Слайд 1Разработка Бизнес-плана
Понятие бизнес-плана
Классификация видов бизнес-планов
Структура бизнес-плана
Слайд 2Роль и назначение бизнес-плана
Основное назначение и
задача бизнес-плана:
дать целостную
оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации проекта
Слайд 3Роль и назначение бизнес-плана
Бизнес-планирование творческий процесс, требующий профессионализма и
искусства
Слайд 4Роль и назначение бизнес-плана
В качестве внешнего документа он
выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными
финансовыми партнерами:
инвесторами;
поставщиками сырья, материалов, оборудования;
посредниками в реализации продукции предприятия;
предприятиями и организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельностью;
возможными спонсорами предприятия и др.
Слайд 5Что должен показать бизнес-план инвестору
Слайд 6Классификация бизнес-планов
По целевой аудитории:
внутренний
внешний
Слайд 7Классификация бизнес-планов
По назначению:
БП коммерческой идеи или инвестиционного проекта
БП компании или
структурного подразделения
БП как заявка на грант
БП как заявка на кредит
БП
финансового оздоровления
БП развития региона для бюджета
Слайд 8Подходы к разработке бизнес-плана
Слайд 9Порядок работы над бизнес-планом
Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов:
Определение
целей разработки бизнес-плана
Определение целевой аудитории бизнес-плана
Определение структуры бизнес-плана
Сбор и систематизация
информации для подготовки всех разделов бизнес-плана
Оформление бизнес-плана
Слайд 10Порядок работы над бизнес-планом
При разработке бизнес-плана необходимо учесть интересы всех
заинтересованных сторон:
заказчика и разработчика бизнес-плана
потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров
органов власти
персонала
и клиентов
Слайд 11Состав, структура и объем бизнес-плана
К факторам, определяющим объем, состав и
структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:
специфику вида деятельности;
размеры предприятия;
цель
составления бизнес-плана;
общую стратегию предприятия;
размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов
требования потенциального инвестора и др.
Слайд 12Состав, структура и объем бизнес-плана
Не существует жестко регламентированной
формы и структуры бизнес-плана.
Отсутствие единого стандарта разработки бизнес-планов
объясняется и различными видами бизнеса, и различными целями, с которыми создаются бизнес-планы.
Тем не менее можно выделить разделы, которые обычно присущи бизнес-плану.
Слайд 13Типовые разделы бизнес-плана
титульный лист
резюме
описание компании
продукция и услуги
анализ отрасли и рынка
план
маркетинга
производственный план
организационный план
анализ рисков
финансовый план
приложения к бизнес-плану
Слайд 14Последовательность разработки
бизнес-плана
Слайд 15Последовательность разработки
бизнес-плана
Слайд 16Последовательность разработки
бизнес-плана
Слайд 17Содержание разделов бизнес-плана
Титульный лист
Титульный лист бизнес-плана должен быть
лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются:
название фирмы;
ее местоположение;
название бизнес-плана;
дата его составления.
На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
Слайд 18Содержание разделов бизнес-плана
Содержание
После титульного листа может быть приведено содержание
бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в
бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию.
Содержание должно быть четко оцифровано.
Слайд 19Содержание разделов бизнес-плана
Резюме
Резюме (концепция бизнеса) это сжатый,
быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые
ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.
Его задача - привлечь внимание и захватить воображение тех, кто знакомится с содержанием проекта, вызвать у них желание познакомиться с проектом более детально.
Слайд 20Содержание разделов бизнес-плана
Резюме
Сведения, включаемые в резюме, должны передавать
все особенности проекта, включая:
цели проекта;
специфику продукции и услуг;
рынки сбыта и конкуренцию;
организацию и управление проектом;
финансовую информацию о проекте;
потенциальные выгоды для возможных участников проекта.
Слайд 21Содержание разделов бизнес-плана
Описание компании
В этом разделе следует дать
общее описание фирмы. Ключевые элементы раздела:
основные сведения о предприятии;
краткая история предприятия;
тип бизнеса, основные виды деятельности;
местоположение предприятия;
факторы, влияющие на деятельность предприятия;
цели и стратегии бизнеса.
