Разделы презентаций


в православной традиции О сущности и содержании понятия духовно-нравственная

Содержание

означает преемственную передачу жизненного опыта от старших к младшим, от предков к потомкам.Передачу веры, характера воспитания, необходимых знаний, умений, жизненных навыков, обычаев, традиций (семейных, родовых, национальных и т.д.)Из всего этого формировалось

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1в православной традиции

О сущности и содержании понятия
«духовно-нравственная жизнь
и

воспитание»

в православной традицииО сущности и содержании понятия «духовно-нравственная жизнь и воспитание»

Слайд 2означает преемственную передачу жизненного опыта от старших к младшим, от

предков к потомкам.
Передачу веры, характера воспитания, необходимых знаний, умений, жизненных

навыков, обычаев, традиций (семейных, родовых, национальных и т.д.)

Из всего этого формировалось мировоззрение детей, профессиональные качества и свой жизненный опыт, в том числе и опыт воспитания в семье.

Традиция

означает преемственную передачу жизненного опыта от старших к младшим, от предков к потомкам.Передачу веры, характера воспитания, необходимых

Слайд 3Путь к осмыслению
лежит через понятия:
Важно обрести верное осмысление

самого термина
духовно-нравственное воспитание,
его истинный смысл и содержание
в

духе православной традиции

✦ о духовно-нравственной жизни
(к которой призвано возвести правильно совершаемое воспитание)

✦ о сущности понятия «воспитание»

✦ о воспитании духовном и нравственном.

Путь к осмыслению лежит через понятия: Важно обрести верное осмысление самого термина духовно-нравственное воспитание, его истинный смысл

Слайд 4Для этого необходимо истинное понимание
духовно-нравственного воспитания
как жизненного процесса первостепенной

важности,
протекающего
✦ в семейно-родовой,
✦ церковно-общинной
✦ и социокультурной сферах

Для этого необходимо истинное пониманиедуховно-нравственного воспитания как жизненного процесса первостепенной важности,протекающего✦ в семейно-родовой, ✦ церковно-общинной ✦ и

Слайд 5✦ принципов воспитания.
И наконец —
практическое осуществление процесса
духовно-нравственного

воспитания,
с учётом
✦ идеала воспитания,
✦ цели воспитания,
✦ задач,


✦ условий,

✦ средств

✦ принципов воспитания. И наконец — практическое осуществление процесса духовно-нравственного воспитания, с учётом ✦ идеала воспитания, ✦

Слайд 6Высший и неизменный
ИДЕАЛ
жизни и воспитания
для всех христиан
на

все времена –
Богочеловек
ИИСУС
ХРИСТОС

Высший и неизменный ИДЕАЛ жизни и воспитаниядля всех христиан на все времена – Богочеловек ИИСУС ХРИСТОС

Слайд 7Идеал определяет то, что есть вечного и неизменного в человеческой

природе, и чем она должна быть согласно замыслу Творца.
«Святы

будьте,
ибо свят Я
Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2).

Потребность в идеале
является прирожденной человеку;
без которой он не мог бы воплотить
своего высшего призвания от Бога:

Идеал определяет то, что есть вечного и неизменного в человеческой природе, и чем она должна быть согласно

Слайд 84. Принципы, в свою очередь, реализуются через педагогические правила и

методические приемы, которыми должен овладеть каждый воспитатель с рассудительностью и

чуткостью, дабы вести дело воспитания душеспасительно.

Идеал в жизни человека

определяется как высшая ценность и одновременно цель,
задающая направленность человеческому мышлению, чувствам, желаниям, усилиям воли и всей человеческой жизнедеятельности.

1. Идеал, являясь высшей ценностью, указывает на цель, а по степени близости к нему, определяет и выстраивает всю иерархию ценностей.

2. Цель определяет главные смыслы, задачи и характер деятельности к ее достижению.

3. Смыслы и задачи выявляют жизненные установки и педагогические принципы, которыми должно руководствоваться человеку в процессе самовоспитания и педагогических задач в достижении цели.

4. Принципы, в свою очередь, реализуются через педагогические правила и методические приемы, которыми должен овладеть каждый воспитатель

Слайд 9Пока деревья тянутся к солнышку - они растут, цветут и

плодоносят, источая аромат жизни;
отними у них солнце - они

вянут, падают и погибают.

