Слайд 2ТЕМА 2/3
«Схемы промежуточных опор
низководных мостов»
Слайд 3Учебные вопросы:
Схемы свайных, рамных и свайно-рамных опор.
Обеспечение продольной устойчивости моста.
Обработка
головы сваи.
Поковки и их классификация.
Время: 2 часа
Слайд 4Учебные цели занятия:
Знать схемы промежуточных опор, правила обеспечения продольной устойчивости
моста.
Изучить конструктивные особенности подготовки сваи к забивке.
Ознакомиться с классификацией поковок.
Слайд 5Учебная литература:
Руководство
«Военные мосты на жестких
опорах»
Стр. 49, 51, 55, 293-294,
Слайд 8Схемы свайных опор определяют в общем виде конструкцию опоры и
расположение отдельных элементов.
Расположение отдельных элементов в свайных опорах определяется ее:
Высотой
Глубиной воды
Грузоподъемностью моста
Слайд 9В свайных опорах высотой до 2-х метров схваток не ставят,
а поперечная и продольная жесткость обеспечивается защемлением свай в грунте
В
свайных опорах от двух до четырех метров и при глубине воды меньше или равно 2,5 м ставятся надводные горизонтальные и диагональные схватки.
Слайд 103. В свайных опорах высотой от 3,5 до 5 м
схватки ставятся:
• при глубине воды до
2,5 м - горизонтальные и диагональные надводные схватки;
• при глубине воды более 2,5 м – только диагональные по всей высоте опоры.
Слайд 114. В свайных опорах высотой более 5 м забивают кроме
коренных свай дополнительные откосные сваи, а горизонтальные схватки и диагональные
устанавливаются в зависимости от глубины воды:
• при глубине воды до 2,5 м – надводные горизонтальные и диагональные схватки;
• при глубине воды более 2,5 м – надводные и подводные схватки.
Слайд 12Схемы свайных опор
однопутных мостов
Слайд 13Без диагональных схваток
Схемы свайных опор
однопутных мостов
Слайд 14С надводными горизонтальными
и диагональными схватками
Слайд 15С надводными горизонтальными
и диагональными схватками
Слайд 16С подводными
диагональными схватками
Слайд 17
Схема свайной опоры высотой более 5 м
откосная свая
укосина
насадка
коренная свая
поперечные диагональные
схватки
поперечная горизонтальная схватка
Слайд 18Схема свайной опоры при шести сваях
Слайд 19Наращивание свай
вполдерева
болт
нагель
штырь
с помощью трубы
Слайд 20Схемы башенных опор
Для
обеспечения
продольной
устойчивости
моста
продольные бревна
лежень
продольные диагональные схватки
продольные
горизонтальные схватки
Слайд 21Схемы башенных опор
Для
замыкания
моста и
опирания
пролетных
строений
разного
типа
продольные бревна
лежень
продольные диагональные схватки
продольные горизонтальные схватки
Слайд 22Схемы башенных опор
Для
опирания
пролетных
строений
разной
высоты
продольные диагональные схватки
продольные
горизонтальные схватки
Слайд 23Схемы рамных опор
Рамные опоры обычно применяются при строительстве мостов через
суходолы, а также через водные преграды глубиной до 1 м,
со скоростью течения до 1 м/с.
Деревянные рамные опоры обшивают в нижней части досками с заполнением образовавшегося пространства между стойками камнем, щебнем или крупным гравием.
Слайд 24При скорости течения более 1,5 м/с установленные металлические рамные опоры
следует закреплять от сдвига течением.
Металлические рамные опоры устанавливают регулируемыми по
высоте. Рамная опора состоит из насадки, лежня, двух телескопических стоек и поперечных связей.
Слайд 25
Насадка и лежень состоят из двух прокатных швеллеров, соединенных планками.
Между швеллерами закладывают деревянные брусья и закрепляют их болтами. К
брусу насадки крепятся штырями концы прогонов, а к брусу лежня – дощатые подкладки. К торцам швеллеров лежня и насадки приварены планки с отверстиями для крепления штыря продольных связей. К нижним полкам швеллеров насадки снизу приварены отрезки швеллеров, к которым шарнирно с помощью болтов присоединяют стойки рамных опор, что позволяет устанавливать опоры на дно с продольным уклоном.
Слайд 26Стойки опоры состоят из верхней и нижней частей. Верхнюю часть
выполняют из двух швеллеров, обращенных полками друг к другу, а
нижнюю – полками наружу, что обеспечивает возможность вдвигания верхней части стойки в нижнюю.
В стенках швеллеров просверливают отверстия с шагом 10 см для закладного штыря, с помощью которого верхняя часть стойки удерживается в нижней в процессе установки рамной опоры на место.
Слайд 27Рамная опора состоит из стоек, насадки, лежня, диагональных схваток и
подкладок под лежень (при средних и слабых грунтах).
Высота плоских рамных
опор принимается от 1,2 до 5 метров. В типовых рамных опорах мостов всех категорий грузоподъемности принято четыре стойки с расстоянием между их осями 1,2x1,8x1,2м
Слайд 28Схемы рамных опор однопутного моста
Слайд 29Плоская рамная опора однопутного моста
штыри
гвозди
гвозди
Слайд 30Схемы свайно-рамных и клеточных опор
Свайно-рамные опоры применяются в тех же
случаях, что и свайные, но при расположении пролетного строения на
большей высоте над горизонтом воды и, когда для получения требуемой высоты опоры длина свай недостаточна.
Слайд 31Свайно-рамная опора состоит из свайного основания и установленной на нем
рамной надстройки. Высота свайно-рамной опоры принимается до 8 м.
В свайно-рамной
опоре насадка свайного основания должна распологаться выше уровня воды на 50 см. Лежень рамной надстройки крепится к насадке свайного основания пятью штырями диаметром 16-18 мм и длиной 450 мм.
Слайд 32
При высоте опоры более 5 м свайное основание устраивается из
шести свай, и с обеих сторон рамной надстройки ставятся укосины
из бревен диаметром 16-18 см.
Нижний конец укосины врубается в лежень рамы на глубину не более ¼ его диаметра, а верхний упирается в крайнюю стойку рамы и низ насадки.
Слайд 34Клеточные опоры
Клеточные опоры применяются обычно на суходолах и мелководных участках
со скоростью течения до 1 м/с, при достаточно плотных грунтах
дна.
Клеточная опора состоит из нескольких уложенных друг на друга взаимно перпендикулярных и скрепленных между собой рядов окантованных бревен или брусьев.
Слайд 35Высота клеточной опоры принимается, как правило, не более 1,2 м.
В одном мосту могут применяться различные типы промежуточных опор.
Клеточные
опоры возводятся из опиленных на два канта бревен шириной стески 1/2 с тонкого конца или из брусьев.
Слайд 36Бревна верхнего ряда опоры, на которых лежит лежень, должны иметь
диаметр с тонкого конца не менее 26 см, а бревна
остальных рядов — не менее 18 см. Расстояние между осями длинных бревен принимается 80 см, коротких—105 см. Длина бревен принимается: продольных — 520 см, поперечных— 120 см.
На верхний ряд поперечных бревен по оси опоры укладывается лежень и крепится к ним штырями. Размеры лежня принимаются такими же, как и насадки свайных опор.
Слайд 37Нижний ряд бревен (подкладок из досок) делается сплошным и крепится
к лежащим на нем бревнам опоры штырями (гвоздями). Бревна по
углам и в середине опоры скрепляются между собой обратными скобами.
Отделение собирает клеточную опору высотой до 1 м за 25 мин.
Слайд 38Клеточная опора с поперечными бревнами нижнего ряда
Слайд 40Голову сваи обрабатывают на цилиндр пилой или топором.
Разметку диаметра
цилиндра головы сваи производят по кольцу шаблона, входящего в комплект
дизель - молота. Высоту цилиндра измеряют метром.
Слайд 41Обработка головы сваи под патрон дизель-молота
ДМ-150
ДМ-240
Слайд 42Перед отеской конца сваи на торце тонкого конца бревна размечают
два взаимно перпендикулярных диаметра, а затем размечают границы стески по
шаблону.
Слайд 43Сначала конец бревна затесывают с двух сторон на длину, равную
3-2,5 диаметра бревна, при этом следят за тем, чтобы острие
стески лежало точно на продольной оси бревна.
Слайд 44Для обеспечения отёски головы сваи по окружности сваи у основания
цилиндрической части предварительно делают пропил.