Слайд 22Содержание разделов бизнес-плана
Продукция и услуги
В этом разделе представляется
описание продукции (услуг) предприятия, производится их комплексная оценка.
Выбор продукта должен осуществляться с точки зрения тех потребительских качеств, которые он удовлетворяет (цепочка «желание - удовлетворение»).
Основной вопрос: в чем уникальность именно вашего продукта/услуги, почему именно у Вас будут его приобретать.
Слайд 23Содержание разделов бизнес-плана
Продукция и услуги
С этой целью приводятся
следующие сведения:
потребности, удовлетворяемые товаром;
показатели качества;
экономические показатели;
внешнее
оформление;
сравнение с другими аналогичными товарами;
патентная защищенность;
показатели экспорта и его возможности;
основные направления совершенствования продукции;
возможные ключевые факторы успеха.
Слайд 24Содержание разделов бизнес-плана
Анализ отрасли и рынка
Данный раздел
один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, который должен ответить на
вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.
При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов, с тем, чтобы не подорвать доверие к предприятию и его руководству.
Слайд 25Содержание разделов бизнес-плана
Анализ отрасли и рынка
В бизнес-плане должны
найти отражение следующие вопросы:
характеристика отрасли;
тенденции и перспективы развития
отрасли;
роль предприятия внутри отрасли;
определение типа рынка, на котором предприятие предполагает работать;
определение рыночной структуры (проведение сегментирования рынка);
оценка конъюнктуры рынка (оценка численности покупателей на каждом выделенном сегменте, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса);
Слайд 26Содержание разделов бизнес-плана
Анализ отрасли и рынка
отбор целевых сегментов;
позиционирование
на рынке (действия по выведению товара на рынок и обеспечению
ему конкурентоспособного положения в сегменте);
прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении);
анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов;
оценка конкурентоспособности продукции и услуг;
конкурентное преимущество предприятия.
Слайд 27Содержание разделов бизнес-плана
План маркетинга
В данном разделе целесообразно изложить
основные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана.
Структура раздела может быть следующей:
стратегия маркетинга;
товарная политика;
ценовая политика;
сбытовая политика;
коммуникативная политика;
бюджет маркетинга.
Слайд 28Содержание разделов бизнес-плана
Производственный план
Этот раздел готовится только той
фирмой, которая собирается заниматься производством.
Раздел должен показать, что
предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
А также возможности дальнейшего расширения, модернизации, гибкость и мобильность производства и производственного процесса.
Слайд 29Содержание разделов бизнес-плана
Производственный план
Структура раздела может иметь следующий
вид:
расположение предприятия;
потребность в долгосрочных активах (капвложения);
производственные мощности
и их развитие;
потребность в оборотных средствах;
технология производства;
производственный процесс и операции;
организация труда;
контроль качества и охрана окружающей среды;
прогноз затрат.
Слайд 30Содержание разделов бизнес-плана
Организационный план
Данный раздел бизнес-плана должен быть
посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела
может иметь следующий вид:
правовое обеспечение деятельности;
организационная структура;
ключевой управленческий персонал;
кадровая политика фирмы;
календарный план.
Слайд 31Содержание разделов бизнес-плана
Анализ рисков
Задача раздела - выявление основных
рисков в реализации проекта, анализ их источников и причин возникновения,
оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков.
Данный раздел содержит следующие составные части:
анализ рисков, оценка риска проекта;
потери от риска, тип области риска проекта;
организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
программа страхования рисков.
Слайд 32Содержание разделов бизнес-плана
Финансовый план
В этом разделе бизнес-плана обобщают
все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в виде
финансовых формулировок и стоимостных показателей, а также содержит план получения инвестиций и определение эффективности предполагаемого проекта.
