматривающий разработку
и подписание к 01.01.2012
необходимых международных договоров.
Слайд 2626
Цели создания таможенного союза:
обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной
торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами,
а также развитие экономической интеграции стран-участниц.
Эксперты выделяют и такие цели:
обеспечение социально-экономического прогресса путем устранения препятствий для свободного взаимодействия;
создание условий для добросовестной конкуренции и товарообмена;
формирование общего экономического пространства и выхода на внешний рынок.
Задачи таможенного союза.
Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами.
Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза.
Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами стран-членов.
Введение общей для стран-членов системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами.
Создание общей системы преференций.
Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеторговой деятельности.
Унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики.
Слайд 2727
Предпосылками создания таможенного союза явились:
в условиях кризиса появилась необходимость гарантированного
сбыта товаров каждой страны-члена ТС;
геополитические и геоэкономические интересы стран-членов ТС;
интерес
Белоруссии в возможности свободного доступа своих товаров на российский рынок и получения нефти из России без пошлин;
интерес Казахстана в возможности выхода на российский рынок, транспортировки грузов по российским дорогам и трубопроводам по внутрироссийским ценам;
интерес России в сохранении Белоруссии и Казахстана в качестве традиционных и потенциально крупных рынков сбыта промышленной продукции, в т.ч. технически сложной, возможность создать рублевую зону и финансовый центр, независящий от доллара США;
кооперационные связи в различных сферах и отраслях;
единая энергетическая, транспортная и коммуникационная система;
низкий уровень конкурентоспособности продукции стран-членов ТС и качества жизни;
географическая близость и единый язык общения.
Слайд 2828
Таможенный союз формируется в три этапа
Предварительный этап: до 1 января
2010 года – включал введение единого таможенного тарифа и единой
системы мер нетарифного регулирования внешней торговли с третьими странами.
Первый этап: до 1 июля 2010 года – включал тестирование и введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов, введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза и перенос таможенного контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации, отмену таможенного оформления на границе с Казахстаном товаров, происходящих из трех стран-членов.
Второй этап: до 1 июля 2011 года – включал перенос таможенного контроля на внешнюю границу Казахстана при сохранении пограничного контроля на российско-казахстанской границе.
В этой связи были приняты или готовятся к принятию следующие нормативно-правовые документы, составляющие правовую основу интеграционного объединения трех стран
Слайд 2929
Нормативно-правовые документы,
составляющие основу правовой базы функционирования таможенного союза
Слайд 3030
Система нормативного правового регулирования
в Таможенном союзе
Слайд 3131
Система принятия решений в области
таможенного регулирования в Таможенном союзе
Слайд 32Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент
ВОЛКОВ Владимир Федорович
каб.409В, тел. 21-55
Кафедра
управления
ЛЕКЦИЯ
Проблемы интеграции и пути
их решения таможенными методами
и инструментами
32