Слайд 1
Тема: Задержка психического развития
Выполнили: Петрова Анна
Моргунова Вика
Слайд 2План:
1 Понятие, причины и классификация ЗПР.
2 Специальное (коррекционное) образование детей
с ЗПР.
Слайд 3 Термин «задержка психического развития»
(ЗПР) - нарушение нормального
темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и
соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.
ЗПР — состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм.
М. С. Певзнер считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму не осложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо при переходе его от дошкольного к школьному возрасту.
Слайд 4 Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению
к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной
нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Слайд 5Причинами выраженной задержки психического развития являются:
1 минимальные органические повреждения
или функциональная недостаточность центральной нервной системы;
возникающие в результате воздействия патогенетических
факторов во внутриутробном периоде;
во время родов и первые годы жизни ребенка;
длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
5 длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождёния в условиях неблагополучной семьи).
Слайд 6 Отечественных ученые Т.А. Власова и М.С Певзнер установили
клиническую неоднородность
и выделили различные формы ЗПР:
- психический и психофизический инфантилизм;
- рано
возникшие астенические и церебрастенические состояния.
Слайд 7Предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (К.С.Лебединская),
представленная четырьмя группами:
ЗПР конституционального происхождения.
ЗПР соматогенного характера,
ЗПР
психогенного характера,
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Слайд 8Также существует классификация Г.Е. Сухарева:
интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными
условиями среды и воспитания;
интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;
вторичная интеллектуальная
недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, речи.
Слайд 9
Исследования показали, что стойкие формы ЗПР, как правило,
связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы.
Этим
задержка психического развития отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.
Слайд 10 Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по
сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным
развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно- деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.
Слайд 11 Психологи и педагоги отмечают
характерные для дошкольников с
ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность
деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.
Слайд 12 Эти особенности развития младших школьников позволили ученым сделать важный
вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального
коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства. По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления их в школу.
Слайд 13 Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей
стране включает в себя:
1 дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего
вида,
2 специальных школ VII вида и школ-интернатов для детей с ЗПР,
3 классов коррекционно-развивающего
обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;
Слайд 14 С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР
была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения.
Это
качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.
Слайд 15 Существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания
помощи детям с ЗПР и семье.
Открываются новые
образовательные учреждения для детей с ЗПР
дошкольного и школьного возраста, создаются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.
Слайд 16 Главными при определении стратегии и технологии обучения и
воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания
в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающей построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики.
Слайд 18 Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и
адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада.
Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения — ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях:
- диагностико-консультативная,
- лечебно-оздоровительная;
- коррекционно-развивающая.
Слайд 19 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется специалистами-дефектологами, логопедами, воспитателями при
участии семьи ребенка.
Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития
ребенка и предполагает обучение по разным направлениям:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи,
- формирование правильного звукопроизношения,
- обучение игровой деятельности и ее развитие,
- ознакомление с художественной литературой,
- развитие элементарных математических представлений
- подготовка к обучению грамоте, трудовое,
- физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.
Слайд 21В школе коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов:
ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика,
трудовое обучение.
На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.
Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия).
С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Слайд 23 Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в
дошкольном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими составляющими, среди
которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.
Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррекционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду.
Необходимы укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле помощи ребенку с затруднениями в обучении.