Слайд 1Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем мы сейчас трудиться
Так как мы –
ученики!
Нам, друзья нельзя лениться,
Ведь заданья нелегки!
Слайд 2Урок русского языка в 5 классе
Тема: НЕ с существительными
Цель
= Главное на уроке:
учиться писать существительные с НЕ
Зачем мы это
будем делать?
Как будем это делать?
Слайд 3- Итак, наша задача на уроке:
Выяснить, чем может являться НЕ;
Определить
условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Учиться применять правило
-
Какие мыслительные операции нам сегодня помогут?
Слайд 4Орфографическая практика
- Что мы
уже знаем о правописании существительных? Опознайте и объясните орфограмму:
(Р,р)оссия, (М,м)осква, улица (О,о)зерная
на пригорк_, у дорог_, в печал_, из ситуаци_
врем_ни, плем_ни, им_ни, плам_ни
рож.?, около дач.?, сыч.?, овощ.?, доч.?
лимонч_к, калач_к, сыноч_к, дубоч_к
дач_й, задач_й, калач_м, кирпич_м
разнос(ч,щ)_к, камен(ч,щ), обход(ч,щ)ик, стул_чик
Слайд 5Изучение нового
-Отгадайте отгадки:
Грязные руки, помята рубаха, волосы всклокочены, кто
я?
Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я
никакие книжки.
Ничего не знаю, не хочу учиться.
Нравится гулять мне, нравится ленится
В зеленом поле я расту, голубым цветком цвету, небо синее как будто, называюсь…
Дождь шумит, стучит в окно,
И на улице темно
И в такое время года наступает…
Слайд 6Запишите:
Неряха, незнайка, незабудка, непогода
- Что общего у всех
этих слов?
Какое слово лишнее? Почему?
Подберите синоним к слову
непогода
- К какой морфеме относится НЕ в словах?
- Почему НЕ –часть корня?
- Почему НЕ – приставка?
- Что можно сказать о написании НЕ в таком случае?
Слайд 7 Анализируем предложения:
По утрам дети предпочитают пить
(не)молоко, а чай.
Ребята построили (не)горку, а крепость.
Задания:
-Сравните эти
предложения. Чем они похожи?
-Какая частица создает отрицание?
-Как нужно раскрыть скобки? Почему? Запишите.
-Как проверить и объяснить написание существительных с НЕ?
Слайд 8Как запомнить правило написания существительных с НЕ?
1)Прочитаем правило (с. 171)
2)Составим
опорную схему в дополнительной тетради
3)Потренируемся в написании существительных с НЕ
Слайд 9НЕ с существительными пишется
Слитно
Раздельно
1.Если слово без НЕ
не употребляется, НЕ-
часть корня
2.Если слово можно заменить синонимом,
НЕ – приставка.
1.Если есть
противопоставление с союзом а,
НЕ- частица.
Слайд 10Закрепление
1. Комментированное списывание
Упражнение 54
2. Работа в группах:
упражнение 56
1) Выписывают существительные, в которых НЕ- приставка
2)
Выписывают существительные, в которых НЕ- часть корня
Слайд 11Проверим усвоенное!
Тест по теме «Не с существительными»
1. Укажите
слитное написание НЕ, т.к. НЕ – часть корня
1 .Мешала (не)погода,
а другие обстоятельства.
Полная (не)лепица.
Причины (не)успеваемости.
Слайд 122.Укажите слитное написание, т.к НЕ – приставка и слово можно
заменить синонимом
Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
Слайд 133. Укажите раздельное написание, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно
(не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Слайд 144. Укажите предложение, в котором Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение,
а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало
меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Слайд 155. Укажите предложение, в котором Не с существительными пишется раздельно.
Учение -
красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима,
но уже выпал первый снег.
Слайд 16 Пища утоляет голод,
знания исцеляют
(не)вежество.
Докажите справедливость слов русской пословицы!
Слайд 17Всем спасибо за внимание!
Рад был получить новые знания!
Незнайка.
Слайд 18Подведем итоги:
Удалось ли достичь поставленной в начале урока цели?
В какой
мере мы овладели новыми знаниями?
Как вы оцениваете свою познавательную активность
на уроке?
Что запомнилось лучше всего?
Чему стоит еще учиться?