Разделы презентаций


Урок повторения «Лексика и фразеология»

Содержание

Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.Лексика (от греч.— словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка.Фразеология — совокупность устойчивых

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лексика и фразеология.
Урок повторения в 8 классе.
Пухальская Л. В.

, учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Лексика и фразеология.Урок повторения в 8 классе.Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ

Слайд 2Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава

языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.
Лексика (от греч.—

словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка.
Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику)

Слайд 3 Классификация лексики
По происхождению:
исконно русская
заимствованная

Классификация лексики По происхождению:исконно русскаязаимствованная

Слайд 4 Классификация лексики
По сфере употребления:
Общеупотребительная
Ограниченная в употреблении:
-диалектная
-специальная
-жаргонная

Классификация лексики По сфере употребления: ОбщеупотребительнаяОграниченная в употреблении:-диалектная-специальная-жаргонная

Слайд 5 Классификация лексики
По степени современности:
новая
устаревшая:
-историзмы
-архаизмы

Классификация лексики По степени современности:новаяустаревшая:-историзмы-архаизмы

Слайд 6 Классификация лексики
По эмоциональной и стилистической
окрашенности:
высокая
нейтральная
сниженная

Классификация лексики По эмоциональной и стилистической окрашенности:высокаянейтральнаясниженная

Слайд 7 Синонимы-
Антонимы-
Омонимы-
слова одной части речи, различные по звучанию

и написанию , но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое

значение

слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова

Синонимы- Антонимы-Омонимы- слова одной части речи, различные по звучанию и написанию , но имеющие одинаковое или

Слайд 8 Тренировочные задания по лексике и фразеологии

Укажите, какие пары

являются синонимами, антонимами, омонимами.
Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок

– понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.
Тренировочные задания  по лексике и фразеологииУкажите, какие пары являются синонимами, антонимами, омонимами.Знаменитый художник – известный

Слайд 9 Сгруппируйте антонимы
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность.
5.

Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10.

Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный.
13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый.
16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать.
20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток.
23. Поддельный. 24. Низко.
Сгруппируйте антонимы1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать.

Слайд 10
В каком примере неправильно дана пара синонимов?
А) дистанция –

расстояние Б) фиаско – победа
В) приоритет – первенство Г)функционировать –работать
Какая пара слов

не является антонимами?
А) баснословный, мизерный
Б)благоговейно, непочтительно
В)равнодушие, индифферентность
Г)сумасбродство, благоразумие
В каком примере неправильно дана пара синонимов?А) дистанция – расстояние	Б) фиаско – победаВ) приоритет – первенство	Г)функционировать

Слайд 11Какие фразеологические обороты не являются синонимами?
А) важная птица, птица невысокого

полёта
Б) в мгновение ока, в два счёта
В) во всю ивановскую,

во время оно
Г) сломя голову, что есть мочи

Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что – то»?
А) тришкин кафтан
Б) прокрустово ложе
В) дамоклов меч
Г) пиррова победа

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?А) важная птица, птица невысокого полётаБ) в мгновение ока, в два счётаВ)

Слайд 12Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
А) сентиментальный – особо тщательный,

до мелочи точный
Б) абориген – коренной житель той или иной

страны
В) баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом
Г) акватория – участок водоёма, водной поверхности

В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
А) Ослепительный снег одел все горы и преобразил их.
Б) Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра.
В) Хочу одеть новое пальто и показать его вам.
Г) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?А) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точныйБ) абориген – коренной житель

Слайд 13Замените слово РАЗУМЕЛ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Под

волей он разумел свободу.
 

Замените слово УВЯЗАЛСЯ стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.
Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было.

Замените слово РАЗУМЕЛ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Под волей он разумел свободу.  Замените слово УВЯЗАЛСЯ

Слайд 14Замените разговорное слово УЙМА стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
Причин

уйма.
Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из предложения стилистически

нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним.
У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

Замените разговорное слово УЙМА стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.Причин уйма. Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ

Слайд 15 Проверь свою лексическую
осведомленность
Антитеза-
а)проблема; б) преувеличение;
в)

противопоставление; г)главная мысль.
Доминировать-
а)достигать; б)развиваться;
в)преобладать; г)растворяться

Проверь свою лексическую осведомленность Антитеза- а)проблема; б) преувеличение; в) противопоставление; г)главная мысль.Доминировать-а)достигать; б)развиваться;в)преобладать; г)растворяться

Слайд 16 Проверь свою лексическую
осведомленность
Рациональный-
а)потусторонний б)таинственный
в)материальный г)целесообразный
Приоритет-
а)льгота

б)выбор
в)первенство г)равенство

Проверь свою лексическую осведомленность Рациональный- а)потусторонний б)таинственныйв)материальный г)целесообразный Приоритет-а)льгота б)выборв)первенство г)равенство

Слайд 17 Проверь свою лексическую
осведомленность
Резонанс-
а)опыт б)договор
в)довод г)отзвук
Виртуальный-

а)специальный б)определенный в)воображаемый г)сверхъестественный

Проверь свою лексическую осведомленность Резонанс- а)опыт б)договорв)довод г)отзвук Виртуальный- а)специальный б)определенный в)воображаемый г)сверхъестественный

Слайд 18 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика