Слайд 1ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СЕТЯХ INTERNET И INTRANET
1. Организация обмена информа-цией
в сети Internet.
2. Базы данных в сети Internet и корпоративной
сети intranet.
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Обработка информации в сети Internet существенно отличается от
обработки информации в локальной сети и, тем более, на отдельном
компьютере. Основные отличительные особенности состоят в следующем.
Большая протяженность коммуника-ционных линий не позволяет выполнять пересылку больших объемов данных в реальном масштабе времени.
Слайд 3Взаимодействие распределенных эле-ментов информационной системы (ИС) происходит с помощью обмена
паке-тами или сообщениями. Отдельные программные компоненты ИС могут быть одного
или различных произво-дителей. В последнем случае особую роль приобретает решение проблемы поддержки стандартов на сетевые протоколы и на язык SQL.
Слайд 4Сеть Internet по масштабам больше всех других сетей, и принципы
ее организации оказывают существенное влияние и на использование БД.
На данной лекции мы рассмотрим модели доступа к БД на стороне сервера и на стороне клиента с помощью специально разработанного для сети Internet инструментария. В частности, ознакомимся с общим шлю-зовым интерфейсом (CGI) и языком создания апплетов Java.
Слайд 51. Организация обмена информацией в сети Internet
Основными видами
услуг (сервиса), предоставляемых пользователям при подключении к сети Internet, являются:
электронная
почта (E-mail);
телеконференции (UseNet);
система эмуляции удаленных термина-лов (TelNet);
поиск и передача двоичных файлов (FTP);
Слайд 6поиск и передача текстовых файлов с помощью системы меню (Gopher);
поиск
и передача документов с помо-щью гипертекстовых ссылок (W W W).
Все эти услуги характеризуются своими возможностями и различием в органи-зации протоколов обмена информа-цией. Под протоколом, в общем случае, понимается набор инструкций, регла-ментирующих работу взаимосвязанных систем или объектов в сети.
Слайд 7Электронная почта
Электронная почта – наиболее простой и доступный
способ доступа в сети Internet. Она позволяет выполнять пересылку любых
типов файлов (вклю-чая тексты, изображения, звуковые файлы) по адресам электронной почты в любую точку планеты за короткий промежуток времени в любое время суток. Для передачи сообщения необходимо знать электронный адрес получателя.
Слайд 8 Работа электронной почты основана на последовательной передаче информа-ции
по сети от одного почтового сервера к другому, пока сообщение
не достигнет адресата. К достоинствам электронной почты относятся высокая оперативность и низкая стоимость. Недостаток электронной почты состоит в ограниченности объема пересылаемых файлов.
Слайд 9Система телеконференций
Система UserNet разработана как сис-тема обмена текстовой
информацией. Она позволяет всем пользователям сети Internet участвовать в групповых
дискуссиях, называемых телеконфе-ренциями, в которых обсуждаются всевозможные проблемы. В настоящее время телеконференции позволяют передавать файлы любых типов.
Слайд 10Протоколы TelNet и FTP
TelNet – это протокол, позволяющий од-ному
компьютеру использовать ресур-сы другого (удаленного) компьютера, то есть это протокол
удаленного терми-нального доступа в сети.
FTP (File Transfer Protocol) – это прото-кол, позволяющий передавать файлы произвольного формата между двумя компьютерами сети.
Слайд 11 Программное обеспечение FTP разра-ботано по архитектуре «клиент-сервер» и
разделено на две части: серверную (FTP-сервер) и клиентскую (FTP-кли-ент). FTP-клиент
в общем случае поз-воляет пользователям просматривать файловую систему FTP-сервера и про-изводить с ней обмен файлами любого типа, в том числе, исполняемыми про-граммами. Недостатком этого протоко-ла является необходимость априорного знания местоположения разыскиваемой информации (FTP-адреса).
Слайд 12Протокол Gopher
Протокол Gopher и реализующее его ПО предоставляют
пользователям возмож-ность работы с информационными ресур-сами, не зная заранее их
местонахождения. Для начала работы по этому протоколу достаточно знать адрес одного Gopher-сервера. В дальнейшем работа заключается в выборе команд, представленных в виде простых и понятных меню, при этом пункты меню одного сервера могут содержать ссылки на меню других серверов.
Слайд 13Гипертекст
W W W (World Wide Web – всемирная
паутина) представляет собой самое популярное и современное средство организации сетевых
ресурсов и стро-ится на основе гипертекстового пред-ставления информации.
Гипертекстовый документ - это текст, содержащий ссылки на другие фрагменты текстов произвольных документов, в том числе и этого документа.
