Слайд 1Виктор Олегович Пелевин
Отражение государственных перемен в творчестве писателя
Слайд 2 В.О.Пелевин родился в 1962 году в Москве. В 1979
году закончил среднюю школу №31. С 1979 по 1985 г.
учился в МЭИ. В 1989 году поступил в Лит. институт им. Горького, но был отчислен. С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала "Face to Face" в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия».
Слайд 3Первая публикация
В 1989 году было напечатано первое произведение В.О.Пелевина «Колдун
Игнат и люди».
После В.О.Пелевин публиковал свои рассказы и повести каждый
год.
Первый роман «Омон Ра», вышедший в 1992 году, возымел большую популярность в народе и был удостоен двух литературных премий «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка».
Слайд 4 В.О.Пелевина можно отнести к числу поэтов-постмодернистов, хотя его творчество невозможно
характеризовать столь однозначно. Его произведения столь разнообразны, что не укладываются
в рамки какого-либо одного направления.
Слайд 5 Для пелевинских публикаций характерен мгновенный успех у читателя и резкий
отпор критиков. Говоря о Пелевине, можно воспользоваться словами И.Северянина: «Моя
двусмысленная слава и недвусмысленный талант».
В.О.Пелевин один из немногих отечественных писателей, популярных за рубежом. Более того, зарубежная критика относится к Виктору Олеговичу намного лояльнее, чем отечественная.
Слайд 6 Типы героев произведений В.О.Пелевина соответствуют типам современных ему людей: бизнесмены
и бандиты, телекомментаторы и наркоманы, криэйторы и чечены. Этого мало
— пересекаются реальности, а герои испытывают самые неожиданные метаморфозы. Люди превращаются в насекомых, герои компьютерных игр — в людей, политическая жизнь страны создается руками пиарщиков и системных программистов...
Слайд 7 Создаёт эти самые метаморфозы В.О.Пелевин, обращаясь к религиозным и философским
темам, представляет мир через призму мифологии. Основной темой пелевинского творчества
можно считать буддистский тезис «Мир – это только моё впечатление». В.О.Пелевин отрицает эту реальность и одновременно создаёт новый, идеальный мир.
Слайд 8 «Пелевину удалось синтезировать теоретические постулаты буддизма с философско-художественной практикой барокко,
которое выражало растерянность и смятение человека перед миром и самим
собой и было занято метафизикой бытия»
Г.Ишимбаева
Слайд 9 Но Пелевин, противореча принципам понятия о религии, преподносит буддизм как
негативное, а не позитивное учение. Он не понимает того, что
путь к осознанию великой истины лежит через возвышение и облагораживание натуры. Он не повествует об истоках буддизма, о великом сострадании человека, его словно не волнуют вопросы нравственности. В результате его произведения получаются хулиганскими, лёгкими. Видимо, именно поэтому творчество В.О.Пелевина так популярно среди проблемной молодёжи: после его книг жизнь кажется проще.
Слайд 10 Для произведений В.О.Пелевина характерно наличие неоднозначной, определяющей некоторые ориентиры речи:
в некоторых словах и выражениях можно найти явные намёки на
действительные события и личности: Даниил Хирмс, Данто, Филипп Гласс. Критик Андрей Немзер фигурирует в текстах Пелевина как «недотыкомзер».
Так же в текстах Пелевина присутствует множество ненормативной лексики.
Слайд 11 Произведения В.О.Пелевина отражают сочетания реальностей, жизнь на «стыке» миров: «Меня
не столько интересует формальный диагноз, сколько та внутренняя причина, по
которой человек выпадает из своей нормальной социально-психологической ниши…»
Слайд 12 Часто поднимаемая Пелевиным проблема – жизнь на сломе эпох –
отражается и в таких его произведениях, как «Принц Госплана», «Омон
Ра», «Generation П», «Миттельшпиль» и др. Советская власть не смогла изменить реальность, она видоизменила сознание людей, и именно такие люди, находящиеся в плену у собственного сознания, являются героями многих произведений писателя.