Подобное происходит и с людьми, не стремящимися к своему духовному солнцу – Творцу солнца, неба и земли, своему Творцу, Промыслителю и Спасителю, источнику жизни, и всякого блага, сказавшему: «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6) и «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить (жизнь вечную) обретет» (Ин. 10:9).

Жизнь без идеала подобны жизни растений без солнечного света и тепла, неизбежно приводящей их к увяданию, бесплодию и гибели.

Пока деревья тянутся к солнышку - они растут, цветут и плодоносят, источая аромат жизни; отними у них

Слайд 10Главным критерием должны служить слова Христовы:
«По плодам их, узнаете

их»,
ибо от худого дерева и плод худой,
а от

дерева доброго и плоды добрые (см. Мф. 7: 16-17).

В христианской православной традиции высшим и неизменным плодом является – святость, как идеал, воплощенный в полноте Христом-Спасителем и сонмом Ему уподобившихся святых, как главный ориентир человеческой устремлённости «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Петр. 1: 15-16)

Главным критерием должны служить слова Христовы: «По плодам их, узнаете их», ибо от худого дерева и плод

Слайд 11Лучшая пища для души
— высокие, чистые впечатления ума и

сердца
✦ слова веры (см. 1 Тим. 4: 6)
«Не хлебом

одним жив будет человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3: 16)

✦ благодать Святого Духа
Благодать – благой дар от Бога, особенная сила, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя и совершающая наше освящение, очищение от грехов, просвещение, обновление, преображение и обожение.

✦ Таинство Святого Причащения (Евхаристия)
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; «…имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 56-54)

Лучшая пища для души — высокие, чистые впечатления ума и сердца✦ слова веры (см. 1 Тим. 4:

Слайд 12Важно, чтобы души людей напитывались
любовью ко Господу, святым и

ближним
Образами благочестия
и высокой нравственности
✦ Иисуса Христа,
✦ Матери Божией


✦ Святых Угодников Божиих

✦ исторических, литературных героев

✦ и окружающих людей

Важно, чтобы души людей напитывались любовью ко Господу, святым и ближнимОбразами благочестия и высокой нравственности✦ Иисуса Христа,

Слайд 13 «Добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе,
а

злой человек из злого сокровища сердца выносит злое» (Мф. 12: 35).


Сердце — средоточие религиозно-нравственных чувств: веры, стыда, совести, долга, надежды, ответственности, богобоязненности, благоговения, благодарности, любви. Его чувства (сердечные расположения, влечения, желания, эмоции, переживания, как добродетельного, так и эгоистически-страстного характера), непрестанно «питают» и влияют своим содержанием на душу человека.

Душа получает впечатления:

✦  от пяти органов внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);

✦  от ума (мысли, мыслеобразы, умопредставления, воображения);

✦  от сердца

«Добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит

Слайд 14Душе потребен Святой Божий Дух – Божественная благодать, духовно насыщающая

и укрепляющая наши души для ее духовного возрастания в добродетели.


Для жизни души необходимы – слово, образ и дух, дающие ей впечатления, пробуждающие в душе гаммы чувств и переживаний, которыми жива человеческая душа.

Телу потребны – для дыхания легких – чистый воздух.

Для поддержания жизни тела необходимы – воздух, вода и еда.

Душе потребен Святой Божий Дух – Божественная благодать, духовно насыщающая и укрепляющая наши души для ее духовного

Слайд 15✦ духовно-энергийными – духовной атмосферой окружающей среды, которая изменчива и

особенно зависима от характера человеческих отношений, которые далеко не стабильны,

а постоянно колеблются, как говорят «от любви до ненависти»;

Итак, душа человека «питается впечатлениями»

✦ словесно-звуковыми – что по содержанию и по форме говорится при человеческих взаимоотношениях; что по содержанию читается, поется и какая музыка звучит, и что из всего этого сильнее влияет на человека.

✦ мысле-образными - впечатлениями образа мыслей,
образа поведения, отношений, жизни и всего ее содержания, направленности и духа.

✦ духовно-энергийными – духовной атмосферой окружающей среды, которая изменчива и особенно зависима от характера человеческих отношений, которые

Слайд 16Воспитывающее влияние
на человека оказывает
сама жизнь
во всех ее сферах:


✦ семейной,
✦ детсадовской,
✦ дворовой,
✦ школьной,
✦ церковно-приходской


✦ социальной,
во всем ее многообразии.
Воспитывающее влияние на человека оказывает сама жизньво всех ее сферах: ✦ семейной, ✦ детсадовской, ✦ дворовой, ✦

Слайд 17Воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических

сил и способностей человека
на пути к христианскому совершенствованию.
Христианское

воспитание – это искусство преемственной передачи веры и образа жизни в любви. Любви, во всех ее видах с возрастанием в ее силе и качестве.

Совокупностью всех совершенств является любовь
(см.: Кол. 3:14), путь к ней – через веру и богоугодную, церковную жизнь по Божьим заповедям.

Что же есть само понятие воспитание?

Первая любовь, которую родители призваны воспитывать в ребенке, прежде всего через личный пример своей любви, это сыновняя или дочерняя любовь….

Воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к

Слайд 18Поэтому важными задачами христианской жизни являются:
✦ обретение веры,

жизнь по Заповедям Божиим,
✦ любовь к Христу, Его Церкви, образу

Божьему в каждом человеке,
с непрестанным стремлением и трудом по возрастанию в качестве и силе этой любви.

Человек, прежде всего, познается
по тому, кого и как он любит.

Сама земная жизнь есть воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитание
и самовоспитание.

Поэтому важными задачами христианской жизни являются: ✦ обретение веры, ✦ жизнь по Заповедям Божиим,✦ любовь к Христу,

Слайд 19О духовности, духовной природе и духовном воспитании человека
«Бог есть дух…» (Ин.

4: 24)
Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели,


стал богоподобен.

Иисус Христос является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайшую норму и идеал человеческой жизни.

В традиционном православном понимании
«духовным» называется все,
что реально соединяет
человека с Богом.

О духовности, духовной природе и духовном воспитании человека«Бог есть дух…» (Ин. 4: 24) Духовен тот, кто наиболее

Слайд 20Что есть дух человека?
Плод же духа есть
любовь, радость,

мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Галатам (5: 22-6:2).
«Дух

— орган богообщения — Бога сознающая,
Бога ищущая и Богом живущая сила»

Свт. Феофан Затворник

Что есть дух человека? Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Слайд 21✦ Духовность — способность руководствоваться в своем поведении
(в личной,

семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра

и красоты, воплощенных в Богочеловеке —
Иисусе Христе и ему уподобившихся — святых.

✦ Духовность можно определить как благодатность, добродетельность или благочестие, а в высшем проявлении святость.

✦ Духовность — это то самое высшее, что
является целью всех человеческих стремлений.

✦ Духовность — то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный
уровень — вершина и средоточие бытия,
в целом, и человека, в частности.

✦ Духовность — способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя

Слайд 22Трехсоставность человека
Дух является главной ведущей и управляющей силой человека.


Душа — воспринимающей и познающей, (в себе хранящей и синтезирующей)

силой (или свойством) человека.

Тело — служебным органом разумно–свободной души, воплощающим ее желания.

Соотношение этих сил в человеке сообразно Отцу, Сыну и Святому Духу.

Трехсоставность человека Дух является главной ведущей и управляющей силой человека. Душа — воспринимающей и познающей, (в себе

Слайд 23О нравственной природе человека,
нравственном законе и нравственном воспитании
✦ нравственные

чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…)
Нравственные основы сообщают каждому

человеку внутреннее требование:
все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством,
нравственным законом, нравственным сознанием,
долгом и ответственностью.

Нравственные основы заложены Богом в наше существо и они присущи всем людям. К ним относятся:

✦ нравственные потребности

✦ нравственное сознание для различения добра и зла и т.д.

О нравственной природе человека, нравственном законе и нравственном воспитании✦ нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…) Нравственные

Слайд 24Смысл слова «нравственность»
В нраве находят свое отображение общие свойства природы

человека, постоянные стремления его ума, чувств и воли,
а также

преобладающие привычки и навыки.

«Нравственность»
- от слова «нрав».

Каков нрав у человека, такова обычно и его нравственность.

А какова нравственность, таково и состояние совести.

При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая,
при худом и злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.

Нравственность коренится в самой природе человека. Основы ее
заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство человека.

Эти основы, присущи всем людям: нравственные потребности
написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют cилу
постоянно действующего закона внутри человеческой природы.

Смысл слова «нравственность»В нраве находят свое отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувств и

Слайд 25В ней каждый христианин
черпает и знание,
и благодатную силу


для осуществления
в своей личной жизни
всех нравственных правил
и

норм, указанных
в Священном Писании
и Церковном Предании.

