Слайд 2Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у
парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть
куда!
Мы начнем урок, друзья.
Слайд 3«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ
- УРОК!»
- Как вы понимаете эти слова? Какой урок может
дать сказка?
Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она - светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех.
Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.
Слайд 4-Вспомним сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
О чем она?
(как родину защищать,
о семье, о братьях…)
- Кто же в действительности и на
словах, и на деле оказался защитником родной земли? А каковы братья?
(ленивые, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться). Именно о таких людях сложена пословица: «Языком туда, сюда, а делом никуда»).
- А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын?
(Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства)
Слайд 5«Каша из топора»
– Удалось ли нашим артистам показать характер своего
героя?
– Чему учит сказка? Какой в ней намек нам,
читателям?
Слайд 6СКАЗКА О ТОМ, КАК ЖЕЛУДЬ СТАЛ ДУБОМ
Висел на дубе Желудь
и радовался:
— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь
не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...
Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»
Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — всё на месте.
— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь.— От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...
Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю.
— Теплее стало,— сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.
Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко, и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.
— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.
Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...
— Да у меня ноги растут...
Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...
Слайд 7
Награда
Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел
во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы
царя увидать.
Один царский слуга спросил: зачем ему царя. Мужик рассказал. Слуга и говорит:
– Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь, то не допущу тебя до царя.
Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит:
– Какую тебе, мужик, награду дать?
Мужик говорит:
– Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугою уговор был, чтобы пополам делить награду. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять.
Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей.
Слайд 8Неблагодарный сын
Сидел раз муж со своей женой возле дома, они
положили перед собой жареную курицу и собирались ее есть.
Увидал муж,
что подходит к дому его старик отец, и он быстро убрал и спрятал курицу, — пожалел дать старику хотя бы кусок.
Пришел старик, похлебал немного и ушел.
Захотелось сыну положить опять жареную курицу на стол, но только он за нее взялся, вдруг обернулась она большой жабой, прыгнула ему в лицо, уселась на нем и уходить не захотела; а когда кто-нибудь пытался ее снять, она так злобно на него глядела, будто прыгнуть в лицо собиралась, и никто не осмелился к ней прикоснуться.
И должен был неблагодарный сын эту жабу кормить каждый день, а не то бы она съела ему лицо.
И вот, не имея покоя, он всё скитался по свету
Слайд 9Литературная игра
1.Найди среди сказочных персонажей отрицательных героев известных тебе волшебных
сказок:
Змей Горыныч
Иван-крестьянский сын
Кощей Бессмертный
Василиса Премудрая
Морской
царь
Иван Царевич
Баба Яга
Лихо Одноглазое
Слайд 102. В каких сказках «живут» эти литературные предметы:
Куколка
Перышко
Клубочек
Платок
Иголка
Серебряное блюдечко и золотое яичко
Слайд 113.Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке
- часто встречается число три: три брата, три ночи; и
события повторяются троекратно;
- герои в этих сказках отправляются на поиски невесты или диковинных предметов;
- на долю героев выпадают тяжелые испытания и невероятные приключения;
- события происходят в тридевятом царстве, в тридевятом государстве;
- животные разговаривают и ведут себя как люди;
- герои этих сказок - крестьянин, солдат, барин - живут в реальном мире.
- героям помогают ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.
Слайд 124. Подбери «постоянный эпитет»
Лес (дремучий)
Дуб (могучий)
Море (синее)
Солнце (красное)
Стрелы (острые)
Стрелы (каленые)
Ворон (черный)
Сокол (ясный)
Слайд 13Домашнее задание: написать сочинение
Варианты тем:
1. Мой любимый сказочный герой.
2. За
что я люблю русские народные сказки?
3. Добро и зло в
русских народных сказках.