Слайд 2Цель и задачи
Внеклассная работа по химии
углубляет знания учащихся,
помогает установить связь
химии с жизнью,
помогает выявить склонности и дарования учащихся,
развивает
творческую самостоятельность,
помогает умение работать с книгой,
способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.
Слайд 3Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
осуществление
тесной связи с содержанием курса химии ( именно на уроках
учитель ставит вопросы, которые должны стимулировать любознательность учащихся, даёт первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывает стремление собственными руками осуществить то, о чём говориться в учебнике и книге);
соответствие возвратным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития);
добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей;
сочетание разных форм и видов работы;
включение элементов занимательности;
соблюдение принципа научности и доступности.
Слайд 4Содержание, формы и виды внеклассной работы
Слайд 5Содержание внеклассной работы
учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как
основной работы, поэтому разнообразнее тематика.
Слайд 6Основные формы внеклассной работы по химии
массовая,
групповая
индивидуальная.
Они различаются
не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения.
Эти формы внеклассной работы реализуются в различных видах.
Слайд 7Индивидуальная работа:
работа с дополнительной литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, докладов;
творческое
сочинение, рассказ – задача, кроссворд и т.п.
работа по оборудованию кабинета,
изготовление наглядных пособий;
экспериментальные исследования учащихся
Слайд 8Групповая работа:
выпуск стенгазеты;
работа по оформлению кабинета;
химический кружок;
секции общества любителей химии;
работа
лекторских групп;
групповые исследовательские работы.
Слайд 9Массовая работа
Химический классный час;
Химический вечер;
Химические викторины, турниры, конкурсы;
Устный журнал;
Конференция;
Экскурсии по
химии;
Радиопередачи;
Химическая олимпиада;
Неделя (декада, месячник) химии;
Школьное общество «Юный химик».
Слайд 10Планирование В Р
Оценить факторы, определяющие направление работы (целеполагание)
Выбрать форму работы
Выбрать
тематику
Определить необходимые средства обучения, материальное обеспечение процесса
Адекватно оценить фактор реализации
Слайд 11ПРОЕКТИРУЕМ
Конкурс Лаборантов
Какую цель мы преследуем?
- очередное мероприятие «для галочки»?
соревнование
ради соревнования?
Иное? Что?
Слайд 12Какой будет форма работы?
Индивидуальная?
Групповая?
Массовая?
П О Ч Е М У?
Слайд 13Какой будет тематика нашего мероприятия?
как учесть возрастные особенности?
как умело соединить
теоретическую и практическую части
- как отобрать содержание, которое будет соответствовать
тематике
Слайд 14Чем и как обеспечить мероприятие?
- как подготовить команду
- какое оборудование
необходимо
- какую площадку выбрать для проведения мероприятия
- какие трудовые ресурсы
должны быть задействованы (члены жюри и пр.)
Слайд 15Оцениваем фактор реализации
Если мы определились с вышеуказанным (обеспечением), можно говорить
о факторе реализации проекта.
Если этого не произошло, необходимо внести коррективы,
чтобы выйти на успешную реализацию проекта.
Слайд 16ЧТО МЫ ИМЕЕМ?
База - какое-либо ГОУ района.
Форма - конкурс.
Средства
– свои.
Тематика и конкретика будут определены творческими группами.
Слайд 17Можно сделать 5 – 6 станций.
I станция:
«Давайте
познакомимся!»
Название, эмблема, приветствие другим командам.
Слайд 18II станция
«Село «Пробиркино»»
(называем необходимые в лаборатории приборы и посуду)
Слайд 19III станция
«Знай наших!»
Определить по характерным физическим свойствам простые и сложные
вещества.
Слайд 20IV станция.
«Деревня «Растворово»»
Здесь готовим растворы с заданной массовой долей (может
быть, стоит приготовить раствор с заданной молярностью?)
Слайд 21V станция.
«Перекресток» - решение кроссворда.
Слайд 22VI станция – «Не коллайдер, но все же..»
Собираем установку для…..(надо
подумать, что школьники готовы продемонстрировать?)