Слайд 14 Гипертекстовый документ подготавли-вается на стандартизованном языке HTML (HiperText
Markup Language – разметки гипертекста). Он состоит из страниц (web-страниц),
доступ к кото-рым основан на протоколе передачи гипертекста (HiperText Transfer Protocol, HTTP). HTML-документ представляет собой ASCII-файл, доступный для просмотра и редактирования в любом редакторе текстов.
Слайд 15 В отличие от обычного текстового фай-ла в нем
присутствуют специальные команды – тэги, которые указывают правила форматирования документа.
С помощью тэгов описываются различ-ные элементы документа: заголовки, абзацы (параграфы), списки, ссылки, формы и т.д. Простейшим примером гипертекста является книга, оглавление которой содержит внутренние ссылки в виде номеров страниц на разделы и т.п.
Слайд 16 Кроме того, в книге могут содержаться внешние ссылки
на другие использу-емые источники информации. Фрагмент документа может включать в
себя ин-формацию в виде обычного текста, гра-фического изображения, звука и движу-щегося изображения (анимации). Ги-пертекст с нетекстовыми документами часто называют гипермедиа.
Слайд 17Протокол TCP / IP
Работа с сети Internet основана
на использовании протокола TCP / IP (Transmission Control Protocol /
Internet Protocol – Протокол управления пере-дачей данных/Протокол Internet), кото-рый используется для передачи данных в глобальной сети и во многих локаль-ных сетях. Протокол TCP / IP в основ-ном реализует функции транспортного и сетевого уровней эталонной модели архитектуры открытых систем (OSI).
Слайд 18 Этот протокол представляет собой семейство коммуникационных протоко-лов, которые
по назначению можно разделить на следующие группы:
транспортные протоколы, служа-щие для
управления передачей данных между двумя компьютерами;
протоколы маршрутизации, обра-батывающие адресацию данных и определяющие кратчайшие доступ-ные пути к адресату;
Слайд 19протоколы поддержки сетевого ад-реса, предназначенные для иденти-фикации компьютера по его
уникаль-ному номеру или имени;
прикладные протоколы, обеспечи-вающие получение доступа к всевоз-можным
сетевым услугам;
шлюзовые протоколы, помогающие передавать по сети сообщения о маршрутизации и информацию о состоянии сети, а также обраба-тывать данные для ЛС.
Слайд 20 Существуют и другие протоколы, кото-рые обеспечивают клиенту удобство
работы в сети. Доступ пользователей к ресурсам Internet обычно
производится с помощью программ-навигаторов (бра-узеров): Netscape, Internet Explorer, Mozilla, Opera и др. Хотя эти програм-мы основаны на использовании про-токола HTTP, они предоставляют прос-той доступ к другим сервисам Internet: электронной почте, новостям и т.д.
Слайд 21
2. Базы данных в сети Internet и корпоративной сети intranet
Самым распространенным и доступным ресурсом для извлечения информации в
сети Internet являются так называемые машины поиска (сетевые роботы – спайдеры и индексы). Главной задачей машин поиска, по сути, является индексация ресурсов сети, а также поддержка и расширение соответствую-щих баз данных.
Слайд 22 Фактически в базах данных машин поиска хранится информация
о том, где и что лежит в сети. Поэтому можно
считать, что существующие машины поиска обеспечивают низкоуровневый сервис для клиентских поисковых программ более высокого уровня.
Технология intranet по существу пред-ставляет собой технологию Internet, перенесенную в среду корпоративных информационных систем.
Слайд 23 Архитектура ИС в Internet и intranet является результатом
эволюционного перехода от первых многопользова-тельских вычислительных систем (мэйнфреймов) через системы
клиент-сервер к распределенным системам с централизованной обработкой и под-готовкой информации к непосредствен-ному потреблению. Для понимания дальнейшего рассмотрим кратко три основных этапа указанной эволюции.
Слайд 24Мэйнфреймы
В мэйнфреймах вычислительные ре-сурсы, хранимые данные и программы
обработки информации сконцентриро-ваны в одной ЭВМ. Основным сред-ством доступа был
алфавитно-цифро-вой терминал (клавиатура и дисплей), управляемый ЭВМ. Вся обработка информации и подготовка ее к выдаче выполнялась на центральной ЭВМ.
Слайд 25С терминалов, как правило, в машину передавались коды нажатия клавиш
или содержимое буфера экрана, а обратно на терминал пересылались отображаемые
экраны с соответствующими кодами управления отображением.
Соединительные
кабели
Слайд 26 Достоинством системы является простота администрирования, защиты информации и
модификации системы. К недостаткам системы можно отнести высокую загрузку процессоров
и линий связи (как следствие – невысокую реакцию при большом количестве пользователей), низкую надежность (выход из строя ЭВМ приводит к полному отказу всей системы), сложность масштабирования системы и др.