На примере представленных произведений хотелось бы разобрать творчество В.О.Пелевина.
Слайд 13«Омон Ра»
Главный герой - Омон Кривомазов - с детства мечтает
о космосе и, пытаясь осуществить свою мечту, поступает в лётное
училище им.Алексея Маресьева, где будущих пилотов учат не только полётам, но и «подвигам» - всецело и безотказно отдаваться воле Родины, порой даже жертвуя своей жизнью.
Слайд 14«Омон Ра»
Государство в романе - колоссальная всепоглощающая конструкция, создающая миф
о социалистических подвигах путём тотального обмана и мистификации, эксплуатирующая живых
людей в качестве автоматики.
По признанию самого Виктора Пелевина, в книге использована идея «тоналя», обозначающего в символическом смысле коммунистическое общество, «советский космос». Книга посвящена «Героям советского космоса» — но не космонавтам, а обычным людям, жившим в обособленном «советском космосе».
Слайд 15«Омон Ра»
Вся жизнь Омона зависит от тоталитарной системы, но параллельно
ей в романе присутствует и мир, созданный сознанием самого героя.
Омон всё воспринимает по-своему, и очень часто его впечатления отличаются от реальности. Кульминацией же является осознание Омоном того, что действительность, навязанная ему системой, существует только в его воображении, после чего он очищает своё сознание.
Разделение миров наблюдается и в имени главного героя: Омон – человек, преданный и подчинённый системе, Ра – составляющая божества, свободного от посягательств со стороны режима.
Слайд 16«Принц Госплана»
Как и в романе «Омон Ра», в повести «Принц
Госплана» доминирует одна реальность, из-за чего другая кажется иллюзорной.
Главный
герой Саша Лапин (программист Госснаба) будто существует только в границах компьютерной игры. Эта компьютерная реальность аналогична советской – она давно навязала людям свои правила игры.
Слайд 17«Принц Госплана»
Проблема в том, что герои повести не видят выхода
и принимают правила игры, как единственно возможные. Цель игры превратилась
в смысл жизни главного героя. Повесть отображает состояние загубленного сознания. Сценарий жизни героев этой повести контролируется невидимым программистом.
Слайд 18«Generation П»
Как и в двух предыдущих произведениях, в романе «Generation
П» центральной идеей является идея несвободы, порабощения сознания, только теперь
уже не со стороны государства, а со стороны получивших свободу СМИ.
Слайд 19«Generation П»
Так же Пелевин касается вопросов потребления и потребительства,
размышляет над теориями заговоров, рассуждает о роли наркотиков в творчестве,
о СМИ и его влиянии на людей в постсоветском периоде.
Слайд 20«Generation П»
«Роман «Generation П» - это призыв к рефлексии среди
вызовов по потреблению, … русская самоирония, ставящая под вопрос высокомерие
и гордость обидчивой державы. Это константация полного отстоя среди обещаний скорого процветания»
Matthias Battis
Слайд 21 С развалом СССР период доминирования одной реальности над всеми сферами
жизни закончился - стали проявляться второстепенные, раннее незаметные миры.
«В
такую эпоху Пелевин, исследующий сочетания миров, закономерен, как боевик про Ирак или Косово.»
К.Фрумкин
Слайд 22 В постсоветской России существовала проблема определения общих ценностей среди людей.
Произведения В.О.Пелевина и вся постмодернистская литература, мелкими шагами своеобразно определяет
русские ценности. Писатель даёт читателю возможность смотреть на себя и своих соотечественников со стороны.
Слайд 23 «Русский модернизм и Виктор Пелевин - это культурный прогресс к
суверенности искусства, к свободе мысли, это остров скептицизма и иронии
в море официального пафоса и ура-патриотизма, это взгляд со стороны, определение неопределённости и критика общества потребления.»
Matthias Battis