Слайд 33Содержание разделов бизнес-плана
Финансовый план
Раздел объединяет три направления:
1. Финансово-экономические
результаты деятель-ности предприятия
2. Планирование основных финансовых показате-лей
3. Финансовая стратегия предприятия
Слайд 34Содержание разделов бизнес-плана
Финансовый план
1. Финансово-экономические результаты деятель-ности предприятия:
финансовая отчетность
предприятия;
анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Слайд 35Содержание разделов бизнес-плана
Финансовый план
2. Планирование основных финансовых показателей:
прогноз баланса
активов и пассивов предприятия;
прогноз прибылей и убытков;
прогноз движения
денежных средств;
финансовая оценка проекта;
прогноз запаса финансовой прочности.
Слайд 36Содержание разделов бизнес-плана
Финансовый план
3. Финансовая стратегия предприятия:
потребности в инвестициях
и источники их финансирования;
оценка эффективности проекта в целом;
оценка
эффективности участия в проекте;
анализ чувствительности проекта.
Слайд 37Содержание разделов бизнес-плана
Приложения к бизнес-плану
Приложение обычно содержит материалы,
которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Ссылки
на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане.
В приложениях к бизнес-плану приводится разнообразная документация, подтверждающая достоверность сведений, на основе которых разрабатывался бизнес-план.
Слайд 38Общие требования к бизнес-плану
бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований
и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ
бизнес-план
должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров
информация, представленная в бизнес-плане должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, для чего можно представлять ее в аналитической (табличной) или графической форме
Слайд 39Общие требования к бизнес-плану
объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации
намеченного в бизнес-плане
бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на
реалистичных предположениях
утверждения и прогнозы должны быть определенными, а также обоснованны и подкреплены ссылками на источники информации, заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией
Слайд 40Общие требования к бизнес-плану
точность финансовых расчетов
анализ существующих рисков компании
план должен
быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании
и преодоления потенциальных трудностей
в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объем приложений не ограничивается
Слайд 41Общие требования к бизнес-плану
стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового
и терминологического барьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план
должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров.
Слайд 42Общие требования к бизнес-плану
Следует обратить внимание на
двойственный характер бизнес-плана:
С
одной стороны – это серьезный аналитический документ,
а с другой
– средство рекламы.
Слайд 44Бизнес-план как форма представления проекта
Цели разработки Бизнес-плана:
уяснить степень реальности достижения
обозначенных результатов в проекте;
убедить коллег в реальности достижения определенных количественных
или качественных показателей предполагаемого бизнес-проекта;
доказать определенному кругу лиц целесообразность предлагаемого бизнес-проекта;
привлечение внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора
Слайд 45Бизнес-план как форма представления проекта
Целесообразно иметь два вида бизнес-плана.
Первый вид
бизнес-плана – официальный. Он представляет собой краткое (до 50 страниц)
изложение на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса и необходим перспективным партнерам, инвесторам и акционерам предприятия, чтобы иметь общую цель.
В таком бизнес-плане обычно содержатся три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).
Слайд 46Бизнес-план как форма представления проекта
Второй вид бизнес-плана – повседневный рабочий
документ для первого лица компании, команды разработчиков. В нем сосредотачивается
рабочий информационный материал.
Такой бизнес-план позволяет:
понять важность официального бизнес-плана;
составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть в состоянии преодолеть их впоследствии и избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
заранее распознать и оценить внутренний и внешний риски;
вести контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде.
Слайд 47Бизнес-план как форма представления проекта
Рабочие материалы могут содержать сведения, которые
не вошли в официальный бизнес-план. В них отражаются краткосрочные и
долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах, сумма капитала, которую планируется направить в бизнес.
Часть документации рабочего бизнес-плана может быть использована в качестве приложений к официальному бизнес-плану.
Слайд 48Бизнес-план как форма представления проекта
Функции Бизнес-плана:
Планирование - бизнес-план позволяет оценить
возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы
Привлечение внешних
средств
Привлечение потенциальных партнеров
Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес-плана, что улучшает их информированность, позволяет скоординировать их усилия, создать мотивацию достижения цели