Слайд 1Урок русского языка в 7 классе «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
                                                            
                                    
ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ» 
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Лингвистическая сказка
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу
                                                            
                                    
в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради
                                    Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
 Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Предметные умения
уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с
                                                            
                                    
предлогом;
уметь правильно писать производные предлоги;
уметь подбирать предлоги – синонимы;
уметь составлять
                                    предложения с предлогами; 
уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Актуализация знаний
Что называется предлогом?
  (Предлог — служебная, часть речи,
                                                            
                                    
которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании
                                    и предложении.)
Для чего служит предлог? 
  (Для выражения различных отношений.)
Какие отношения выражает? 
  (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)
На какие две группы по происхождению делятся предлоги? 
( Производные и непроизводные.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Актуализация знаний
Почему непроизводные предлоги так называются? 
( Непроизводные предлоги –
                                                            
                                    
это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
Приведите примеры
                                    .
  ( Без, в, к, за, из).
Какие предлоги называются производными? 
  (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
Приведите примеры .
 ( Благодаря, в течение, вопреки).
Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? 
  (Из-за, из-под, по-над, по-за)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов
1)      Мы встретимся
                                                            
                                    
по окончанию фильма.
2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую.
3)     
                                    Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.
4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.
5)   Благодаря болезни я не был в театре. 
6 )   Согласно графика мы управились во время. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Проверь себя !
1)      Мы встретимся по окончании фильма.
2)      По прошествии
                                                            
                                    
часа машина выехала на мостовую.
3)      Купить билеты на обратный путь
                                    нужно сразу по прибытии в город.
4)      По приезде домой мы принялись разбирать вещи.
5)   Из-за болезни я не был в театре. 
6 )   Согласно графику мы управились во время.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Учебная задача
Прочитайте словосочетания:
Был в течение дня – находиться в течении
                                                            
                                    
реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в
                                    заключение выступления – декабристы находятся в заключении 
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии .
 Что Вы наблюдаете?
 (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9сформулируйте тему и цели нашего урока.
Правописание производных предлогов. 
Цели: 
уметь
                                                            
                                    
отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие
                                    от существительных; 
уметь правильно писать производные предлоги.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Исследовательская работа
Запишите предложения в тетради :
а) В течении этой горной
                                                            
                                    
реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни
                                    неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
  г) В продолжение трех лет он писал книгу. 
  д) В продолжении книги появляются новые герои.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение).
                                                            
                                    
Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение
                                    (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Сделаем выводы
В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания
                                                            
                                    существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит
                                    всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения.) На конце производного предлога пишется –Е. 
Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.
Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Предлоги в течение и в продолжение 
Нам говорят о движении
                                                            
                                    
времени.
Спроси: как долго? или когда? 
В конце пишем е и
                                    раздельно всегда. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Вследствие снегопада машины не пошли в город.
В следствии по делу
                                                            
                                    
допущен ряд ошибок.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Сделаем выводы
Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного
                                                            
                                    
слитным написанием и конечной –е.
   Предлог вследствие отличается
                                    по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.
Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:
Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.
Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок.
(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Производные предлоги
Не имеют лексического значения.
К ним нельзя поставить вопрос.
Они не
                                                            
                                    
являются членами предложения.
Могут иметь синонимичную замену.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 21Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными
Вследствие положения ; в течение
                                                            
                                    
дня; спустя несколько лет ; ввиду приближения каникул ; пробираться
                                    сквозь заросли ; сидеть возле костра ; послать вместо себя ; идти навстречу другу; играл в продолжение часа .
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Проверь себя!
Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько
                                                            
                                    
лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через);
                                    сидеть возле костра (у); послать вместо себя (за); идти навстречу другу (к); играл в продолжение часа (около).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23физкультминутка
Чудесный выдался денёк, 
А я учу предлоги… 
Я должен твердо
                                                            
                                    
знать урок – 
У нас учитель строгий! 
И я шепчу,
                                    закрыв глаза, 
Скрестив под стулом ноги: 
Что значит ПО? 
Что значит ЗА? 
И ЗА, и ПО – предлоги. 
А хорошо бы за порог 
И мчаться по дороге! 
Какой бы выдумать предлог, 
Чтоб не учить предлоги? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» 
Шли по долине в
                                                            
                                    
течени… целого дня.
В течени… реки следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки
                                    (в)следстви… .
Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжени… романа появляются новые герои.
В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
В быстром течени… реки мелькнула лодка.
(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Проверь себя!!!
Шли по долине в течение целого дня.
В течении реки
                                                            
                                    
следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки в следствии .
Ошибка допущена вследствие
                                    невнимательности.
В течение дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжении романа появляются новые герои.
В продолжение часа слышались шорох и шепот.
В быстром течении реки мелькнула лодка.
Вследствие непогоды мы задержались в пути.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Выборочное списывание
I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются
                                                            
                                    существительными. 
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически
                                    объясните их постановку.
II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27задание
В продолжени… двух дней мои дела продвинулись.
(В)следстви… сильного ветра была
                                                            
                                    
нарушена телеграфная связь.
Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.
В продолжени…
                                    трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
Постройте схему последнего предложения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Употребление производных предлогов в речи 
В течени.. всей своей сознательной
                                                            
                                    
жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял
                                    где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Проверь себя !!!!
Директору
транспортной компании
Петрову П.П.
Зайцевой О.В.
заявление.
Прошу Вас принять меня на
                                                            
                                    
работу с 18.12.11 г. во веренную Вам организацию на должность
                                    шофера.
17.12.2011 г.                     Зайцева О.В.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Создание собственного текста
«ФЕВРАЛЬ В ДЕРЕВНЕ СОФЬИНО»
Зима, день, ночь, туман, снег,
                                                            
                                    
снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер,
                                    столбик термометра и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Проверь себя !!!!!
ВАРИАНТ СОЗДАННОГО ТЕКСТА
Из сводки погоды
В деревне Софьино в
                                                            
                                    
течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах
                                    образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.
И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Итоги урока
А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев
                                                            
                                    
сказки и ответим на поставленные вопросы:
 1) Что произошло с
                                    предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33рефлексия
Выберете любое начало фразы и продолжите ее 
Сегодня я узнал…
                                                            
                                    
Было трудно… 
Я понял, что… 
Теперь я могу… 
Я научился…
                                    
У меня получилось… 
Я смог… 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Домашнее задание
Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово
                                                            
                                    
является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.
1 вариант: упр.
                                    297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения) ;
2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.