Слайд 1Власть, лидерство и управление изменениями в организации
Слайд 2Вопросы
Власть и влияние в организации.
Лидерство: традиционные и современные концепции. Формирование
навыков эффективного лидерства.
Управление изменением.
Слайд 3Вопрос 1
Влияние – это процесс воздействия на
мысли и (или) поведение других людей.
Власть –
потенциал (возможность) или способность человека или группы влиять на других людей или группы.
Слайд 4Вопрос 1
Власть определяется следующими
факторами:
- зависит от взаимоотношений между людьми;
- порождается различиями между людьми;
- основывается на представлениях о возможностях другого человека;
- никогда не бывает односторонней;
- зависит от обстоятельств.
Слайд 5Вопрос 1
Источники власти:
- положение
и полномочия;
- контроль над ресурсами;
- социальные связи;
- экспертные знания;
- контроль над информацией;
- личностные характеристики.
Слайд 6Вопрос 1
Стратегии влияния – это способы использования
менеджерами различных источников власти в попытке оказать влияние на других
людей.
Выделены шесть основных стратегий влияния (табл. 1)
Слайд 8Вопрос 2
Лидерство – это влияние на
других людей для обеспечения их следования определенному курсу действий или
стремления к определенной цели.
В настоящее время известны традиционные (табл.2) и современные концепции лидерства.
Слайд 9Вопрос 2
Таблица 2. Традиционные концепции лидерства
Слайд 10Вопрос 2
Ограничения, присущие традиционному подходу к лидерству:
- сконцентрированы на том, как менеджер должен осуществлять
свои полномочия в группе подчиненных (лидер=менеджер);
- направлены на то, чтобы заставить группу работать эффективно, игнорируется стратегическая функция лидерства;
- лидер - лицо, имеющее официальные полномочия, лидерство иных лиц игнорируется.
Слайд 11Вопрос 2
Современный подход к лидерству основан
на трактовке лидерства как процесса. В русле этого подхода определения
лидерства меняются.
Лидерство – это специфический вид процесса влияния, который означает воздействие на других людей более или менее приемлемыми для них способами в отношении ключевых проблем, с которыми сталкиваются группа или организация.
Слайд 12Вопрос 2
Ключевые проблемы групп и организаций:
1) стратегические – в каком направлении мы должны идти
в изменяющемся внешнем окружении;
2) тактические – как наилучшим образом решить задачи, стоящие перед организацией;
3) личностные – поддержка морали, сплоченности и приверженности людей достижению организационных целей.
Слайд 13Вопрос 2
Лидер – тот, кто
влияет на групповое понимание и решение основных проблем, независимо от
его формального положения.
Все члены группы имеют возможность внести свой вклад в лидерство, поскольку для решения трех групп ключевых проблем нужны разные личностные качества и способности.
Для эффективного решения стратегических и тактических проблем важно не только то, что человек делает внутри группы, но и за ее пределами ( участие в сетях связей; умение быть представителем интересов группы – послом).
Слайд 14Вопрос 2
Лидерство выполняет три основные
функции, соответствующие областям ключевых проблем:
1) стратегическую – развитие
чувства направления в группе или организации;
2) тактическую – определение задач, необходимых для достижения целей организации и группы, а также контроль за их решением;
3) межличностную – поддержание морали, сплоченности и приверженности группе или организации.
Слайд 15Вопрос 2
Наиболее приемлемой стратегией влияния
для лидера является стратегия убеждения.
Для
реализации функций лидерства необходимо развивать следующие полезные навыки:
- умение использовать сеть связей;
- умение быть послом;
- умение общаться;
- умение быть ролевой моделью для последователей.
Слайд 16Вопрос 2
Организация сети связей –
это деятельность по установлению, развитию и использованию личных контактов. Термин
«сети связей» используется также для описания неформальных ассоциаций и групп, формирующихся по разным основаниям в пределах одной или разных организаций.
В социальных сетях связей осуществляются взаимообмены. Для активного членства в сетях нужно иметь что-либо ценное для обмена (поддержку, информацию, услугу, другие контакты и т.д.)
Слайд 17Вопрос 2
Посол представляет группу перед теми, кто
занимает более высокое положение в организации, перед другими группами в
организации и за ее пределами. От деятельности посла зависит отношение к группе, снабжение группы ресурсами, наличие или отсутствие ненужных и несправедливых ограничений или неоправданного внешнего вмешательства.
Слайд 18Вопрос 2
Обладание хорошими коммуникативными навыками создает предпосылки
для лидерства. Эффективные коммуникативные навыки включают:
- ясное
понимание и четкое выражение смысла передаваемого сообщения;
- умение выбрать или создать адекватный канал передачи сообщения;
- умение выбрать подходящие средства передачи сообщения.
Слайд 19Вопрос 2
Умение быть ролевой моделью означает
придерживаться в личном поведении тех норм, которые Вы желаете утвердить
в группе. Последователи больше доверяют делам, нежели словам.
Слайд 20Вопрос 3
Ключевые роли в процессе изменения:
- инициатор изменения, или стратег, - инициирует процесс изменения
и устанавливает направление и цели изменения;
- проводящий изменение – отвечает за координацию и осуществление изменения;
- подвергаемый изменению – тот, на кого оказывается основное влияние при подготовке и осуществлении изменения.
Слайд 21Вопрос 3
Движущие силы
Сдерживающие силы
Равновесие
Рис. 1. Анализ поля сил (Курт Левин)
Слайд 22Вопрос 3
Классификация движущих и сдерживающих сил:
- индивидуальные – амбиции, опасения сокращения и
т.д.;
- межличностные – взаимодействия между людьми;
- межгрупповые – недоверие между сотрудниками разных отделов, стремление какой-либо группы усилить свое влияние;
- технологические – новые возможности или, наоборот, ограничения;
- финансовые;
- организационные;
- связанные с внешним окружением.
Слайд 23Вопрос 3
Стратегии изменения:
1) директивная – использование официальных полномочий;
2)
экспертная – привлечение специалистов для решения проблем;
3) переговорная – достижение соглашения относительно изменения;
4) образовательная – завоевание умов и сердец;
5) стратегия участия– вовлечение в процесс всех тех, на кого повлияет изменение.
Слайд 24Вопрос 3
быстро
медленно
Четкое планирование;
незначительное вовлечение других;
сопротивление пытаются преодолеть.
-Исследовательский подход,
план
формируется в ходе обсуждения;
значительное вовлечение других;
сопротивление пытаются уменьшить.
Рис. 2.
Континуум стратегий изменения
Слайд 25Вопрос 3
Факторы, влияющие на выбор стратегии:
- безотлагательность ситуации (чем сильнее угроза, тем быстрее должно
проводиться изменение);
- ожидаемая степень сопротивления (чем она выше, тем медленнее д.б. изменение);
- власть инициатора изменения (чем она выше, тем более оправдан быстрый темп изменения);
- потребность в информации и поддержке других людей (чем она выше, тем медленнее д.б. изменение).
Слайд 26Таблица 3. Причины сопротивления изменению
Слайд 27Вопрос 3
Способы преодоления сопротивления:
- уклонение от ненужных изменений;
-
общение и образование;
- участие и вовлечение;
- поддержка и развитие;
- переговоры и соглашения;
- создание коалиций и альянсов;
- манипулирование о кооптация;
- явное и неявное принуждение.