Слайд 23И Т О Г
Мероприятие
придумано
продумано (спроектировано)
спланировано
готово
к реализации
Слайд 24 Внеклассное мероприятие для
9 класса
Химическое
поле чудес
Тема игры
"
Путешествие в страну Металлию"
Слайд 26Правила игры
Игра состоит из трех туров, финальной игры,
игры со зрителями, супер игры.
Между турами проводятся рекламные
паузы.
В трех турах участвуют по три человека, победители туров соревнуются в финальной игре, и ее победитель занимает первое место, 2 других участника – 2 места.
Среди атрибутов Барабан (игровое поле со стрелкой) с нанесенными секторами:
“помощь зала” – обозначение Ш,
“назови букву” – обозначение Алфавит,
“пропуск хода” – обозначение Б,
“открыть любую букву” – обозначение +
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий приз (шоколадка).
Слайд 27Какой металл получил название в честь озорного духа германской мифологии?
Задание первого тура
Задание первого тура
Ответ
Слайд 28Никель
Шахтёры средневековой Германии нашли красный минерал, напоминающий медную руду. Однако
извлечь медь из него не удалось, в чём шахтёры обвинили
озорного духа Никеля, а руду назвали Kupfernickel (Kupfer по-немецки медь). В 1751 году барон Кронштедт снова попытался извлечь медь из купферникеля, но в результате открыл новый металл белого цвета, который впоследствии и был назван никелем.
Слайд 29
Рекламная пауза
Рекламная пауза
Рекламная пауза
В старину ценилась дорого,
цветом красная,
как золото.
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике нужна
Ответ
Слайд 30Медь
Медь широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов
или других проводников, например, при печатном монтаже. Медные провода, в
свою очередь, также используются в обмотках энергосберегающих электроприводов (быт: электродвигателях) и силовых трансформаторов. Для этих целей металл должен быть очень чистый: примеси резко снижают электрическую проводимость.
Слайд 31Металл название которого, на английском — «сильвер», на немецком —
«зильбер» — все эти слова происходят от древнеиндийского слова «сарпа»,
которое обозначало Луну и серп. А как звучит название этого металла на русском?
Задание второго тура
Задание второго тура
Ответ
Слайд 32Серебро
Русское слово «серебро», немецкое «зильбер», английское «сильвер» имеют одинаковые корни
и относятся к древнеиндийскому слову «сарпа». Этим словом называли Луну
и древнее орудие земледельцев – серп, названный так в честь серпа Луны
Серебро было открыто около 4000 года до н.э.
По прозванью инвалид,
но крепок в деле и на вид
Рекламная пауза
Ответ
Слайд 34Хром
Название этого элемента образовано от греческого «цвет», ведь сам металл
славится разнообразием окраски своих соединений. Хром довольно просто встретить в
природе, он распространенный. Найти металл можно в ЮАР, которая по добыче занимает первое место, а так же в Казахстане, Зимбабве, России и Мадагаскаре. Присутствуют месторождения в Турции, Армении, Индии, Бразилии и на Филиппинах. Специалисты особенно ценят некоторые соединения хрома – это хромистый железняк и крокоит.
Слайд 35Георгиевский зал – один из великолепнейших и грандиозных залов Большого
Кремлевского дворца в Москве имеет 18 витых колонн которые обрамлены
прекрасными орнаментами, статуями побед с венками из лавра и памятными датами работы скульптора И. П. Витали. Назовите металл из которого отлиты эти колонны
Задание третьего тура
Ответ
Слайд 36Цинк
Кроме всего прочего цинк по праву считается элементом красоты. В
Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали
в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. Это не удивительно, ведь цинк улучшает вид и цвет кожи, принимает активное участие в переработке жирных кислот, влияя тем самым на процессы регенерации. Измельченный жемчуг использовался для изготовления косметики — теней, пудры, помады.
Слайд 37Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания и кипячения воды?
Рекламная
пауза
Ответ
Слайд 38Титан
Титан открыли немецкий и английский химики Грегор и Клапрот независимо
друг от друга с разницей в шесть лет. Произошло это
в конце 18-го века.
Титан прочнее железа в 4 раза
Перечень возможностей применения металла вызывает уважение. Это военная промышленность, остепротезы в медицине, ювелирные и спортивные изделия, платы мобильных телефонов и многое другое. Постоянно возносят титан конструкторы ракето, авиа, кораблестроения. Даже химическая промышленность не оставила металл без внимания. Титан отличен для литья, ведь очертания при отливке точны и имеют гладкую поверхность..
Слайд 39Ему не страшно окисление,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может
он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам , что он
Может только растворяться
В
“царской водке” целиком.
Игра со зрителями
Игра со зрителями
Ответ
Слайд 40Золото
Слово «gold» появилось из Индо-Европейского корня «желтый», отражающий наиболее заметную
характеристику этого металла. Этот факт находит свое отражение в том, что
произношение слова золота gold на разных языках похоже, например Gold (по-английски), Gold (по-немецки), Guld (по-датски), Gulden (по-голландски), Gull (по-норвежски) и Kulta (по-фински).
Абсолютно чистое золото очень мягкое, его можно мять руками.
Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью в теннисный корт.
Слайд 41 Макроскопические однородные системы, состоящие из двух или более металлов с
характерными металлическими свойствами. В более широком смысле - любые однородные
системы, полученные сплавлением металлов, неметаллов, неорганических соединений.
Финальная игра
Ответ
Слайд 42Сплавы
По характеру металла - основы различают черные сплавы (основа -
Fe), цветные сплавы (основа - цветные металлы), сплавы редких металлов,
сплавы радиоактивных металлов. По числу компонентов сплавы делят на двойные, тройные и т.д.; по структуре - на гомогенные (однородные) и гетерогенные (смеси), состоящие из нескольких фаз (последние могут быть стабильными и метастабильными); по характерным свойствам - на тугоплавкие, легкоплавкие, высокопрочные, жаропрочные, твердые, антифрикционные, коррозионностойкие, сплавы со специальными свойствами и другие. По технологии производства выделяют литейные (для изготовления деталей методом литья) и деформируемые (подвергаемые ковке, штамповке, прокатке, прессованию и другим видам обработки давлением).
Слайд 43 Область науки и техники, охватывающая процессы получения металлов из руд или других
материалов, а также процессы, связанные с изменением химического состава, структуры
и свойств металлических сплавов.
Супер игра
Ответ
Слайд 44Металлургия
Как показывают археологические исследования, первые признаки применения металлообработки
и металлургии относятся еще к Древнему миру. Уже тогда люди
умели добывать и плавить медь. Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды (малахит, азурит, касетерит) с богатым содержанием меди и олова. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках. ядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы. Мелкодробленную руду относили на поселения, где плавили в специальных плавильных печах,
Слайд 45Внеклассное мероприятие
по химии
Слайд 46Эпиграф:
«Изучение химии имеет двоякую цель:
одна – усовершенствование естественных наук,
другая –
умножение жизненных благ»
(М.В.Ломоносов)
Слайд 47
Загадки
1. Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в
момент.
Сожгут меня, и под водой
Я сразу
стану кислотой.
2. Я жилец квартиры восемь.
Я могу зажечь на спор
Спичку, печку и костёр.
Кто вам всем дышать даёт?
Атмосферный…
3. Вы со мной уже встречались-
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
Слайд 48Разминка
Я предлагаю вам перевести с химического языка на общепринятый следующие
выражения:
1.Не всё то «аурум», что блестит.
2. Куй «феррум» пока горячо.
3.Слово
– «аргентум», а молчание – «аурум».
4. «Купромного» гроша не стоит.
5. С тех пор много H2O утекло.
6. Стойкий «станумный» солдатик.
7. Тяжелые «плюмбумные» тучи.
8. У него «феррумный» характер.
Слайд 49Химико – музыкальный калейдоскоп
В названии какой кислоты есть нота
«ля»?
Какой химический элемент спрятан в слове «серенада» ?
Составьте из
букв, входящих в слово «валентность», название плавного парного бального танца.
Составьте из букв, входящих в слово «адсорбция», название самого низкого мужского голоса.
Почему название доломит можно считать музыкальным?
В названии какого металла можно прочитать ноту «ре»?
В названии какой науки можно услышать ноту «ми»?
В названии какого газа желто – зеленого цвета с резким запахом можно услышать группу певцов?
В названии каких солей можно прочитать ноту «фа»?