Слайд 27Архитектура клиент-сервер
Мы эту архитектуру уже подробно рассмотрели на
предыдущей лекции. Добавим лишь то, что в этих системах место
терминала заняла ПЭВМ, а роль мэйнфрейма – компьютер-сервер. До-стоинства этой системы: высокая живучесть и надежность, легкость масштабирования, качественный поль-зовательский интерфейс и др.
Слайд 28 Недостатки: ориентация на данные, а не на информацию;
сложность пере-носа таких систем на другие компью-терные платформы и интеграцию
с другими пакетами из-за «закрытости» используемых протоколов взаимодей-ствия компонентов систем. Еще один недостаток заключается в сложности администрирования системы и ее уязвимости при непредсказуемых или злонамеренных действиях пользова-теля или компьютерных вирусов.
Слайд 29Корпоративные системы intranet
Корпоративные системы intranet в отличие от
систем клиент-сервер ори-ентированы не на данные, а на ин-формацию в
ее окончательном и при-годном для использования неквалифи-цированными пользователями виде. Эти системы объединяют в себе преи-мущества централизованных много-пользовательских систем и систем типа клиент-сервер.
Слайд 30
Потребители
информации
Рисунок 2 – Системы, поставляющие информацию
Слайд 31 Им присущи следующие черты:
на сервере порождается информация, а
не данные (напр., в случае СУБД – кортежи БД);
при обмене
между клиентской и серверной частями используется протокол открытого стандарта, а не какой-то конкретной фирмы;
прикладная система находится на сер-вере, и поэтому для работы пользо-вателя на компьютере-клиенте доста-точно иметь программу-навигатор.
Слайд 32Взаимодействие компонентов W W W и традиционных СУБД
Когда
источником информации в сетях Internet и intranet являются БД, воз-можны
два варианта функциони-рования ПО W W W по доступу к БД:
на стороне Web-сервера;
на стороне Web-клиента.
Схематически это взаимодействие мож-но изобразить следующим образом.
Слайд 33
а) доступ к БД на стороне Web-сервера
б) доступ
к БД на стороне Web-клиента
Слайд 34Интерфейс CGI
В модели доступа к БД на стороне
сервера обращение к серверу БД обычно производится путем вызова программами
Web-сервера внешних по отношению к ним программ в соот-ветствии с соглашениями одного из интерфейсов: CGI (Common Gateway Interface – общий шлюзовый интефейс), FastCGI или API (Application Program Interfaсe – интерфейс прикладного программирования).
Слайд 35 Внешние программы взаимодействуют с сервером БД на языке
SQL, непо-средственно обращаясь к конкретному серверу или используя драйвер ODBC.
Внешние программы пишутся на обычных языках программирования типа Си, Си++, Паскаль, или на специализированных языках типа Perl или PHP. Программы, разработанные в соответствии с интерфейсом CGI, называются CGI-сценариями или CGI-скриптами.
Слайд 36 Для поддержки этого механизма на стороне
клиента в языке HTML име-ется средство включения в документ форм
представления запросов к БД.
Процедура доступа к БД с исполь-зованием интерфейса CGI включает в себя следующие этапы:
1. Запрос Web-клиентом у Web-сервера страницы, содержащей форму обра-щения к БД, если при просмотре документа пользователем Web-клиент встречает ссылку на такую страницу.
Слайд 37 2. Заполнение Web-клиентом содержа-щейся на полученной странице формы запроса
к БД и отправка ее Web-серверу.
Правильность заполнения
формы можно контролировать с помощью несложной программы, непосредствен-но находящейся в области HTML-страницы, в которой описана форма (обычно для этого используют языки VBScript или JavaScript).
Слайд 383. Web-сервер, получив эту форму, запускает соответствующую внешнюю CGI-программу,
передавая ей параметры.
4. Внешняя программа преобразует опи-санный в форме запрос
к БД в соответствующий текст запроса на языке SQL, с которым обращается к серверу БД.
5. После получения результатов запроса внешняя программа формирует требуемую HTML-страницу, передает ее Web-серверу и завершает свое выполнение.
6. Web-сервер передает сформированную HTML-страницу Web-клиенту.
Слайд 39Достоинства интерфейса CGI
независимость от языка программи-рования;
процессная независимость, то есть сценарий
выполняется на сервере как отдельный процесс, не имеющий доступа к
защищенной системной информации сервера;
широкая распространенность, так как CGI-стандарт применим на каждом Web-сервере;
независимость от архитектуры сер-вера.
Слайд 40Недостатки интерфейса CGI
необходимость всякий раз устанавли-вать и разрывать соединение БД,
по-скольку отсутствуют средства поддерж-ки постоянного соединения Web-сер-вера с СУБД;
ограничения на
обработку исходной ин-формации для запросов и результатов их выполнения;
трудоемкость выполнения программ, связанная с запуском программы как отдельного процесса.