Кроме естественной, есть еще нравственность

✦ Богооткровенная,
данная Богом через пророка Моисея

✦ и христианская, данная через Иисуса Христа.

В ней каждый христианин черпает и знание, и благодатную силу для осуществления в своей личной жизни всех

Слайд 26О соотношении нравственности и духовности
в человеке
Нравственность оценивается по нашим

поступкам,
а духовность - по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру

мыслей, движениям души,
по степени ее нравственной чистоты или напротив – греховной скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и т. д.

Нравственность есть одно из измерений
и проявлений духовности человека.

О соотношении нравственности и духовности в человекеНравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность - по внутренним, невидимым

Слайд 27Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой,
и часто определяют друг

друга, но это разные вещи.
Нравственность — это наше верное

отношение к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию.

Это правильное отношение укладывается в золотом правиле:

Нравственность связана с определенными внешними проявлениями и действиями человека, выражаемыми в его вежливости, услужливости, благоприличии.

Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе, в сердце человека и может внешне почти не выражаться.
Чем более духовен, тем более скромен человек и склонен скрывать имеющиеся в нём добродетели.

В чем различие между ними?

«не делай другому того,
чего не желаешь себе»

Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи. Нравственность —

Слайд 28Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его

обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и (расстроенной грехом) природы.


В процессе духовно-нравственного становления человек становится всё более Богоподобной личностью.

Это и есть путь исцеления, восстановления и спасения падшего человека.

Богоподобие проявляется через воссоздание соборного единства и церковно-общинную жизнь в любви, по христианским заповедям
и добродетелям.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и

Слайд 29О необходимости единстве семьи, Церкви и школы
для духовно-нравственного воспитания
✦ для

духовно-нравственного становления человека,
Создание условий:
✦ для обретения им личностного

бытия в Церкви,

✦ для усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта

— составляет сущность процесса воспитания
в православной педагогике.

О необходимости единстве семьи, Церкви и школыдля духовно-нравственного воспитания✦ для духовно-нравственного становления человека, Создание условий: ✦ для

Слайд 30О важности воцерковления
Воцерковление есть наилучшее средство духовно-нравственного воспитания личности христианина,


как двуединый процесс.
Воцерковить — значит осветить светом веры весь круг

понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души от греха и его последствий — страданий, как временных, так и вечных.

С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так,
не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.
/Свт. Феофан Затворник/

О важности воцерковленияВоцерковление есть наилучшее средство духовно-нравственного воспитания личности христианина, как двуединый процесс.Воцерковить — значит осветить светом

Слайд 31Воцерковить — научить не только жить,
но и мыслить по-христиански,

т. е.
✦ обращаться за руководством прежде всего,
к учению

Церкви, а не к науке;

✦ преодолеть разлад
— между мыслью и чувством,
— плотью и духом,
— знанием и верой;

✦ обрести полноту бытия в мире материальном
и мире духовном;

✦ не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви.

Воцерковить — научить не только жить, но и мыслить по-христиански, т. е. ✦ обращаться за руководством прежде

Слайд 32Именно в Церкви происходит неизменное единение человека
со Христом, в

Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни


и во всяком деле.

«Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет
на лозе, так и вы, если не будете во Мне». (Ин. 15: 4)

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод

Слайд 33Церковность
есть одно из важнейших качеств православной веры, проявляющееся в

том, что человек по вере устрояет всю свою жизнь, а

главными формами общения с Богом полагает таинства Святой Церкви
и церковную молитву.

Религиозность не церковного характера атрибутивна,
и не преображает благотворно личности.

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом,
в Котором источник благодатной силы,
позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле.

Церковность есть одно из важнейших качеств православной веры, проявляющееся в том, что человек по вере устрояет всю

Слайд 34Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение

Церкви на земле.
Таким образом, вся жизнь христианина проходит в

лоне святой Церкви,
в живом интенсивном ритме годового богослужебного круга,
в благодатном духе и строе жизни.

Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери-Церкви, в лоно которой мы входим через купель Крещения, под её благодатным водительством в течение всей земной жизни должно идти воспитание, как некое «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение Церкви на земле. Таким образом, вся жизнь

Слайд 35«Воспитать человека духовно-нравственно – значит заложить в нем основу духовной

жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в

жизни и способности самовоспитания».

«Значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного
служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».

«Значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях».

Русский философ Иван Александрович Ильин писал:

«Воспитать человека духовно-нравственно – значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика