Слайд 1Восемнадцатое ноября
Урок –практикум по написанию итогового сочинения на основе произведений
В.Астафьева, Э.Хемингуэя
(направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»)
Слайд 2Цели урока:
содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное
произведение,
совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом,
приобщать учащихся к
исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме,
развивать устную и письменную речь,
способствовать нравственному воспитанию учеников.
Слайд 3Задачи урока:
Приобщить учащихся к творческому миру писателей.
Понять позицию автора в
произведении.
Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит гуманное
отношение человека к природе.
Подготовить к написанию итогового сочинения по направлению «Человек и природа».
Слайд 4Работа с эпиграфами
«… Любовь к родной природе – один из
важнейших признаков любви к своей стране»
К.Г.Паустовский
Слайд 5“...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей
в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом... умей
думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!”
М.Пришвин
Слайд 6Композиция итогового сочинения
Вступление.
Собственное рассуждение.
Аргументы.
Заключение.
Слайд 7
Синквейн к слову «природа»
2 прилагательных
3 глагола
Словосочетание или простое предложение
Вывод: 1
существительное
Слайд 8
Природа -
Живая, таинственная.
Беречь, охранять, любить.
«Кладовая солнца».
Храм .
Слайд 9Тема сочинения
Отношение человека к природе
Слайд 10Вопросы по теме
Какие ассоциации вызывает у человека слово «природа»?
Что даёт нам общение с ней?
Чему она учит?
Что заставляет
человека разрушать её, истреблять редких животных, варварски отнестись к ней?
Ваше мнение, ваше рассуждение по этому поводу.
Слайд 11 Аналитическая беседа по эпизодам произведений из учебника литературы
1 группа
В.Астафьев
, повесть «Царь-рыба»
Зиновий Игнатьич Утробин
2 группа
Э Хемингуэй, повесть «Старик и
море»
Старый рыбак Сантьяго
Слайд 121 вопрос
Какие причины толкнули заняться незаконной ловлей рыбы Игнатьича? Что
его на это подвигло?
Какие причины толкнули заняться рыболовством старика
Сантьяго?
Слайд 13Ответ
потребительское отношение, с целью наживы - браконьерство
от безвЫходности, от
крайней бедности, чтобы прокормить себя, других;
чтобы доказать, что человека
нельзя победить, его девиз «Жизнь – постоянная борьба»
Слайд 142 вопрос
Можно ли назвать главного героя одиноким?
Слайд 15Ответ
Занимается браконьерством втайне от всех, один ночью, остаётся один на
один с «царицей» реки - осетром
Он не одинок, потому что
чувствует единство с морскими обитателями, относится к морю, к рыбе - мечу, морским свиньям, ласточкам, как к живым существам, наделённым разумом, разговаривает с ними, ведь он – пытливый наблюдатель и философ
Слайд 163 вопрос
Какое наказание получает за свои грехи?
«Царем» природы ли
оказался Игнатьич?
Почему старик Сантьяго одерживает победу над рыбой-мечом, стаей акул?
Слайд 17Ответ
Запутался в своих же сетях, поставленных для осетра.
Нет, он из
МУЧИТЕЛЯ превратился в МУЧЕНИКА,
терпит ВЕЛИКИЕ МУКИ
Воспитан неустанным трудом, у
него доброе отношение к миру, природе
Слайд 19Позиция автора
Идея произведения: человек должен жить в мире с природой,
не разрушать гармонии природы, не грабить ее.
Идея произведения: человека, сильного
духом, нельзя победить ни при каких обстоятельствах, автор верит в него.
Слайд 20Вывод:
Природа даёт человеку многое, а мы взамен как поступаем с
ней, а что даёт человек?
Природа – храм или мастерская?
Слайд 21Вывод :
Человек берёт от природы всё, что хочет: истребляет леса
и животных, загрязняет реки, моря, океаны.
Он вмешивается в
природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой, что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.
Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь природных богатств.
Слайд 22Вывод всего урока:
Бережное, гуманное отношение к природе – вот главная
мысль, которая проходит красной нитью через произведения В.Астафьева “Царь – рыба”,
Э.Хемингуэя «Старик и море».
Слайд 23Домашнее задание:
написать сочинение «Отношение человека к природе»