Из букв слова «теплопроводность» составьте название высокого мужского голоса?
Слайд 50Химико – музыкальный калейдоскоп
В названии какой кислоты есть нота
«ля»? (соляная «ля»)
Какой химический элемент спрятан в слове «серенада» (сера)
Составьте
из букв, входящих в слово «валентность», название плавного парного бального танца. (вальс)
Составьте из букв, входящих в слово «адсорбция», название самого низкого мужского голоса. (бас)
Почему название доломит можно считать музыкальным? (в нем две ноты «до» и «ми»)
В названии какого металла можно прочитать ноту «ре»? (серебро)
В названии какой науки можно услышать ноту «ми»? (химия)
В названии какого газа желто – зеленого цвета с резким запахом можно услышать группу певцов? (Хлор - хор)
В названии каких солей можно прочитать ноту «фа»? (Сульфаты,фосфаты)
Из букв слова «теплопроводность» составьте название высокого мужского голоса? (Тенор)
Слайд 53Конкурс «Сильное звено»
I команда
Магний – это металл или неметалл?
Молекулы какого газа самые легкие?
Как называются элементы VII A – группы?
Назовите порядковый номер фтора в ПСХЭ?
Какой металл называют металлом консервной банки?
Назовите формулу сульфата железа (III)
Какую кислоту называют «хлебом химической промышленности»?
Какой элемент называют элементом жизни и мысли?
Сколько электронов не хватает атому серы до завершения внешнего электронного слоя?
Соединениями какого элемента обогащают почву клубеньковые бактерии бобовых растений?
Слайд 54Конкурс «Сильное звено»
I команда
Магний – это металл или неметалл? (металл)
Молекулы какого газа самые легкие? (водорода)
Как называются элементы VII A – группы? (галогены)
Назовите порядковый номер фтора в ПСХЭ? (9)
Какой металл называют металлом консервной банки? (олово)
Назовите формулу сульфата железа (III) (Fe2(SO4)3)
Какую кислоту называют «хлебом химической промышленности»? (серную)
Какой элемент называют элементом жизни и мысли? (фосфор)
Сколько электронов не хватает атому серы до завершения внешнего электронного слоя? (2)
Соединениями какого элемента обогащают почву клубеньковые бактерии бобовых растений? (азота)
Слайд 55Конкурс «сильное звено»
II команда
Как называются соли азотной кислоты?
Смесь водорода с кислородом взрывоопасна или нет?
Сколько электронов на внешнем слое атома кремния?
Какой элемент самый распространённый на Земле?
5. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?
Какой газ имеет запах тухлых яиц?
Назовите химическую формулу мела, известняка, мрамора?
8. В какой группе расположен азот?
9. Как называется в быту разбавленный раствор аммиака?
10. Какая кислота входит в состав желудочного сока?
Слайд 56Конкурс «сильное звено»
II команда
Как называются соли азотной кислоты? (нитраты)
Смесь водорода с кислородом взрывоопасна или нет? (взрывоопасна)
Сколько электронов на внешнем слое атома кремния? (4)
Какой элемент самый распространённый на Земле? (кислород)
В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (в алюминий)
Какой газ имеет запах тухлых яиц? (сероводород)
Назовите химическую формулу мела, известняка, мрамора. (CaCO3)
В какой группе расположен азот? (в V A)
Как называется в быту разбавленный раствор аммиака? (нашатырный спирт)
Какая кислота входит в состав желудочного сока? (соляная)
Слайд 57 Конкурс «Кроссворд»
По горизонтали:
1) Если рядом ходит враг,
Надо дать ему…
2) Элементов хоровод
возглавляет…
5) Город, лес и медприбор –
Все это многоликий…
6) Открывает рыбка рот,
Ей очень нужен…
По вертикали:
1) Душой за химию болея
Создал таблицу…
3) В любом скелете есть ребро,
А средь металлов - …
4) Лечит он больной народ,
Ну конечно, это…
Слайд 58Конкурс «Кроссворд»
По горизонтали:
1) Если рядом ходит враг,
Надо дать ему…(мышьяк)
2) Элементов хоровод возглавляет…
(водород)
5) Город, лес и медприбор –
Все это многоликий… (бор)
6) Открывает рыбка
рот,
Ей очень нужен… (кислород)
По вертикали:
1) Душой за химию болея
Создал таблицу… (Менделеев)
3) В любом скелете есть ребро,