Слайд 41 Для устранения недостатков CGI-специ-фикации разработана спецификация API. Программы,
разработанные по этой спецификации, быстрее и эффек-тивнее выполняются, поскольку орга-низованы
в виде динамических библио-тек. Наиболее известными являются два интерфейса этого вида: NSAPI (компания Netscape) и ISAPI (компания Microsoft).
Слайд 42Основное достоинство технологии API
Основным достоинством этой техно-логии является
ускорение выполнения программ, так как программа выпол-няется в рамках основного
серверного процесса. Сами программы имеют большую функциональность, чем CGI-сценарии, например, появилась воз-можность контролировать доступ к файлам сервера.
Слайд 43Недостатки технологии API
языковая зависимость – программа может быть
написана только на языке, поддерживаемом API;
слабая защита сервера от ошибок
при-кладных программ и от несанкциони-рованного доступа к системным ресур-сам;
поскольку программы привязаны к ин-терфейсу и архитектуре сервера, они не переносимы на другие платформы.
Слайд 44Язык создания апплетов Java
Java-апплет — прикладная программа на языке
Java в форме байт-кода. Java-апплеты выполняются в веб-браузере с использованием
виртуальной Java-ма-шины (JVM), или в Sun's AppletViewer - автономном инструменте для тести-рования апплетов. Java-апплеты были внедрены в первой версии языка Java в 1995 г.
Слайд 45 Апплеты используются для предостав-ления интерактивных возможностей веб-приложений,
которые не могут быть предоставлены HTML. Так как байт-код Java
платформенно-независим, то Ja-va-апплеты могут выполняться с помо-щью плагинов браузерами многих платформ, включая Microsoft Windows, Unix и др. Плагин - от англ. plug-in - не-зависимо компилируемый програм-мный модуль, динамически подключае-мый к основной программе, предназна-ченный для расширения и/или исполь-зования ее возможностей.
Слайд 46 Язык Java является основным сред-ством реализации механизмов взаимо-действия
Web-клиента и сервера БД при доступе к БД на стороне
клиента. Может также использоваться язык JavaScript, разработанный для расши-рения возможностей декларативного языка HTML на основе добавления процедурных средств. Программы на языке JavaScript выполняются на компьютере Web-браузером в режиме интерпретации.
Слайд 47 Если в HTML-документе требуется получить данные из
БД, то поступают следующим образом.
Пишут Java-апплеты, которые затем компилируются. В
результате получа-ются машинно-независимые програм-мы, которые могут выполняться в режиме интерпретации или служить исходной информацией для гене-рации программ, готовых к выпол-нению на разных аппаратно-про-граммных платформах.
Слайд 482. В тексте HTML-документа в нужных местах ставятся ссылки на
соответ-ствующие апплеты. Сами программы хранятся на сервере.
3. В процессе работы
с гипертекстом при обнаружении в тексте ссылки на апплет происходит автоматическая пересылка Java-программы с сервера в среду выполнения браузера и загрузка на выполнение. Эта про-грамма в диалоге с пользователем уточняет параметры запроса к БД.
Слайд 494. Получив управление, Java-апплет осу- ществляет взаимодействие с сервером БД,
в результате чего полученная из БД информация предоставляется пользо-вателю.
Для обращений к серверам БД разработан стандарт JDBC (Java DataBase Connectivity – совместимость БД для Java), основанный на концепции ODBC. Стандарт JDBC фирм Sun/Ja-vaSoft обеспечивает универсальный доступ к БД на языке Java.
Слайд 50ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из двух рассмотренных схем доступа к БД (на
стороне сервера и на стороне клиента) однозначного предпочтения тому или
иному варианту отдать нельзя. Все зависит от целей и условий разработки клиент-серверных программ (наиболее существенной оказывается зависимость от ОС и от вида Web-сервера).
Слайд 51 Достоинством модели доступа к БД на стороне сервера
является сравнитель-ная простота программ-навигаторов (Web-клиентов) и удобство администри-рования системы, так
как основная часть ПО находится на машине Web-сервера. Очевидным недостатком явля-ется возможное ухудшение характе-ристик оперативного получения инфор-мации при большой нагрузке на Web-сервер и нехватке его мощности.
Слайд 52 Во второй модели клиентская часть системы оказывается сложнее,
чем в первой. Это усложняет навигатор, но в то же
время разгружает Web-сервер.
В настоящее время в программных продуктах фирмы Microsoft поддер-живаются обе схемы. На стороне клиента (в среде Internet Explorer) существует возможность использовать динамический HTML, который реали-зуется на языке VBScript.
Слайд 53Литература
1. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник
для высших учебных заведений /под ред. проф. А.Д. Хомоненко. –
СПб.: КОРОНА принт. – 2000. – 416 с.
2. Гаврилова Т.А. Базы знаний интел-лектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский – СПб.: Питер. – 2000. – 384 с.