Слайд 1«Традиционное и современное в свадебных обрядах кабардинцев»
Учебно-исследовательская работа
Автор работы: Губжокова
Данетта
Ученица IX «А» класса
МОУ «Лицей №1»
Города Нарткалы
Руководитель работы: Гогуева С.В.
Слайд 2Введение
Ни для кого не секрет, что чем старше мы
становимся, тем больше начинаем задумываться о своем будущем; а именно
о создании семьи, предстоящей свадьбе, рождении ребенка и многом другом. Самым же ярким событием в нашей жизни является свадьба.
Слайд 3В современных условиях, когда четко наметилась тенденция возрождения национальных традиций
и обычаев предметом нашего исследования - мы выбрали кабардинскую свадьбу.
Слайд 4Традиционная кабардинская свадьба - драгоценное наследие духовной культуры нашего общества.
Она отразила историю адыгского народа, его мировоззрение и мораль.
Как
один из самых значительных обрядов свадьба играет огромную роль в обществе. Она связывает поколения в единую нить исторического развития, является своеобразной формой народной памяти.
Слайд 5 Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален
по-своему. У каждого народа кроме всеобщих традиций и норм взаимоотношения
между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отличающие его от других народов
Слайд 6Цель данного исследования:
познакомиться с национальной культурой;
раскрыть существующие отношения, степень
и характер преемственных связей традиционного и нового в различных сферах
свадебной обрядовой жизни;
Показать, как раньше играли свадьбы, какие нравы бытовали в то время.
Слайд 7Задачи исследования:
Рассмотреть основные формы кабардинской свадьбы.
Изучить особенности свадебных обрядов разных
народов, выделив характерные черты, общие для всех обрядов, и специфичность
каждого.
Выделить образную основу кабардинской свадьбы.
Сравнить традиционную кабардинскую свадьбу и современный обряд кабардинцев, обобщить сведения, касающиеся обрядовой жизни кабардинцев в прошлом и настоящем, дополнив их данными проведенных исследований
Слайд 8«Характер народа и есть его судьба», - утверждал Аристотель. Каждый
народ обладает уникальными, самобытными, только ему присущими чертами, отличающими его
от других.
В каждом исследовании есть различные цели, одни главные , другие второстепенные, мне бы очень хотелось, чтобы каждый, кто прочитает эту работу, что-то вынес из неё для себя. Чтобы у молодых людей проснулся интерес к старым обычаям, чтобы как можно чаще свадьбы игрались на старый лад.
Слайд 9В основу работы положен сравнительно-исторический метод, позволяющий определить основные закономерности
изменений, происходивших в обрядовой жизни кабардинцев. Мы попытались исследовать современные
свадебные обряды, сравнить их с традиционной обрядностью, а также исследовать различные свадебные обряды на примере русской, еврейской, ингушской и индийской свадьбы.
Слайд 10Русская свадьба
На Руси большинство народных праздников, в том числе
и свадьба, возникли во времена язычества. С введением христианства языческие
обряды искоренялись. Но церковь, учитывая славянские традиции, некоторые обычаи и обряды, была вынуждена сохранить до сих пор. И само слово «свадьба», и родственные ему слова «сватовство», «сват», происходят от старинного «сводить» - сватать.
Слайд 11Русская свадьба
В старину свадьба состояла из сватовства, сговора (обручения) и
венчания (брак по церковному обряду).
Русские женили сыновей рано. Бывали случаи,
когда возраст жениха равнялся 12- 13 годам. Родители спешили уберечь юношу от соблазнов холостой жизни. Редко случалось, чтобы русские оставались неженатыми. До свадьбы жених и невеста часто не были знакомы и могли увидеть друг друга только после сговора на обручении. Поэтому девушку, собирающуюся замуж, называли «невеста», что значит - неизвестная, неведомая, а юношу - «суженый» , что происходит от судьбы, которая посылает невесте жениха.
Слайд 12Индийская свадьба
Согласно традиционным нормам индуистского брака, мужчина должен жениться в
своей касте или на женщине из подкасты более низкой, чем
его собственная. В родстве по боковым линиям мусульманский брак запрещен до 7 - ой степени включительноВ индусской свадьбе, прежде чем сделать окончательный выбор, родители сравнивают гороскопы юноши и девушки и, если результат оказывается благоприятным, обе стороны обмениваются подарками и происходит сговор. День и час церемонии определяет астролог. За несколько дней до свадьбы жених и невеста проходят очистительный обряд («халди») - натираются смесью горчичного масла и желтого порошка из корня куркумы.
Слайд 13Индийская свадьба
В день свадьбы жених в сопровождении своих близких направляется
к дому невесты («барат») Там его встречают родители невесты (обряд
«вар-пуджа») и проводят его в дом, где жених видит, наконец, лицо своей невесты (обряд «мукх-даршан) и они надевают друг другу на шею цветочную гирлянду.
Слайд 14
Еврейская свадьба.
Евреям запрещается жениться не только на кровных родственниках
(как со стороны матери, так и со стороны отца), но
и на бывшей жене или вдове сына, отца, дяди, брата. По иудейскому религиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотный еврей. Также перед свадьбой невеста должна окунуться в «микву» - специальный бассейн или иной водоем. В день свадьбы жених и невеста постятся.
Слайд 15Еврейская свадьба.
Перед проведением обряда бракосочетания составляется брачное свидетельство, называемое на
иврите кетуба. Сам обряд происходит под «хупой» - балдахином, символизирующим
дом жениха, куда вводят невесту. Непосредственно под хупой стоят жених с невестой, родители и раввин, проводящий свадьбу. Сначала под хупу приводят жениха, затем невесту, в сопровождении «матерей» - ее и жениха. Вступая под хупу, невеста и матери обходят семь раз вокруг жениха. Затем раввин наливает бокал вина и произносит два благословения - на вино и на свадьбу.
Слайд 16Ингушская свадьба.
Вопросам заключения брака и создания семьи ингуши, как и
все другие народы, придавали большое значение. Браки заключались преимущественно по
воле родителей и согласно традиционным нормам обычного права. Найти невесту для ингуша было нелегким делом. Этому мешали как материальные условия жизни, так и различные условности и ограничения. Вдвойне это было трудно для разведенных женщин и девушек. Во-первых, строго соблюдалась экзогамия — запрет на вступление в брак кровных родственников, в том числе и дальних и даже тех, степень родства которых невозможно было установить как по материнской, так и по отцовской линии.
Слайд 17Ингушская свадьба.
Обязательным было соблюдение возрастной очередности заключения брака со стороны
братьев и сестер. Часто неустроенность старшей дочери или сына являлась
помехой своевременному вступлению в брак их младших сестер или братьев.
Большое значение при сватовстве имела религиозная принадлежность жениха и невесты. Браки с представителями другой религии запрещались. Не одобрялись и браки с представителями другой религиозной секты. Ранние браки среди ингушей были редкостью. Наиболее распространенным брачным возрастом у них был возраст в 20 лет. «Девочки по адату должны выходить замуж не ранее 18-ти лет.
Слайд 18Кабардинская свадьба
Ярко выраженный праздничный характер имела свадьба кабардинцев. Она была
красивой – с плясками, песнями, джигитовками. Появление новобрачных на свадьбе
строго регламентировалось специальными церемониями. Свадьба включала следующую структуру: сватовство, регистрация брака, привоз невесты, возвращение молодого в родной дом, ввод невесты в «большой дом».
Слайд 19Сватовство (лъыхъу).
Лъыхъу – буквально означает “поиск”. Прежде чем говорить о
сватовстве, надо заметить, что все компоненты адыгской свадьбы, кроме лъыхъу,
относятся к патриархату. Однако лъыхъу, имел место, в те далёкие времена, когда род был материнским. Говоря иначе, поисками жениха занимались девушки, они решали, какого молодого человека приводить в свой род. Родословие их детей шло по материнской линии.
Слайд 20Лъыхъу стал компонентом адыгской традиционной свадьбы, и от девушек он
перешёл к парням, вернее к его фамилии. Если умыкание было
никак не приемлемым хабзэ для кабардинцев, то большим проявлением адыгагъэ и намыс считалось, когда родные молодого человека, узнав о его избраннице, посылали к его родителям сватов.
Слайд 21Регистрация брака (нэчыхьытх).
Понятие “наках” в адыгский язык вошло из
арабского и, соединившись с исконно адыгским словом “тхын” (писать), образовало
термин “нэчыхьытх”. И в самом деле, в прошлом брачные условия оформлялись по мусульманским законам служителем ислама (ефэнды) письменно. Такой документ оставался в доме родителей невесты
Слайд 22 Поездка за калымом (уасэIых).
Все формы заключения брака (исключение
составляют лишь национально-смешанные браки ) требовали внесения калыма за невесту.
Калым возник в период разложения первобытнообщинного строя, когда формировалась сложная система предсвадебных, свадебных и послесвадебных обрядов. Приданое исторически появилось значительно позже калыма*.
Слайд 23Привоз невесты (нысашэ).
После оформления
религиозного брака в доме родителей девушки и поездки за калымом,
по-настоящему кабардинская традиционная свадьба начиналась с нысашэ (поездки и привоза невесты). Это целый цикл обрядов, обычаев, ритуалов. Если не случалось несчастья, какого-то горя с той или иной стороны, обряд не откладывали. Обычно свадьбы (нысашэ) происходили в осенний период года, когда созвездие Вагоба находилось в кронах деревьев
Слайд 24За невестой отправляли в светлое время дня, с четверга на
пятницу. Старший фамилии объявлял о торжестве родственникам, свойственникам, соседям, жителям
села,
своим друзьям заранее. Оно начиналось с “фызышэефэ” (застолье едущих за невестой). На него приглашались уважаемые мужчины не через кого-то, а с
персональной просьбой от имени старшего. Приходили седобородые старики, но большинство составляли мужчины зрелых лет и молодые люди – отличные наездники, хорошо знающие хабзэ, надёжные во всех отношениях.
Слайд 25Вывод невесты сопровождался красивой свадебной песней с замечательным припевом, которую
исполняли мужчины. При выходе невесте не следует оглядываться, спотыкаться, порог
надо переступать, не касаясь его, с правой ноги и т. д.
Например, если учесть, что под порогом, как полагали кабардинцы, могли иногда поселиться души умерших родных, то становится ясным, почему необходимо быть осторожным в таких случаях.
Слайд 26Ввод молодой в большой дом (унэишэ).
Самым значительным и красивым
обрядом являлось унэишэ. Перед тем как ввести в “большой дом”,
молодую осыпали орехами, сладостями, монетами, которые азартно собирали детишки. Переступив порог, новобрачная становилась на шкуру жертвенного животного.
Считалось, молодая в доме будет иметь столько счастья и радости, сколько шерстинок на шкуре.
Слайд 27 С целью изучения свадебных обрядов, наш школьный краеведческий
кружок «Азимут» провёл социологическое исследование (2010-2011 г.г.), в ходе которого
был проведен анализ свадебных традиций среди коренного населения Урванского района, в котором мы проживаем. Руководителем опроса была преподаватель нашего Лицея и руководитель кружка Гогуева С.В.
Слайд 29Таким образом, из таблицы видно, что основные свадебные обряды кабардинцев
в семье и обществе претерпели довольно существенные изменения. Нам удалось
обнаружить, что все еще существуют жесткие запреты по заключению брака, и он остается экзогамным. Традиционные свадьбы в доме заменяются празднованием в общественных местах. Чаще всего используется европейский стиль в одежде. Длительность свадьбы сокращается.
Слайд 30На вопрос анкеты: "Как Вы относитесь к запретам, существующим в
кабардинском свадебном этикете?" - большинство опрошенных ответили одинаково – признаю.
Например, этикет запрещает чародейство, порчу, сглаз, т.к. кабардинцы знают, что отдельные люди обладают отрицательным биоэнергетическим полем, что якобы может повредить здоровью, жизнедеятельности человека.
Самая большая психологическая дистанция существует между "своими" и "чужими". На "чужих", если они другой культуры и веры, чаще всего не распространяются формы традиционного заключения брака, существующие между кабардинцами. Но если "чужой" окажется в семье после заключения брака, то его будут стараться приобщить к национальной культуре.
Слайд 31Таким образом, формы заключения брака сохранили свою силу и в
наше время, т.к. являются, объединяющим началом адыгского народа, средством его
определения по национальному признаку, играют большую роль в воспитании подрастающего поколения.
Слайд 32На вопросы анкеты: "Нравятся ли вам свободные отношения между юношей
и девушкой?", "Приветствуете ли вы уход национальных свадебных традиций?", "Как
вы относитесь к многоженству?", "Терпимо ли Вы относитесь к межнациональным бракам?" - выявилась следующая картина. И молодое и старшее поколение кабардинцев не терпят вульгарное, откровенное поведение. Свекровь хочет видеть в своем доме порядочную, но в то же время "быструю" невестку, чтобы у той вся работа кипела в руках. От молодых людей требуют, чтобы они считались с мнением родителей и родственников. Особенно эти черты характера воспитывают в юношах, как будущему главе семьи, отвечающему за благополучие всей семьи. Молодое поколение не видит ничего плохого в браке между различными нациями, а к полигамным бракам отношение резко отрицательное.
Слайд 33 Взаимоотношения между мужем и женой также
претерпели некоторые изменения, они видятся беспрепятственно в течение дня, решают
совместно семейные проблемы. Однако мать в общении с детьми подчеркивает главенство отца в доме, учит детей с уважением относиться к нему и советоваться с ним при решении своих проблем, особенно это касается мальчиков, с проблемами девочек мать справляется сама, учит их послушанию, терпению, трудолюбию.
Слайд 34В заключение я хочу сказать, что изучать народы, нации и
просто людей всегда интересно, а изучать свой народ – вдвойне.
Очень важно найти подход к каждой теме и с самого начала ставить цели и задачи, которые и определили структуру нашего исследования.
Мы изучили духовную культуру на примере свадебного обряда
Рассмотрели традиции прошлого и настоящего в сфере брака
Провели исследования и сделали выводы.
Слайд 35Вхождение нашего народа в систему мировой цивилизации – процесс сложный.
Феномен культуры Кабардино-Балкарии развивается под сильным воздействием научно-технического прогресса, охвативший
все страны мира. Влияет на него и процесс взаимопроникновения разных культур. Но, впитывая в себя все лучшее, культура нашего народа остается самобытной и уникальной. И я постараюсь в дальнейшем тоже внести свой вклад в сохранение нашего наследия!