А средь металлов - … (серебро)
4) Лечит он больной народ,
Ну конечно, это…( йод)
Слайд 59Конкурс «Составьте пару»
Составьте пары из:
А) знаков химических элементов и их русских названий:
1. Ca 1. Олово
2. Cu 2.Свинец
3. Ag 3.Медь
4.Sn 4.Натрий
5.Pb 5.Кальций
6.Na 6.Цинк
7.Zn 7.Серебро
Б) русских названий химических элементов и произношения их знаков в формулах:
Серебро Купрум
Олово Плюмбум
Золото Аргентум
Марганец Феррум
Железо Марганец
Медь Станнум
Свинец Аурум
Слайд 60Конкурс «Составьте пару»
Составьте пары из:
А) знаков химических элементов и их русских названий:
Ca Олово
Cu Свинец
Ag Медь
Sn Натрий
Pb Кальций
Na Цинк
Zn Серебро
Б) русских названий химических элементов и произношения их знаков в формулах:
Серебро Купрум
Олово Плюмбум
Золото Аргентум
Марганец Феррум
Железо Марганец
Медь Станнум
Свинец Аурум
Слайд 62Викторина в весёлых картинках
Марганцовка – перманганат калия KMnO4
2. Сода
пищевая – гидрокарбонат натрия NaHCO3
3. Нашатырь – хлорид аммония
NH4CI
4. Гидроперит – пероксид водорода H2O2
Поваренная соль – хлорид натрия NaCI
6. Тальк – гидратированный силикат магния 3MgO * 4SiO2 * H2O
Слайд 63Конкурс «Маска, я тебя знаю!»
Речь пойдёт сейчас о металлах, сможете
ли вы их разгадать.
1.Я дружу с человеком очень давно. Я
красив, больше всего мне идёт желтый цвет. Меня легко повредить, т.к. характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я?
2.В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?
Слайд 64Знакомство с символами
I «Химические анаграммы» переставив буквы в каждом слове,
надо получить название химического элемента.
ЕЗЛЕОЖ, леодруг, орребес
СЛИКОДОР, цинвес, мникрей
II «Крестики
– нолики» зачеркните одной чертой в любом направлении три стоящих подряд химических элемента.
А) элементы-металлы Б) элементы-неметаллы
Слайд 65Знакомство с символами
I «Химические анаграммы» переставив буквы в каждом слове,
надо получить название химического элемента.
Железо, углерод, серебро
Кислород, свинец, кремний
II «Крестики
– нолики» зачеркните одной чертой в любом направлении три стоящих подряд химических элемента.
А) элементы-металлы Б) элементы-неметаллы
Слайд 66Проектная деятельность учащихся по химии
Система интеграции проектной деятельности по химии
в
образовательный процесс
Слайд 67Выбор тем проектов по химии
При этом формулировании тем проектов
и презентации их учащимся необходимо учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного
курса химии:
историко-методологический,
искусствоведческий,
филологический,
экологический,
прикладной и
региональный.
Слайд 68Историко-методологический аспект
Возможные направления раскрытия этого аспекта в проектах:
история развития вещества
как части природы;
история химического производства в целом и история развития
производства отдельных химических продуктов;
история развития и становления химии как науки;
жизнь и деятельность ученых-химиков.
Слайд 69Такие проекты
расширяют кругозор учащихся,
устанавливают мепредметные связи,
позволяют воссоздать
сложную эволюцию научных знаний,
показать роль научного предвидения.
Учащиеся при
выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химикам в прошлом.
исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.
Слайд 70Проекты с историческим содержанием:
развивают у учащихся интерес к науке, в
частности к химии, стимулируя усвоение учебного материала;
формируют мировоззрение у учащихся
на основе рассмотрения материала по химии в его исторической ретроспективе и осознание роли химического знания в решении философских проблем;
воспитывают у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно
Слайд 71Искусствоведческий аспект
позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной
культуры, в частности живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
учащиеся познакомятся
с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, уникальных сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.