После поворота бревна на 90° размечают
на его отесанной части границы отески двух других граней и затесывают их, по-прежнему следя за центральностью заострения сваи.
Слайд 45В процессе работы чередуют затеску древесины с подрубанием ее поперек
волокон. Затем острый конец срубают на длину 1/3 диаметра, а
затем на длине 1/6 диаметра бревна затесывают четырехугольную пирамидку.
Слайд 46Заострение конца сваи производится на четыре грани.
Слайд 47Ошкуривание бревен
Ошкуриванию подлежат бревна, используемые только для изготовления свай, причем
обязательно ошкуриваются часть сваи, погружаемая в грунт. Бревно для ошкуривания
закрепляется скобами на подкладках.
Ошкуривание осуществляется в направлении от верхней части бревна к комлю острой саперной лопатой, располагаемой по отношению к оси бревна под углом около 30°.
Слайд 48Пиление древесины
Перепиливаемый материал укрепляют так, чтобы он не двигался и
не зажимал пилу, для чего под местом распила или вблизи
него кладут подкладку.
Для точного надреза по разметке один из пильщиков направляет пилу, придерживая полотно выше зубьев боковой стороной ладони у большого пальца. Ладонь при этом должна опираться на бревно.
Слайд 49После надреза пилят на полный размах, с приложением усилия к
пиле при движении ее на себя.
Не следует сильно нажимать
на пилу, это не ускоряет, а затрудняет работу.
Для одновременного раскроя пакетов досок применяют кондуктор.
Слайд 50Сверление отверстий
Сверление отверстий производят после тщательной разметки мест отверстий. Диаметр
бурава должен быть на 1 мм больше диаметра отверстия.
При
сверлении необходимо следить, чтобы ось сверла не отходила в сторону от оси отверстия.
Слайд 51Обеспечение продольной
устойчивости моста
Слайд 53Продольная устойчивость моста на свайных,
рамных и свайно-рамных опорах обеспечивается установкой продольных связей между
опорами в виде диагональных схваток или применением башенных опор.
Слайд 54В мостах на свайных опорах высотой до 2 м и
при погружении свай в грунт не менее чем на 2,5
м обеспечение продольной устойчивости моста или его участков не требуется.
Слайд 55При высоте опор более 2 м и величине пролета менее
5 м связи располагаются между двумя смежными опорами в каждом
четвертом пролете, а при первой свайной промежуточной опоре в каждом пятом.
Слайд 56В мостах с величиной пролета более 5 м каждый четвертый
пролет делается укороченным — 3—5 м
или
устраивается башенная опора.
Слайд 57Если опоры возвышаются над уровнем воды не менее 1,5 м
и величина пролетов не превышает 5 м, устраиваются надводные горизонтальные
и диагональные схватки.
При этом с каждой стороны моста с наружной стороны свай устанавливаются две перекрестные диагональные схватки и одна горизонтальная.
Слайд 58Схватки изготавливаются из досок толщиной 5 см и прикрепляются к
сваям гвоздями.
Если опоры возвышаются над уровнем воды менее чем
на 1,5 м, с каждой стороны моста по всей высоте опор ставятся по одной бревенчатой диагональной схватке диаметром 12—14 см в тонком конце. При длине одиночных схваток от 5 до 6 м. допускается применение досок толщиной не менее 10 см.
Слайд 59Обеспечение продольной устойчивости моста на рамных опорах
Слайд 60График определения длины диагональных схваток продольных связей моста
Слайд 61Деталь
прикрепления
нижнего конца
диагональной
схватки к
крайней стойке
рамной
опоры
Слайд 62Схемы продольных связей в мостах на свайно-рамных опорах
При длине пролета
до 5 м
При длине пролета более 5 м
Слайд 67Размеры и масса проволочных гвоздей
ГОСТ 4028-63, 1 кг на 1000
шт.
Слайд 69Задание на самоподготовку:
Снять копии по теме и оформить
в тетрадь по ВМ
Слайд 70Лекцию разработали:
Полковник Тарханов А.С.
Выражаю благодарность за помощь при оформлении Интерактивной
лекции – 2007г
Курсантам взвода С-333
Закожурников М.Д.
Чусовитин А.Н