Слайд 1Урок искусства в 9 классе
учитель мерникова в.с.
Искусство и власть
Слайд 2Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе.
Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это
возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Слайд 3Когда же появилось искусство?
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития
человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и
духовной жизни общества.
Слайд 4Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?
Вывод: искусство и
власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования
общественной жизни.
Слайд 5Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое
сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.
Искусство воплощало
в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью.
Слайд 6Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?
В искусстве
древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона.
Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы.
Слайд 7Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он
выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его
победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).
Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.
Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.
Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев.
Слайд 8Триумфальная арка в Париже — монумент на площади Шарля де
Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по
указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором
Слайд 9Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на
площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814
году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна
Слайд 10Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в
музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917)
«Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова , слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина
Слайд 11 Cамостоятельная работа
Как помогало искусство укреплять власть и
авторитет властителей?
Насколько глубоки их взаимосвязи?