Слайд 72Филологический аспект
касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским
языком, литературой.
Использует возможности художественной литература для эмоционального и интересного
обучения химии.
Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств
Слайд 73Экологический аспект
позволяет раскрыть особую роль химической науки в борьбе
с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии
в сложившейся экологической ситуации;
Поможет привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;
воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.
Работая над такими проектами школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
Слайд 74Прикладной аспект
позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения,
повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на
производстве.
Проекты прикладного характера могут объединяться в блоки:
- энергетика и химические производства;
- использование продуктов химической промышленности;
- химия в быту;
- химия и пища;
- химия и организм человека.
Слайд 82
Проекты в системе уроков
химии
Применительно к школьному курсу химии система
проектной работы может быть представлена двумя подходами:
1. Связь проектов с учебными
темами (на уроке).
2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности
Слайд 83Можно выделить два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности
Первый вид –
проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом.
Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта.
Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта.
Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Слайд 84Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными
учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам
предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.
Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Слайд 85Для проектной деятельности на уроках используются следующие виды проектов
индивидуальные /
групповые,
монопредметные,
краткосрочные,
информационные,
исследовательские.
Слайд 86Индивидуальные/групповые проекты
Индивидуальные выбирают как правило учащиеся, хорошо ориентирующиеся в учебном
материале,
иногда с завышенной самооценкой
или школьники, испытывающие затруднения в общении с
одноклассниками.
Индивидуальные проекты уступают место групповым видам проектной деятельности.
Групповые проекты наиболее удачны на уроках сплачивают детей, позволяют определить обязанности внутри группы.
индивидуальная работа в рамках учебных проектов выступает в роли одной из составляющих группового проекта.
Слайд 87Монопредметные проекты
проводятся в рамках одного предмета,
реализуются на нескольких уроках
предусматривает применения
знаний из других областей
Часто имеет свое продолжение в виде индивидуальных
или групповых проектов во внеурочное время.
целесообразно использовать на начальных этапах формирования у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности.
Слайд 88Краткосрочные проекты (мини-проекты)
разрабатываются на одном или нескольких уроках,
используются
для углубленной текущей проработки учебной химической проектной деятельности.
Информационные проекты нацелены на
сбор, обработку и анализ информации по химической проблеме и направлены на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения.
В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, подчиненного логике и структуре подлинного исследования.
Такое исследование проводится как на основе определения проблемной задачи, выдвижения гипотез ее решения, аргументированного выбора поисковых методов, проведение эксперимента, глубокого осмысления полученной информации.
в реальной практике учебные проекты учащихся носят чаще всего комбинированный характер, сочетая в себе характерные признаки различных типов проектов(5).
Слайд 89
Проекты во внеурочной
деятельности
Организация проектного обучения во внеурочной деятельности возможна
в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов по выбору, во
внеклассной работе по химии
Слайд 90Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов:
индивидуальные и групповые,
межпредметные,
среднесрочные и долгосрочные,
информационные,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные),
ролевые.
Слайд 91Межпредметные проекты
представляют собой более сложное и комплексное исследование с элементами
содержательной интеграции различных областей знаний.
выполняются учащимися на продвинутом этапе
освоения навыков проектной деятельности.
Межпредметный проект требует координации усилий всех его участников, тщательной структуризации хода исследования, правильного выбора средств достижений целей.
Межпредметные проекты не могут обойтись без значительных временных ресурсов и часто выполняются во внеурочное время.
Слайд 92Практико-ориентированные (прикладные) проекты
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
результат обязательно ориентирован на социальные интересы участников:
- документ, созданный на основе
полученных результатов исследования – рекомендации, инструкция, программа действий;
- справочный материал, дидактический материал;
- аргументированное объяснение какого-либо химического явления;
- задачник по химии;
- рефлексивные круги для младших школьников.
Выполнение практико-ориентированного проекта, как правило, связано с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проекта, так и окружающим
Слайд 93
Формы представления
проектов
Результаты выполненных проектов всегда материальны, т.е. как-либо оформлены:
плакат, конспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий,
разработка, компьютерные слайды, планшет, диафильм, буклет, афиша, рисунки, заочная экскурсия, викторина, интервью, выставка и т.д