Слайд 1Урок русского языка в 7 классе «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»
Слайд 2Лингвистическая сказка
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу
в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради
Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь?
Слайд 3Предметные умения
уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с
предлогом;
уметь правильно писать производные предлоги;
уметь подбирать предлоги – синонимы;
уметь составлять
предложения с предлогами;
уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
Слайд 4Актуализация знаний
Что называется предлогом?
(Предлог — служебная, часть речи,
которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании
и предложении.)
Для чего служит предлог?
(Для выражения различных отношений.)
Какие отношения выражает?
(Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)
На какие две группы по происхождению делятся предлоги?
( Производные и непроизводные.)
Слайд 5Актуализация знаний
Почему непроизводные предлоги так называются?
( Непроизводные предлоги –
это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
Приведите примеры
.
( Без, в, к, за, из).
Какие предлоги называются производными?
(Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
Приведите примеры .
( Благодаря, в течение, вопреки).
Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис?
(Из-за, из-под, по-над, по-за)
Слайд 6Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов
1) Мы встретимся
по окончанию фильма.
2) По прошествие часа машина выехала на мостовую.
3)
Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.
4) По приезду домой мы принялись разбирать вещи.
5) Благодаря болезни я не был в театре.
6 ) Согласно графика мы управились во время.
Слайд 7Проверь себя !
1) Мы встретимся по окончании фильма.
2) По прошествии
часа машина выехала на мостовую.
3) Купить билеты на обратный путь
нужно сразу по прибытии в город.
4) По приезде домой мы принялись разбирать вещи.
5) Из-за болезни я не был в театре.
6 ) Согласно графику мы управились во время.
Слайд 8Учебная задача
Прочитайте словосочетания:
Был в течение дня – находиться в течении
реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в
заключение выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии .
Что Вы наблюдаете?
(Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)
Слайд 9сформулируйте тему и цели нашего урока.
Правописание производных предлогов.
Цели:
уметь
отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие
от существительных;
уметь правильно писать производные предлоги.
Слайд 10Исследовательская работа
Запишите предложения в тетради :
а) В течении этой горной
реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни
неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.
Слайд 11Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение).
Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение
(винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Слайд 12Сделаем выводы
В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания
существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит
всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения.) На конце производного предлога пишется –Е.
Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.
Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.
Слайд 13Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении
времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и
раздельно всегда.
Слайд 14Вследствие снегопада машины не пошли в город.
В следствии по делу
допущен ряд ошибок.
Слайд 15Сделаем выводы
Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного
слитным написанием и конечной –е.
Предлог вследствие отличается
по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.
Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:
Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.
Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок.
(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.
Слайд 16Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.
Слайд 17Производные предлоги
Не имеют лексического значения.
К ним нельзя поставить вопрос.
Они не
являются членами предложения.
Могут иметь синонимичную замену.
Слайд 21Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными
Вследствие положения ; в течение
дня; спустя несколько лет ; ввиду приближения каникул ; пробираться
сквозь заросли ; сидеть возле костра ; послать вместо себя ; идти навстречу другу; играл в продолжение часа .
Слайд 22Проверь себя!
Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько
лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через);
сидеть возле костра (у); послать вместо себя (за); идти навстречу другу (к); играл в продолжение часа (около).
Слайд 23физкультминутка
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо
знать урок –
У нас учитель строгий!
И я шепчу,
закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит ПО?
Что значит ЗА?
И ЗА, и ПО – предлоги.
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Слайд 24Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»
Шли по долине в
течени… целого дня.
В течени… реки следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки
(в)следстви… .
Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжени… романа появляются новые герои.
В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
В быстром течени… реки мелькнула лодка.
(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.
Слайд 25Проверь себя!!!
Шли по долине в течение целого дня.
В течении реки
следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки в следствии .
Ошибка допущена вследствие
невнимательности.
В течение дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжении романа появляются новые герои.
В продолжение часа слышались шорох и шепот.
В быстром течении реки мелькнула лодка.
Вследствие непогоды мы задержались в пути.
Слайд 26Выборочное списывание
I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются
существительными.
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически
объясните их постановку.
II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.
Слайд 27задание
В продолжени… двух дней мои дела продвинулись.
(В)следстви… сильного ветра была
нарушена телеграфная связь.
Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.
В продолжени…
трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
Постройте схему последнего предложения.
Слайд 28Употребление производных предлогов в речи
В течени.. всей своей сознательной
жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял
где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.
Слайд 29Проверь себя !!!!
Директору
транспортной компании
Петрову П.П.
Зайцевой О.В.
заявление.
Прошу Вас принять меня на
работу с 18.12.11 г. во веренную Вам организацию на должность
шофера.
17.12.2011 г. Зайцева О.В.
Слайд 30Создание собственного текста
«ФЕВРАЛЬ В ДЕРЕВНЕ СОФЬИНО»
Зима, день, ночь, туман, снег,
снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер,
столбик термометра и т.д.
Слайд 31Проверь себя !!!!!
ВАРИАНТ СОЗДАННОГО ТЕКСТА
Из сводки погоды
В деревне Софьино в
течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах
образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.
И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.
Слайд 32Итоги урока
А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев
сказки и ответим на поставленные вопросы:
1) Что произошло с
предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?
Слайд 33рефлексия
Выберете любое начало фразы и продолжите ее
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Слайд 34Домашнее задание
Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово
является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.
1 вариант: упр.
297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения) ;
2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.